Как правильно расставить запятые в предложениях

Что такое запятая в русском языке?
Запятая — это разделительный и выделительный знак препинания в пунктуации русского языка.
Запятая похожа на точку, но у неё есть еще продолжение в виде хвостика. Со значением знака — то же самое: мы ставим запятую, когда часть мысли закончена, но мы еще будем продолжать эту мысль дальше.
У запятой две функции в предложении:
1) Разделительная — знак отделяет один отрезок речи от другого. Так, запятые разделяют:
— однородные члены предложения
— части предложения в бессоюзном, сложносочиненном и сложноподчиненном предложении
2) Выделительная — две запятые выделяют отдельный смысловой элемент. Так, запятые выделяют:
— обращения
— междометия
— вводные слова
— обособленные члены предложения (определения, обстоятельства, приложения, сравнительные обороты)
Когда мы читаем, запятая помогает нам правильно поставить паузу. Иногда эта пауза буквально меняет смысл высказывания.
Пример:
Учиться, нельзя отдыхать!
Запятая отделяет слово “учиться” и говорит нам, что пора садиться за учебники и зубрить материал.
Учиться нельзя, отдыхать!
Запятая отделяет слово “отдыхать”, и предложение требует от нас отложить книжки в сторону.
Именно поэтому очень важно уметь использовать их правильно, ставить в нужные места: чтобы другие люди, читая твой текст, всё понимали правильно.
В каких случаях ставится запятая в простом предложении
Есть несколько случаев, когда мы в простом предложении ставим запятые.
Первый — когда нам нужно разделить однородные члены предложения.
Запятые используются:
— если между однородными членами предложения нет союзов: “Я любил зиму: меня ждали санки, коньки, ледянка!”
— если однородные члены соединены союзами «а», «но», «да» (в значении «но»): “Я люблю кататься на санках, а Вера — на коньках”
— если между однородными членами стоят повторяющиеся противительные или разделительные союзы: “Аня любит кататься и на санках, и на коньках”.
Важный момент: если повторяющийся союз входит в состав устойчивого словосочетания, то запятые мы не ставим.
Пример:
Олег не любил ни санки, ни коньки.
Ни пуха ни пера тебе на контрольной!
И в первом, и во втором случае мы видим однородные члены, соединенные повторяющимися союзами. Но во втором случае “ни пуха ни пера” — это устойчивое сочетание, в котором запятая не нужна.
Второй — когда нам нужно выделить обособленные второстепенные члены предложения.
К ним относятся:
1) Определения.
Выделяются запятыми, если:
— относятся к личному местоимению (я, мы, ты, вы, он, она, они)
— стоят после определяемого слова и выражены одиночными прилагательными или причастиями с зависимыми словами.
Примеры:
Над нами появились низкие облака, мягкие, белые.
Определения выражены одиночными прилагательными, стоят после определяемого слова “облака”, выделяем запятыми.
Снеговик, построенный в январе, уже начинал таять.
Определение выражено причастием с зависимым словом, стоит после определяемого слова “снеговик”, выделяем запятыми.
Найдя себя в списке, восторженная, она убежала хвастаться поступлением.
Определение выражено одиночным причастием, стоит перед определяемым словом. Однако определяемое слово — личное местоимение “она”, поэтому определение выделяем запятыми.
2) Дополнения
Тут все просто: дополнение обособляется в любом случае, если вводится в предложение с помощью слов кроме, исключая, включая, не считая, вместо, наряду, помимо, сверх, в отличие от, за исключением.
Пример:
Все любят санки, кроме Маши.
3) Приложения
Выделяется запятыми, если:
— относится к личному местоимению или нарицательному существительному;
— стоит после определяемого имени собственного;
— имеет значение причины или уступки;
— является уточнением.
Примеры:
Баскетбол, спорт для высоких, доступен не каждому.
Приложение относится к нарицательному существительному, выделяем.
Он, тренер, старался научить нас всему.
Приложение относится к личному местоимению, выделяем.
Василий, тренер, старался научить нас всему. Тренер Олег был не таким ответственным.
И в первом, и во втором случае мы видим приложения, относящиеся к имени собственному. Но в первом случае приложение стоит после него, поэтому выделяется запятыми.
Покоритель земель и первооткрыватель, Колумб был изначально обычным торговцем.
Приложение уточняет определяемое слово, выделяем.
4) Обстоятельства
Выделяются запятыми, если:
— выражены деепричастным оборотом
— выражено одиночным деепричастием в роли второстепенного сказуемого или двумя однородными деепричастиями, соединенными союзом
— имеют значение причины, цели, условия и уступки
— являются уточнениями
Примеры:
Я шла неуверенно, опасаясь темноты, обступившей меня со всех сторон.
Опасаясь, я шла неуверенно.
Я шла неуверенно, опасаясь и вздрагивая.
Здесь ты видишь примеры обстоятельств — деепричастий.
Я шла неуверенно, вследствие позднего времени и темноты.
А тут обстоятельство выражено существительными, но имеет значение причины, поэтому тоже выделяется запятой.
5) Присоединительные, пояснительные, уточняющие конструкции
Уточняющая конструкция конкретизирует поясняемое слово.
Пояснительная — показывает, что именно поясняемое слово может значить (обычно идет в комплекте со словами например, даже, в частности, особенно и т.п.)
Присоединительная — дает дополнительные сведения для всего предложения.
Все они выделяются запятыми.
Примеры:
Бабушка приехала в конце декабря, как раз накануне Нового года.
Это – уточнение, выделяем запятой.
Свете нравились цветы, особенно розовые розы.
Это пояснительная конструкция.
Олег выучил язык, и довольно быстро.
Конструкция сообщает дополнительные сведения, это присоединение.
6) Слова, не связанные с другими членами предложения.
Это могут быть:
— обращения
— вводные слова
— междометия
— слова согласия и отрицания
— отрицательные частицы “нет” и “что” в качестве вопроса.
Примеры:
Оля, открой мне дверь! Судя по всему, ты опять заснула. Ох, как же с тобой трудно! Да, я очень устала. Нет, я не ела на работе. Что, ты приготовила ужин?
В этом коротком тексте мы привели примеры выделяемых слов в том же порядке, в котором называли их. Уверены, ты сможешь их найти!
Запятая в сложном предложении
Тут все проще.
Запятая ставится в трех видах предложений.
- В сложносочиненных между простыми предложениями перед соединяющим их союзом.
Исключение: если у двух простых предложений есть общий второстепенный член или вводное слово, либо предложения сами по себе синонимичны.
Пример:
Было тепло, и на площадке резвились дети.
Вчера было тепло и на площадке резвились дети.
Во втором случае есть общий второстепенный член “вчера”, потому мы не ставим запятую между двумя простыми предложениями.
1) В сложноподчиненных между главной и придаточной частью.
Пример:
Вера и Олег зашли в пункт выдачи, чтобы Олег забрал подарок для мамы.
2) В бессоюзных предложениях, если внутри простых предложений нет своих знаков препинания.
Пример:
Я закончила школу с золотой медалью, я горжусь собой!
Запятая в предложениях с прямой речью
Прямая речь — это точная, дословная передача чужой речи со всеми лексическими и синтаксическими особенностями.
На письме прямая речь («П») заключается в кавычки, и с ней в комплекте всегда идут слова автора (А, а).
Запятая в таком предложении ставится в двух случаях:
- Прямая речь перед словами автора: «П», — а.
- Прямая речь прерывается словами автора. Тогда слова автора могут быть отделены одной запятой (если разрыв происходит между двумя предложениями — «П, — а. — П») или двумя, если разрыв в середине одного предложения — «П, — а, —п»
Примеры:
«Мам, я хочу готовиться к экзаменам в СОТКЕ», — начал Ваня.
«Мам, — начал Ваня, — давай я буду готовиться к экзаменам в СОТКЕ?»
«Мам, я хочу готовиться к экзаменам в СОТКЕ», — сказал Ваня. — «Поможешь мне выбрать репетитора?»
То, что в кавычках — прямая речь Вани. Все остальное — слова автора. Как видишь, при разном расположении мы ставим разные знаки препинания, используя схемы выше.
Проверь себя
Запятая — это…
— знак препинания, отделяющий законченную часть текста
— разделительный и выделительный знак препинания в пунктуации русского языка.
— отделительный непарный знак препинания, обозначающий на письме паузу в речи говорящего
В каком из указанных случаев не нужна запятая?
— Олег прибежал в последнюю минуту (_) как раз перед началом представления.
— Бабушка Оля (_) старалась научить меня всему.
— Вера не любит ни математику (_) ни русский язык.
В каком случае в сложном предложении не ставится запятая между двумя его частями?
— когда в сложноподчиненном предложении придаточная часть стоит перед главной
— когда у двух частей сложносочиненного предложения есть общий второстепенный член или вводное слово
— запятая будет ставиться в любом случае