Как правильно расставить запятые в предложениях

cover
25843
Учить нельзя отдыхать — кажется, тут чего-то не хватает? Запятая — это настоящая звезда пунктуации. Она способна полностью изменить смысл фразы. В статье расскажем, когда запятые ставить необходимо, а когда их лучше приберечь на черный день!
12 января 2024 г.
Содержание статьи

Что такое запятая в русском языке?

Запятая — это разделительный и выделительный знак препинания в пунктуации русского языка.


Запятая похожа на точку, но у неё есть еще продолжение в виде хвостика. Со значением знака — то же самое: мы ставим запятую, когда часть мысли закончена, но мы еще будем продолжать эту мысль дальше. 


У запятой две функции в предложении: 

1) Разделительная — знак отделяет один отрезок речи от другого. Так, запятые разделяют: 

— однородные члены предложения

— части предложения в бессоюзном, сложносочиненном и сложноподчиненном предложении


2) Выделительная — две запятые выделяют отдельный смысловой элемент. Так, запятые выделяют: 

— обращения

— междометия

— вводные слова

— обособленные члены предложения (определения, обстоятельства, приложения, сравнительные обороты)


Когда мы читаем, запятая помогает нам правильно поставить паузу. Иногда эта пауза буквально меняет смысл высказывания. 


Пример: 

Учиться, нельзя отдыхать!

Запятая отделяет слово “учиться” и говорит нам, что пора садиться за учебники и зубрить материал. 


Учиться нельзя, отдыхать! 

Запятая отделяет слово “отдыхать”, и предложение требует от нас отложить книжки в сторону. 


Именно поэтому очень важно уметь использовать их правильно, ставить в нужные места: чтобы другие люди, читая твой текст, всё понимали правильно.

В каких случаях ставится запятая в простом предложении

Есть несколько случаев, когда мы в простом предложении ставим запятые.


Первый — когда нам нужно разделить однородные члены предложения. 


Запятые используются: 

— если между однородными членами предложения нет союзов: “Я любил зиму: меня ждали санки, коньки, ледянка!”

— если однородные члены соединены союзами «а», «но», «да» (в значении «но»): “Я люблю кататься на санках, а Вера — на коньках”

— если между однородными членами стоят повторяющиеся противительные или разделительные союзы: “Аня любит кататься и на санках, и на коньках”.


Важный момент: если повторяющийся союз входит в состав устойчивого словосочетания, то запятые мы не ставим. 


Пример: 

Олег не любил ни санки, ни коньки. 

Ни пуха ни пера тебе на контрольной! 

И в первом, и во втором случае мы видим однородные члены, соединенные повторяющимися союзами. Но во втором случае “ни пуха ни пера” — это устойчивое сочетание, в котором запятая не нужна. 


Второй — когда нам нужно выделить обособленные второстепенные члены предложения. 


К ним относятся: 


1) Определения. 


Выделяются запятыми, если: 

— относятся к личному местоимению (я, мы, ты, вы, он, она, они)

— стоят после определяемого слова и выражены одиночными прилагательными или причастиями с зависимыми словами.


Примеры: 

Над нами появились низкие облака, мягкие, белые. 

Определения выражены одиночными прилагательными, стоят после определяемого слова “облака”, выделяем запятыми. 


Снеговик, построенный в январе, уже начинал таять. 

Определение выражено причастием с зависимым словом, стоит после определяемого слова “снеговик”, выделяем запятыми. 


Найдя себя в списке, восторженная, она убежала хвастаться поступлением. 

Определение выражено одиночным причастием, стоит перед определяемым словом. Однако определяемое слово — личное местоимение “она”, поэтому определение выделяем запятыми. 


2) Дополнения

Тут все просто: дополнение обособляется в любом случае, если вводится в предложение с помощью слов кроме, исключая, включая, не считая, вместо, наряду, помимо, сверх, в отличие от, за исключением.


Пример: 

Все любят санки, кроме Маши. 


3) Приложения

Выделяется запятыми, если: 

— относится к личному местоимению или нарицательному существительному;

— стоит после определяемого имени собственного;

— имеет значение причины или уступки;

— является уточнением.


Примеры: 

Баскетбол, спорт для высоких, доступен не каждому. 

Приложение относится к нарицательному существительному, выделяем. 


Он, тренер, старался научить нас всему. 

Приложение относится к личному местоимению, выделяем. 


Василий, тренер, старался научить нас всему. Тренер Олег был не таким ответственным.

И в первом, и во втором случае мы видим приложения, относящиеся к имени собственному. Но в первом случае приложение стоит после него, поэтому выделяется запятыми. 

Покоритель земель и первооткрыватель, Колумб был изначально обычным торговцем. 

Приложение уточняет определяемое слово, выделяем.


4) Обстоятельства 

Выделяются запятыми, если: 

— выражены деепричастным оборотом 

— выражено одиночным деепричастием в роли второстепенного сказуемого или двумя однородными деепричастиями, соединенными союзом

— имеют значение причины, цели, условия и уступки 

— являются уточнениями


Примеры: 

Я шла неуверенно, опасаясь темноты, обступившей меня со всех сторон. 

Опасаясь, я шла неуверенно. 

Я шла неуверенно, опасаясь и вздрагивая.

Здесь ты видишь примеры обстоятельств — деепричастий. 


Я шла неуверенно, вследствие позднего времени и темноты. 

А тут обстоятельство выражено существительными, но имеет значение причины, поэтому тоже выделяется запятой. 


5) Присоединительные, пояснительные, уточняющие конструкции

Уточняющая конструкция конкретизирует поясняемое слово. 

Пояснительная — показывает, что именно поясняемое слово может значить (обычно идет в комплекте со словами например, даже, в частности, особенно и т.п.)

Присоединительная — дает дополнительные сведения для всего предложения. 


Все они выделяются запятыми. 


Примеры:

Бабушка приехала в конце декабря, как раз накануне Нового года. 

Это – уточнение, выделяем запятой. 


Свете нравились цветы, особенно розовые розы. 

Это пояснительная конструкция. 


Олег выучил язык, и довольно быстро. 

Конструкция сообщает дополнительные сведения, это присоединение. 


6) Слова, не связанные с другими членами предложения.

Это могут быть: 

— обращения

— вводные слова

— междометия

— слова согласия и отрицания

— отрицательные частицы “нет” и “что” в качестве вопроса. 


Примеры: 

Оля, открой мне дверь! Судя по всему, ты опять заснула. Ох, как же с тобой трудно! Да, я очень устала. Нет, я не ела на работе. Что, ты приготовила ужин? 


В этом коротком тексте мы привели примеры выделяемых слов в том же порядке, в котором называли их. Уверены, ты сможешь их найти!

Запятая в сложном предложении

Тут все проще. 

Запятая ставится в трех видах предложений. 


  1. В сложносочиненных между простыми предложениями перед соединяющим их союзом. 


Исключение: если у двух простых предложений есть общий второстепенный член или вводное слово, либо предложения сами по себе синонимичны. 


Пример: 

Было тепло, и на площадке резвились дети. 

Вчера было тепло и на площадке резвились дети.


Во втором случае есть общий второстепенный член “вчера”, потому мы не ставим запятую между двумя простыми предложениями. 


1) В сложноподчиненных между главной и придаточной частью. 

Пример: 

Вера и Олег зашли в пункт выдачи, чтобы Олег забрал подарок для мамы. 


2) В бессоюзных предложениях, если внутри простых предложений нет своих знаков препинания. 



Пример: 

Я закончила школу с золотой медалью, я горжусь собой!

Запятая в предложениях с прямой речью

Прямая речь — это точная, дословная передача чужой речи со всеми лексическими и синтаксическими особенностями. 


На письме прямая речь («П») заключается в кавычки, и с ней в комплекте всегда идут слова автора (А, а). 


Запятая в таком предложении ставится в двух случаях: 


  1. Прямая речь перед словами автора: «П», — а.
  2. Прямая речь прерывается словами автора. Тогда слова автора могут быть отделены одной запятой (если разрыв происходит между двумя предложениями — «П, — а. — П») или двумя, если разрыв в середине одного предложения — «П, — а, —п»


Примеры: 

«Мам, я хочу готовиться к экзаменам в СОТКЕ», — начал Ваня.

«Мам, — начал Ваня, — давай я буду готовиться к экзаменам в СОТКЕ?»

«Мам, я хочу готовиться к экзаменам в СОТКЕ», — сказал Ваня. — «Поможешь мне выбрать репетитора?» 



То, что в кавычках — прямая речь Вани. Все остальное — слова автора. Как видишь, при разном расположении мы ставим разные знаки препинания, используя схемы выше. 


Проверь себя

Запятая — это…

— знак препинания, отделяющий законченную часть текста

— разделительный и выделительный знак препинания в пунктуации русского языка.

— отделительный непарный знак препинания, обозначающий на письме паузу в речи говорящего


В каком из указанных случаев не нужна запятая? 

— Олег прибежал в последнюю минуту (_) как раз перед началом представления. 

— Бабушка Оля (_) старалась научить меня всему.

— Вера не любит ни математику (_) ни русский язык.


В каком случае в сложном предложении не ставится запятая между двумя его частями? 

— когда в сложноподчиненном предложении придаточная часть стоит перед главной

— когда у двух частей сложносочиненного предложения есть общий второстепенный член или вводное слово

— запятая будет ставиться в любом случае

Admin1