Духовный мир

Что такое духовный мир человека
Тебе когда-нибудь говорили, что важно не то, что снаружи, а то, что внутри? Так вот, этот принцип работает не только с книгами или холодильником, но и к людям он вполне себе применим.
У каждого из нас есть внутренний мир. Он состоит из мировоззрения, убеждений, стремлений, ценностей, воспитания, чувств, идеалов и многого другого. Это своеобразное сочетание тех качеств, что заложены в нас природой, и того опыта, который мы получили в течение жизни и в процессе взаимодействия с другими членами общества. Внутренний мир — это все то, что находится внутри человека, то что делает нас именно теми, кем мы являемся.
Все эти «внутренности» мы и называем духовным миром — и они же представляют собой полную противоположность мира материального. Духовный мир на то и духовный, что он неразличим и неосязаем: мы не можем вытащить его, повертеть в руках, потрогать, понюхать и как следует изучить. Он существует в нашем сознании, но не находит воплощения в физической реальности.
А еще духовному миру очень сложно дать конкретное определение. Кто-то говорит, что это часть личности, состоящая из знаний, эмоций и чувств; кто-то — что это сфера самопознания и формирования духовных идеалов; кто-то — что это нравственные ориентиры, моральные нормы и установки человека. Давай попробуем объединить все эти определения в одно, более полное и общее.
Духовный мир человека — это совокупность его взглядов на мир, ценностей, стремлений и идеалов, которые определяют его отношение к миру внешнему, материальному.
Сфера духовной жизни
А теперь давай отойдем на шаг назад, чтобы понять, какую роль выполняет духовный мир человека в большом пазле под названием «общество».
Вернемся на секунду в самое начало изучения обществознания. И вспомним, что всю жизнь общества можно разделить на сферы: социальную, экономическую, политическую и… да-да, как раз духовную. И эта сфера включает в себя множество различных явлений: начиная от культуры и искусства и заканчивая моралью и религией.
Духовная жизнь — это сфера общественной жизни, включающая в себя производство, распространение и потребление ценностей духовной культуры.
По сути, это то, как внутренний мир человека проявляется во внешнем контексте — как он относится к миру, в соответствии с какими ценностями живет и действует, как проявляет свои нравственные качества в реальном мире.
Кстати, в отличие от духовного мира человека, предметы, относящиеся к духовной сфере, могут быть как материальными, так и нематериальными (их еще иногда называют вещественными и невещественными). Например, само по себе искусство или сама по себе религия не имеют физической оболочки. А вот «Черный квадрат» Малевича или красивые переплеты Библии — вполне себе осязаемые предметы.
Духовный мир человека и духовная жизнь общества прочно и неразрывно связаны между собой. Именно наличие духовной сферы позволяет нам удовлетворять свои духовные потребности, а также реализовать культурные нормы и ценности. А сами мы, в свою очередь, именно благодаря наличию духовных потребностей, культурных норм и ценностей, формируем духовную жизнь общества.
Структура духовного мира человека
Структурировать нашу внутреннюю, нематериальную часть, достаточно сложно. Но ее можно условно разделить на 3 больших блока: когнитивный, эмоционально-волевой и ценностно-идеологический.
Когнитивный блок отвечает за наше стремление познавать мир и самого себя: это то, как мы растем и развиваемся, как усваиваем информацию, как используем полученные навыки и опыт для преобразования нашей реальности.
Эмоционально-волевой блок — это наш эмоциональный интеллект. Он ответственен за чувства и эмоции, которые мы испытываем и выражаем, за эмпатию и понимание других людей, а также за проявление сдержанности и силы воли.
И, наконец, ценностно-идеологический блок. В него входит наше мировоззрение, наши ценности и идеалы, наши стремления и цели, наши убеждения и нормы морали, на основе которых мы действуем и принимаем решения в жизни.
Мировоззрение — это система устойчивых взглядов, концепций и представлений об окружающем мире.
Ценности и нормы человека
Говоря ценностях и нормах, определяющих мировоззрение и поведение человека, нам стоит вспомнить еще несколько важных понятий. И начнем мы вот с какого.
Свобода совести — это естественное право человека на формирование каких-либо ценностей и убеждений, а также следование им.
То есть, каждый из нас имеет право верить в то, во что он хочет верить, и придерживаться тех ценностей, которые сам считает для себя важными. Свобода совести, кстати, является одним из правовых принципов, закрепленных в Конституции РФ.
Так, со свободой совести разобрались. Теперь продолжаем наше путешествие по важным составляющим духовного мира человека! Гражданственность, патриотизм и гуманизм — что это за волшебные слова и почему они играют важную роль в духовной сфере?
Гражданственность — это степень осознания себя гражданином своей страны и соответствующее этому поведение.
То есть, это то, как мы относимся к другим гражданам нашей страны и к государству, в котором мы живем. Гражданственность — это не только про то, какого цвета паспорт у тебя в руках, но и про то, как ты распоряжаешься правами и выполняешь обязанности гражданина своей страны. Это про твою ответственность перед страной и будущими поколениями.
Патриотизм — это чувство любви и преданности, которое человек испытывает по отношению к своей Родине и своему народу.
«Такой, как есть, и меня не сломать — и все потому что… я русский! Я иду до конца». Говоря кратко, патриотизм — это, в первую очередь, про то, чтобы любить свою страну, гордиться ее достижениями и проявлять интерес к ее исторической судьбе.
Гуманизм — это система воззрений, в основе которой лежит предположение о том, что человек является высшей ценностью.
Еще со средней школы мы помним, что гуманизм дословно означает «человеколюбие». То есть, суть этой системы воззрений в том, чтобы любить и уважать всех людей (а также их взгляды и мировоззрения) и действовать во благо людей.
Общественное и индивидуальное сознание
Мы уже упоминали, что духовный мир человека и духовная жизнь общества находятся в тесной взаимосвязи и постоянно влияют друг на друга. То же самое происходит с общественным и индивидуальным сознанием.
Давай начнем с определений, а дальше разберем отдельно каждую из форм сознания.
Индивидуальное сознание — это совокупность взглядов, идей, мыслей, чувств и действий, присущая конкретному человеку.
Получается, что у меня будет одно индивидуальное сознание, а у моей сестры или одноклассника — уже совсем другое. Индивидуальное сознание свое у каждого человека на нашей планете.
Общественное сознание — это совокупность коллективных ценностей, существующих в обществе и отражающих условия жизни людей.
То есть, это то, в соответствии с какими идеями и воззрениями живет общество, что для него является главной ценностью.
Индивидуальное сознание
Индивидуальное сознание каждого из нас формируется с самого раннего детства. И в большей степени на него влияют такие факторы как воспитание, образ жизни и смена деятельности.
Например, ребенок, который вырос в строгой семье, будет иметь индивидуальное сознание, отличное от того, которому родители все разрешали. Столь же разное индивидуальное сознание будет у двух людей, один из которых был с детства приучен к занятиям спортом и правильному питанию, а другой после окончания школы ни разу не надевал спортивную форму. Или другой пример: насколько разным будет индивидуальное сознание банкира и парикмахера? Или строителя и преподавателя иностранных языков?
Все потому что внешний контекст, окружающий мир оказывает сильное влияние не формирование индивидуального сознания человека. То, в какой семье мы растем, какой религии придерживаемся, к какой социальной группе и к какому этносу относимся, какую работу выполняем и гражданином какого государства мы являемся, — все эти факторы вносят свой вклад в то, каких взглядов и ценностей мы в итоге будем придерживаться.
Общественное сознание
Общественное сознание тоже бывает очень разным. Начнем с того, что оно может базироваться на совершенно разных вещах: начиная от идей и теорий (например, как это было с построением коммунизма в СССР), заканчивая системами воззрений и даже чувствами (к примеру, чувством несправедливости или чувством долга, которые обостряются в сложные для страны и общества времена).
В зависимости от того, какие ценности лежат в основе общественного сознания, оно может принимать разные формы. Вот некоторые из этих форм:
- Правовое сознание,
- Экономическое сознание,
- Политическое сознание,
- Религиозное сознание,
- Моральное сознание,
- Эстетическое сознание.
Например, правовое сознание базируется на важности роли права в жизни общества, а религиозное — на основополагающей для общества вере в сверхъестественное.
У общественного сознания также есть свои отличительные черты.
Во-первых, разные формы общественного сознания регулярно оказывают влияние друг на друга. Ну, потому что общество не может опираться только на экономику или только на эстетику — в реальном мире все эти сферы тесно связаны между собой и одно не может существовать без другого.
Во-вторых, события, которые случаются в обществе, также влияют на общественное сознание — и наоборот, ценности, которые признаны важными в обществе, находят отражение в том, что происходит вокруг.
В-третьих, общественное сознание передается по наследству — это называется преемственное развитие. Это не означает, что каждое новое поколение забирает все идеи и мировоззрения предыдущего — вовсе нет. Но мы наследуем ценности и традиции, опираемся на них и в определенной степени копируем поведение наших мам и пап, бабушек и дедушек.
Ну и, в-четвертых, уровень развития общественного сознания не всегда соответствует событиям, происходящим в обществе. Например, во время глобальных перемен и кризисов общество вполне может быть не готово к случившемуся. И, наоборот, развитие общества может сильно опережать существующие реалии.
Еще у общественного сознания есть уровни. Только не совсем как в компьютерной игре — скорее как в салате, который нужно выкладывать слоями. В общем, что-то вроде селедки под шубой.
Получается, что наша сельдь (теоретический уровень) — это идеология. Но не всегда какая-то конкретная. В этом смысле идеология — это скорее набор теоретических знаний общества о мире, степень познания окружающего мира и его процессов.
А вот шубой (обыденным уровнем) называют общественную психологию. Это то, как общественная жизнь и события, которые в ней происходят, отражаются в чувствах и настроениях людей.
Одним из проявлений общественной психологии, наиболее распространенным и понятным для нас, является наличие в обществе определенного менталитета.
Менталитет — устойчивый способ мировосприятия, характерный для больших социальных групп и обусловливающий особенности их реакции на факты и процессы реального мира.
Например, частью российского менталитета считается закрытость и холодность в общении, особенно с незнакомыми людьми, а вот американского — наоборот, показное радушие и улыбчивость.
Это все, что нужно знать о духовном мире человека — и о тех самых «внутренностях», которые определяют каждого из нас как личность и как члена общества. Важно помнить, что духовный мир у всех разный: каждого человека отличают свои особенности восприятия, мировоззрения, у каждого есть свои ценности и взгляды на мир. Но это не мешает нам быть обществом — а, совсем наоборот, именно эта разность помогает нам дополнять друг друга и развиваться.
Проверь себя
Что из перечисленного не относится к духовному миру человека?
— Мировоззрение,
— Коллекция картин,
— Стремление познавать мир.
Что такое гражданственность?
— Любовь и преданность по отношению к своей Родине,
— Любовь ко всем людям в мире,
— Осознание себя гражданином страны.
Что означает сельдь в нашем обществоведческом новогоднем салате?
— Индивидуальное сознание,
— Совокупность знаний общества о мире,
— Обыденную психологию.