Научное познание

cover
12004
Как мы можем исследовать мир? Как прийти к истине? Откуда берется информация? Ответы на эти вопросы даст статья, которую ты сейчас читаешь! Узнаем особенности и уровни научного познания.
22 декабря 2023 г.
Содержание статьи

Введение

Научное познание — это способ понимания мира, который использует систематический, организованный и логический подход для изучения явлений и получения знаний о них. Оно основывается на наблюдениях, экспериментах, анализе данных и логическом рассуждении. Научное познание стремится к объективности и проверяемости, что означает, что результаты и выводы могут быть проверены и подтверждены другими. 


Иными словами, научное познание — это процесс, при котором исследователи следуют определенным правилам и методам, чтобы прийти к надежным и обоснованным знаниям о мире вокруг.

Особенности

Особенности научного познания: 

  1. Научные способы изучения окружения;
  2. Следование принципам объективности и достоверности, изучение мира вне зависимости от человеческого фактора;
  3. Предрасположенность к рациональной критике, проверяемость, доказательность;
  4. Рационалистическая обоснованность, системность. 


Научное познание наиболее приближено к истине, потому как последняя характеризует знания, которые могут быть подтверждены и проверены, то есть окажутся достоверными. 


Истина — соответствие представлений или утверждений реальному положению дел. Данное понятие является глубоким и многогранным, человек не всегда может познать истину в полном объеме.


Эта форма познания является в некоторой степени универсальной. Она может сделать объектом изучения любой феномен, от психики до хозяйственной деятельности, и это будет изучено со стороны логичности, закономерности и приведено к общей системности и пониманию. 

Уровни

Уровни научного познания разделяются на эмпирический и теоретический. 


Эмпирический уровень — это часть исследования, которая основана на наблюдениях и сборе фактических данных. На этом уровне собирают информацию из опыта, наблюдений или экспериментов, чтобы понять и объяснить явление. Проводят эксперименты, собирают статистические данные, анализируют наблюдения и факты, чтобы прийти к обоснованным научным выводам. 

Теоретический уровень — это когда разрабатываются теории, модели или концепции, помогающие объяснить и понять явления и связи. На этом уровне строят абстрактные идеи или гипотезы, которые помогают объяснить, почему происходят определенные вещи, и предсказать, как они будут в будущем. Создаются теории, которые объединяют и систематизируют эмпирические данные. Эти теории помогают понять закономерности и взаимосвязи между явлениями и предсказать, какие события могут произойти в будущем. 


О главном простым языком: 

  1. Эмпирический уровень — проведение экспериментов, сбор данных, анализ. 
  2. Теоретический уровень — разработка теории, которые помогут в дальнейшем объяснить «почему это происходит так, а не этак» с помощью эмпирических данных.

Марина пришла домой и обнаружила, что потеряла свои ключи. Она начинает искать их, проверяя каждую комнату, карманы, столы, под диваном и даже заглянула в миску кота. Это сбор фактических данных.

Марина начала размышлять и создала собственную теорию о том, где могли бы быть ключи. Возможно, она их забыла на кухне, когда делала завтрак, или они могли выпасть из кармана в гостиной. Это Маринина версия «теории потерянных ключей»


Опираясь на свою теорию, Марина начинает действовать. Идет на кухню и проверяет стол, затем идет в гостиную и поднимает кота с дивана. И вот — наконец-то! — находит свои ключи под мирно дремлющим любимцем. Практический уровень — когда научное познание помогло Марине найти потерянные ключи и спасло от ненужного беспокойства. Хотя котику, наверняка, беспокойства добавило.

Формы

Форма научного познания — это специфический способ исследования и понимания мира, который характеризуется определенными методами, целями и подходами. Каждая ориентирована на определенные аспекты исследования. Эти формы помогают систематически изучать и анализировать различные аспекты мира и развивать знания в соответствующих областях.

 

Формы эмпирического познания

Факт — это результат фиксации объективного события/явления в сознании человека, его описание и изложение. Это процесс перевода наблюдений и восприятия окружающего мира в форму, которая облегчает обмен знаниями и обсуждение.

Закон — это объективная закономерность, которая проявляется в реальном мире и может быть подтверждена в различных ситуациях и условиях.

К методам этого уровня относят наблюдение и эксперимент. Наблюдение являет собой упорядоченное и систематическое понимание предметов и явлений, строится на чувственном познании. Результатом наблюдения может быть только объективная, не персонализированная информация. Эксперимент — практическое воздействие на объект исследования, вмешательство в процессы, заложенные природой, для сбора данных. 


Формы теоретического познания

Проблема — формирование вопросов, появляющихся в ходе исследования и требующих ответа.

Гипотеза — предположение, которое выдвигается для объяснения чего-либо. Нуждается в теоретическом доказательстве и проверке, призвана объяснить спорные факты.

Теория — самая прогрессивная форма научного знания, которая отображает наиболее полное описание связей.

Из методов используются исторический и логический методы, а также формализация и математизация. Исторический освещает этапы развития по точной хронологии, логический затрагивает теоретические формы и системы абстракции. Они тесно связаны, поскольку исторический метод нуждается в логическом анализе, а логический бессмысленен без изучения истории.

Формализация — изучаемое сопоставляется с абстрактными структурами или моделями, помогающими выявить и зафиксировать аспекты изучаемых объектов. Математизация в свою очередь использует разнообразные измерения, позволяющие описывать предметы и их свойства определенным образом, чтобы в дальнейшем упростить работу и действовать по математическим правилам. 


Также выделяют другие методы: 

  1. Анализ — объект разделяется на части для изучения;
  2. Синтез — противоположность анализа, заключается в соединении частей обратно в единое целое. Применяется для приобретения знаний о целом за счет выявления того, что объединяет части в целое;
  3. Дедукция — переход от общего знания к частному;
  4. Индукция — противоположность дедукции, ход идет от частного к общему;
  5. Аналогия — на основе сходства объектов создается гипотеза об их похожести;
  6. Моделирование — особенности объекта воссоздаются на специально созданной модели;
  7. Абстрагирование — мысленное разделение характеристик предмета на существенные и несущественные;
  8. Идеализация — мысленное создание абстракций, которые не существуют в реальности.

Благодаря научному познанию, его формам и методам, человечество может изучать многое вокруг себя, развиваясь и упрощая во многом свое существование. Пытливость ученых позволила раскрыть глаза на многие вещи, которые раньше считались чуть ли не колдовством или фантастикой, что описывали в романах.

Проверь себя

В какой уровень познания входит проведение экспериментов? 

  1. Теоретический
  2. Практический
  3. Эмпирический


Вадиму поручили следить за банкой с пауками, чтобы исследовать их. Но Вадим боится пауков, а потому в отчете было написано, что «это ужасные звери». Может ли данная информация считаться объективной и использоваться для познания? 

  1. Да
  2. Нет
  3. Это же пауки! 


В чем нуждается любая гипотеза? 

  1. В доказательстве и проверке
  2. В теплом одеялке
  3. В описании связей
Admin1