Классицизм и сентиментализм

cover
10979
Как научиться отличать классицизм и сентиментализм, когда произведения этих периодов кажутся одинаково скучными и непонятными? Чтобы лучше понимать авторов и их читателей, нужно больше узнать о литературе того времени.
26 января 2024 г.
Содержание статьи

Введение

Классицизм не пытался быть интересным широкой публике, он преследовал более возвышенные цели. А снами, которые видят герои сентиментализма, автор доносит свою точку зрения, а не просто тянет время.


Но обо всём по порядку.

Литературные направления

Понятие “литературное направление” можно понимать как – особенности творчества писателей, характерные определённому историческому периоду.


Существует 6 основных литературных направлений.


Классицизм (XVII-XVIII века) – Сентиментализм (конец XVIII века) – Романтизм (XIX век) – Реализм (вторая половина XIX века) – Модернизм (XX век) – Постмодернизм (конец XX века - наши дни).



Важно помнить, что литературные направления привязаны к конкретному времени, так что их существование раньше или позже в истории невозможно. 

Стихи Ахматовой могут быть очень “романтичными”, но они всё равно относятся к модернизму.

Классицизм

Этот период в мировой культуре – один из самых продолжительных.

Название стиля восходит к латинскому слову “classicus”, что означает “образцовый”. Во главу угла классики ставили разум, опирались на идеалы рационализма, восхищались идеями Декарта и ностальгировали по античности. 


Основные представители в русской литературе: М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин.


В России классицизм возник благодаря переводу Ломоносова с французского “теории трёх стилей (штилей)”. Тем не менее строго этой теории никто из русских авторов, кроме Ломоносова, не следовал.


В данной таблице можно узнать, о каких же трёх стилях писал Ломоносов. Они отличаются жанром, языком и даже изображавшимися в них героями.

Характеристика классицизма. Основные отличия стиля

Правило трёх единств - единство места, времени и действия


Согласно канонам, действие должно происходить в течение 24 часов, в одном месте и с одним сюжетным конфликтом. 

Если с единством места и времени все авторы справлялись легко, то ограничить произведение одной идеей было уже сложнее. 


Пример: В “Недоросли” Фонвизина основной конфликт – общественный. Просвещённое дворянство борется с помещиками, необразованными и жестокими. Но также в повести есть любовный треугольник, который развивается параллельно основному сюжету.


“Что такое хорошо и что такое плохо”


Главной задачей литературы было нравоучение. В основе лежали идеи Просвещения – делать всё во имя добра. А от писателей требовалось донести эти ценности максимально прямолинейно.


Пример: Конфликт “Недоросли” разрешается победой добронравия, а зло остаётся ни с чем. Поэтому в конце и звучат слова Стародума: “Вот злонравия достойные плоды”.


Для большей наглядности все герои чётко делились на хороших и плохих, у них даже были говорящие фамилии.


Один персонаж = одна черта характера


По идеалам того времени, персонаж мог быть носителем только одной черты характера. Уже в фамилии человека отражалась вся его суть. 

Скотинин – свинья, Митрофан – “подобный матери”, такой же жадный и необразованный, Правдин – честный и открытый.


Такой приём — использование “говорящих фамилий” делал персонажей довольно картонными, но зато очень понятным читателю.


Герой-резонёр


Образность и намёки, характерные для более поздних стилей, ещё никак себя не проявляют. Писатели обращаются к читателям напрямую, а чтобы речь автора попала в произведение, как раз и создавались герои-резонёры.


Например, Стародум из “Недоросли” является резонером, в его уста вложены идеи Фонвизина.

Сентиментализм

Название происходит от французского слова “sentiment”, в переводе “чувство”. В сравнении с классицизмом, сентиментализм – полная противоположность.


Представители в русской литературе – Н. М. Карамзин и А. Н. Радищев.


“Бедная Лиза” Карамзина содержит в себе все характерные черты стиля. О них мы сейчас и поговорим. 


Герой – простой крестьянин


Так как сами писатели чаще были дворянского происхождения, их главными героями тоже становились выходцы из “высшего общества”. Но на короткий период это меняется, и в центре внимания оказывается жизнь человека из народа.


Лиза – бедная, но не только потому, что у неё нет денег. Мы также сочувствуем её непростой жизни.


Психологизм


Мы начинаем больше узнавать о внутренних переживаниях персонажей. Однако теперь писатели не обращаются к читателям напрямую – о чувствах героев приходится догадываться самостоятельно, а автор лишь прячет подсказки.


Психологизм является способом передачи душевного состояния героя в художественном произведении. Для этого автор может использовать практически что угодно – портрет, деталь, сон или пейзаж.


Природа 


Природа начинает играть одну из ведущих ролей в повествовании. Также чувства персонажей часто могут быть отражены в тех или иных природных явлениях.


Во время встречи Лизы и Эраста начинается страшная буря. Природа предсказывает трагическую развязку обречённой на крах любви простолюдинки и дворянина.


Культ чувства


Вспомним ненадолго о связи классицизма и рационализма. Сентиментализм и тут всё отрицает: в принятии решений персонажи начинают руководствоваться исключительно собственными чувствами. Они забывают о голосе разума и о чувстве долга.


“Бедная Лиза” отказывается выйти замуж за богатого, но нелюбимого крестьянина. Если бы эту повесть написал Ломоносов, Лиза бы скрыла свои истинные чувства и покорилась воле матери. Но у Карамзина героиня следует зову сердца и из-за этого погибает.

Проверь себя

Как определить литературное направление произведения? 

а) по использованным автором литературным приёмам

б) по времени написания

в) по действиям персонажей


Кто из этих писателей НЕ был в русской литературе представителем классицизма?

а)  М. В. Ломоносов

б) А. Н. Радищев

в) Г. Р. Державин

г) Д. И. Фонвизин


Какая из черт характерна для сентиментализма?

а) природа один из действующих персонажей

б) описание жизни высшего сословия

в) герои скрывают свои чувства



Admin1