Образование

cover
5245
“Не хочу в садик!” — плачет сестра, и мама оставляет её дома. “Не хочу в школу!” — заявляешь ты, но тебе отдохнуть не разрешают: ведь с 1992 года получение образования в России обязательно. Что такое образование и что ждет после школы? Об этом — в статье.
26 января 2024 г.
Содержание статьи

Что такое образование

Начнем с определения. 


Образование — это процесс пе­да­го­ги­че­ски ор­га­ни­зо­ван­ной со­циа­ли­за­ции, состоящий из воспитания и обучения, и направленный на формирование новых знаний, развитие способностей, приобретение новых навыков и опыта. 


Если короче, то это воспитание и обучение человека с целью социализации. Понятнее не стало? Давай разбираться. 


Про социализацию мы уже писали здесь. Коротко напомним, что это процесс приобщения человека к нормам общества и освоение им социальных ролей. 


Воспитание — это деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации людей на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.


Обучение — это процесс, в результате которого учащиеся под руководством учителя овладевают знаниями, умениями и навыками, общими или специальными.


Разница между воспитанием и обучением в том, что воспитывать могут родители, педагоги, бабушки, братья и даже просто посторонние люди. Это, так сказать, обучение жизни, особенностям взаимодействия с обществом. 


А обучение — это организованный процесс, когда ты получаешь какой-то конкретный навык или умение. 


Когда мама просит тебя уступить место пожилому дедушке в автобусе — это воспитание. 

Когда мама показывает тебе, как готовить пирог, а потом смотрит, как ты справляешься — это обучение. 


Так вот, образование — это два в одном, воспитание и обучение, которые организованы специальными людьми в специальных организациях.

Система образования

Система образования — модель, объединяющая институциональные структуры, основной целью которых является образование обучающихся в них.


Когда мы говорим об образовании, мы понимаем, что это не одна организация, а много разных. Это школы, университеты, детские сады, кружки, колледжи и так далее. Все организации и люди, обеспечивающие образование в конкретной стране, называются системой образования. 


В разных странах системы образования могут быть организованы по-разному. Где-то образование бесплатное и обязательное, где-то нет. Где-то каждый человек может получить высшее образование, где-то — только избранные. Все зависит от целей, политического строя и финансовых возможностей государства.

Виды образования в России

Образование может быть обязательным и необязательным, оно разнообразно по целям и формам. 


Система образования в России выделяет следующие виды образования: 

  1. общее;
  2. профессиональное;
  3. дополнительное;
  4. профессиональное обучение.


У каждого вида есть свои уровни и задачи. Рассмотрим их отдельно.


Общее образование


Это уровень, который в России обязан получить каждый гражданин. 


Цель общего образования — дать человеку основу, базу знаний, которые пригодятся ему в жизни. 


В него включены такие уровни: 

  1. Дошкольное. Необязательный, но желательный этап. Начинается в первые годы жизни ребенка и длится до 7-8 лет (до школы). Задача этого этапа — развить физические, интеллектуальные, нравственные и личные качества ребенка, а также подготовить его к следующим уровням обучения.
  2. Начальное общее. Обязательный этап, 1-4 класс школы. Программа минимум — научить ребенка элементарным знаниям: чтению, письму и счету, культуре поведения и навыками самоконтроля для дальнейшего обучения.
  3. Основное общее. Обязательный этап, 5-9 класс школы. Задача — дать человеку представления об основах наук, развить его склонности и интересы, стимулировать способность к самоопределению.
  4. Среднее общее. Обязательный этап, его получают или в 10-11 классе школы или на первых курсах колледжей и техникумов. Задача этой ступени — развить интерес к познанию и сформировать навык самостоятельного обучения, чтобы подготовить ребенка к продолжению образования и работе.


Профессиональное образование


Цель этого вида образования — дать человеку профессию. 


В России оно делится на два уровня: 

1) Среднее профессиональное образование (СПО). Его получают в колледжах, техникумах, профессиональных училищах. Длится от 2 до 5 лет. 

Задача — подготовить квалифицированные кадры, которым в работе не понадобится широкая академическая база. 

Получить СПО можно или одновременно со средним общим образованием, или уже после него. 


2) Высшее образование (ВО). Получают в институтах и университетах. Длится этап от 4 до 7 лет в зависимости от специальности. 

В России есть несколько уровней ВО: 

— 1 уровень — бакалавриат (по Болонской системе). Обучение длится 4 года. 

— 2 уровень — магистратура (по Болонской системе, 2 года) или специалитет (по отечественной системе, обучение длится 5 лет (на специалитет поступают после школы и его окончание приравнивается к магистратуре)

— 3 уровень — постдипломное ВО, подготовка кадров высшей квалификации. К нему относятся:

  1. Аспирантура (в военных или ведомственных учебных заведениях её называют адъюнктурой) — это обучение для получения степени кандидата наук.
  2. Ординатура (для врачей) — обучение для получения права вести врачебную деятельность.


Дополнительное образование


Дополнительное образование потому и дополнительное, что не является обязательным, и как бы дополняет общее. 


Бывает двух типов: 

  1. общеразвивающие программы для детей и взрослых: кружки, секции, клубы по интересам. Театральная студия в школе — это общеразвивающее дополнительное образование.  
  2. предпрофессиональные программы, только для детей: музыкальные, художественные, спортивные школы. 


Профессиональное обучение


Профессиональное обучение ориентируется только на получение новых профессиональных компетенций для рабочих и служащих.


К нему относится:

— повышение квалификации (чтобы получить новые знания и навыки по уже имеющейся специальности) 

— профессиональная переподготовка (чтобы получить новую профессию или новую должность). Получать такое образование могут выпускники и студенты колледжей и и вузов.


Разница в том, что при повышении квалификации ты развиваешься в своей профессии, а при переподготовке — получаешь другую. 


Например, если учитель биологии научится вести урок с помощью цифровых технологий — это будет повышение квалификации. А если этот учитель переучится и начнет вести химию, то это будет переподготовка.

Функции образования

Зачем нужно образование отдельному человеку — в целом, понятно: чтобы можно было работать и обеспечивать себя и семью. 


А зачем нужно образование государству? 


Рассмотрим функции образования с этой точки зрения: 


  1. Экономическая. Государству необходимы рабочие, служащие и специалисты, способные производить товары и услуги. Это обеспечивает товарооборот. Представь, что все люди не получали бы никакого образования: мы бы просто умерли. Некому было бы обслуживать дома, сантехнику, некому было бы производить пищу.
  2. Социальная. Социализация обеспечивается взаимодействием с другими людьми. Образовательные организации — это скопление самых разных людей. Во время учебы ты учишься не только математике и биологии: ты учишься общаться и договариваться с другими людьми.
  3. Культурная. В ходе образования следующему поколению передается опыт предыдущих: традиции, культура, мировоззрение. Если бы не было образования, каждому поколению приходилось бы заново изобретать колесо.
  4. Воспитательная. Образование помогает передать нравственные и моральные ценности, приучить к правилам поведения и законам конкретного общества.

Проверь себя

Образование — это: 

— деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации людей на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

— процесс пе­да­го­ги­че­ски ор­га­ни­зо­ван­ной со­циа­ли­за­ции, состоящий из воспитания и обучения, и направленный на формирование новых знаний, развитие способностей, приобретение новых навыков и опыта. 

— процесс приобщения человека к нормам общества и освоение им социальных ролей


Елена после детского сада пошла не только в обычную школу, но и в музыкальную. Затем она поступила в университет, проучилась там пять лет и , стала учителем музыки. А после, чтобы занять должность заместителя директора, прошла подготовку по специальности “Управление образовательными организациями”. Какого вида образования не получала Елена? 

— профессиональное обучение: переподготовка

— профессиональное образование: специалитет

— дополнительное образование: общеразвивающие программы


Какой функции образования не существует? 

— экономическая

— правовая

— социальная

Admin1