Социализация индивида

Значение термина
Для начала разберемся с терминологией.
Социализация — это процесс приобщения индивида к социальным нормам, установленным в обществе, а также освоение им социальных ролей.
А теперь проще. Индивид — это человек с точки зрения биологии. Представь только что родившегося младенца — он пока только индивид. У него нет характера, нет знаний, есть только инстинкты, как у обычного животного.
Затем младенец оказывается среди людей (обычно в семье). Он растет. Его учат есть ложкой, ходить, говорить, одеваться. Воспитывают: объясняют правила поведения, показывают, как нужно общаться.
Став старше, этот ребенок идет в детский сад, в школу, в институт, на работу — и везде продолжает усваивать правила поведения в обществе, учится быть сначала учеником, затем студентом, потом сотрудником.
Вот весь этот процесс и называется социализацией. Она происходит на протяжении жизни с помощью нескольких агентов.
Агенты социализации — это социальные институты, группы или индивиды, передающие индивиду культурные и социальные нормы, влияющие на формирование убеждений, навыков и базовых ценностей личности.
Легко запомнить: агенты социализации — как тайные агенты, задача которых — сделать из маленького младенчика взрослого и адекватного члена общества.
К таким агентам относятся:
- Семья. Цель — передать базовые ценности, нормы и навыки. Если этот агент отсутствует, человек может страдать от этого всю жизнь — почитай на досуге про детей Маугли.
- Сверстники. Цель — помочь человеку осознать свое место в группе, понять, в чем его сильные и слабые стороны.
- Учреждения образования: детский сад, школа, институт. Цель — обучить важным знаниям, привить нормы общества и научить людей взаимодействию между собой.
- СМИ (в основном, интернет). Цель — передать культурные стандарты, ценности и нормы.
- Другие организации: религиозные, общественные, рабочие. Цель — помочь личности освоить как можно больше социальных ролей.
Важность социализации
Вспоминаем того самого младенца.
Мы знаем, что произойдет, если социализация индивида пойдет как надо: он вырастет взрослым человеком, адекватным членом общества.
А что, если нет? Может, не так уж важен этот процесс?
Давай оставим младенца в лесу и обеспечим его пищей (чтобы он не погиб в первые же дни). Допустим, его будут кормить волки.
Младенец будет расти. Но он не научится ходить — ведь у него не будет примера перед глазами. Он не научится одеваться — он не будет знать, что это необходимо. Он не научится говорить — никто рядом с ним не будет разговаривать.
Он не станет личностью, у него не будет характера, убеждений и мыслей. Такой ребенок навсегда останется животным.
Действительно навсегда: в истории известны примеры, когда таких детей находили и пытались ввести в общество в осознанном возрасте. К сожалению, нельзя научить тому, чему не научили в детстве: такие люди привыкли к образу жизни животного и вели себя соответственно.
Кстати, поэтому история про Маугли совершенно нереальна.
А что, если убрать другие агенты социализации? Оставить только семью?
Ответ прост: индивид, может, и усвоит базовые ценности. Но он не будет уметь общаться, не освоит социальных ролей, не сможет делать то, что умеет любой социализированный взрослый.
Представь, что ты до 14 лет растешь дома. Никуда не выходишь. У тебя нет книг, нет телевизора, нет интернета. Ты общаешься только с родителями.
Как думаешь, ты будешь уметь читать? Писать? Считать? Сможешь ли подойти и пообщаться с кем-то другим? Получится ли у тебя подать документы в институт?
Правильный ответ — нет, и такие примеры истории тоже известны. Профессор Джон Шепард, изучавший социализацию, описывал такой случай: “Джинни 13 лет провела в изолированной комнате, куда ее поместил отец. Она не привыкла к одежде, не умела говорить, ходить и жевать, а ее социальное поведение было крайне примитивным. Четырехгодичные попытки социализировать Джинни оказались безуспешными: она не могла читать и говорила только короткими фразами”.
Этапы социализации
Важно запомнить: процесс социализации длится всю жизнь, этот процесс не заканчивается. Однако условно его можно разделить на три этапа:
- Первичная (от рождения до школы, 0-7 лет). В этот период ребенок благодаря семье усваивает основные социальные нормы, базовые ценности, учится ходить, говорить, играть. Учится просить, а не отбирать, договариваться, а не драться.
- Вторичная (все школьные годы, примерно 7-17 лет). Тут активно работают образовательные организации, сверстники и СМИ, выполняя свои задачи.
- Третичная (вся взрослая жизнь). В этот период на человека влияют общественные организации, место работы, собственная семья и друзья.
То, как будет проходить процесс социализации, зависит от нескольких факторов:
- физиологические особенности индивида
- Психологические особенности
- Социальное окружение
- Государственная политика и деятельность средств массовой информации
Виды социализации
Классификацию социализации проводят по нескольким параметрам:
1) По соответствию общепринятым нормам:
— позитивная (модели и нормы поведения, которые усваивает человек, социально одобряемы и допустимы)
— негативная (наоборот: то, что человек усвоил, как норму, не укладывается в рамки допустимого обществом)
2) По времени усвоения норм:
— с задержкой, или проблемная (социальные нормы усваиваются позднее, чем должны)
— своевременная (все нормы усвоены в соответствии с этапом социализации)
— предвосхищающая, или опережающая (социальные нормы соответствующей роли или группы человек усваивает до того, как в эту группу попадет)
3) По среде, в которой протекает:
— Формальная (происходит организованно, в официальных учреждениях через объяснение правил, норм, навыкам и обязанностям)
— Неформальная (происходит вне какой-то структуры, окружающие люди своим примером показывают правила группы)
Все мы живем в обществе, поэтому без социализации нельзя представить себе личность: ведь именно этот процесс закладывает основы поведения и помогает освоить ключевые навыки взаимодействия.
Проверь себя
Социализация — это:
— совокупность учреждений и организаций, помогающих в усвоении социальных ролей
— процесс приобщения индивида к социальным нормам, установленным в обществе, а также освоение им социальных ролей.
— поведение, соответствующее общественным нормам, принципам, и социальным ролям
Что среди перечисленного является агентом вторичной социализации?
— поликлиника
— семья
— вуз
Отметь верное утверждение:
— Проживание мужчины и женщины вместе до свадьбы — это пример предвосхищающей социализации.
— Употребление алкоголя и сквернословие — это пример опережающей социализации.
— Объяснение правил игры в баскетбол на уроке — это пример неформальной социализации.