Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»

История создания
В конце XVIII века русский литературный язык находился под сильным влиянием церковнославянского. Такое строгое следование языку представлялось Карамзину устаревшим и нуждающимся в существенной реформе. Писатель ставил перед собой четкую задачу - упростить синтаксис, ввести разговорную лексику, обогатить русский словарь неологизмами.
Путешествуя в 1789-1790 гг. по Европе, Карамзин набирался опыта и вдохновения для создания полноценного произведения. Написанные после возвращения в Россию "Письма русского странника" принесли ему широкое признание и почитание публики, что позволило писателю начать выпускать "Московский журнал" - первое русское литературное издание. Именно на его страницах и будет опубликована “Бедная Лиза”
Эта повесть не только открыла эпоху сентиментализма в русской литературе, но и представила новый жанр, в котором персонажи и их переживания превалируют над сюжетом. Новаторство Карамзина в "Бедной Лизе" заключалось в том, что он сделал акцент на внутренних чувствах и тревогах героини, что позволило читателю проникнуться сочувствием к девушке и осознать всю горечь ее трагедии.
Выход "Бедной Лизы" в 1792 году стал переломным моментом для русской литературы. Особый акцент на чувствах и чувственном, отказ от традиционной романной формы и, хоть и весьма простые для наших дней, но все же объемные и красочные психологические портреты персонажей и сделали "Бедную Лизу" одним из основополагающих произведений для развития русской литературы. Именно из этой повести черпали вдохновение отец отечественного романтического жанра В.А.Жуковский и “солнце русской поэзии” А.С. Пушкин, а некоторые критики при анализе роли “Бедной Лизы” находят влияние Карамзина и в “Бедных людях” Достоевского.
Тематика произведения
В простом, неискушенном интригами сюжете Н.М. Карамзин смог поднять несколько интересных, а главное, довольно острых тем для своего поколения. Прежде всего сама любовная линия - дворянина и крестьянки отличается необычным равенством между возлюбленными. Что удалой баловень судьбы Эраст, что кроткая работящая Лиза - они в равной степени трепетны и красивы. Более того, крестьянка Лиза выказывает куда большее благородство и нравственность чем представитель “благородного” класса. Даже после потери невинности она подчеркнуто чиста. Конечно, здесь стоит отметить, что героиня, хоть и из простого народа, но отнюдь не крепостная, да и картина крестьянского быта, изображенная Н.М. Карамзиным несколько идиллическая и напоминает скорее пастораль, чем реальную деревенскую жизнь. Лиза бедная, но отнюдь не духовно. Однако ее социальное положение не позволило девушке наладить счастливую судьбу, а роковая любовь к человеку из другого сословия и вовсе ее сгубила.
Бедность Лизы, а точнее экономическое неравенство между ней и Эрастом служат иллюстрацией пагубной и порочной природы денег. Каждый раз, когда появляется Эраст, он демонстрирует сильную зависимость от своего богатства и той власти, которую оно может передать. При первой встрече он пытается заплатить Лизе куда больше, чем она просит за свои цветы, а позже заявляет, что хочет быть единственным покупателем ее работ. Эраст использует свое богатство, чтобы быть вхожим в дом Лизы и чаще видеться с ней. Это позволяет ему отвлечься от привычной жизни, купить себе милую игру в крестьянскую идиллию. Небрежное отношение к деньгам достигает своего апогея, когда Эраст проигрывает свое состояние в карты, что приводит его к необходимости жениться на богатой вдове. В свою последнюю встречу с Лизой он дает ей сто рублей на прощание, не понимая, какую боль причиняет этим своей брошенной возлюбленной.
Деньги, ради которых Эраст вынужден был изменить себе и жениться на нелюбимой, оказываются пустыми и ненужными для униженной и разбитой Лизы. Ее чистота, нравственная высота и восторженность и привлекли к себе Эраста. Оскорбленная ее невинность и потерянная любовь приводят к печальным последствиям. Лиза бросается с обрыва, как в свое время выкинула в темные воды омута собранные для Эраста цветы. “Ибо и крестьянки любить умеют!”
Композиция
При анализе композиции произведения Карамзина особое внимание привлекают поэтические описания окружающих пейзажей и чувств, а также правдивая характеристика героев, что создает реалистичную и удивительно пронзительную обстановку. Сама повесть ведется от лица некоего “рассказчика”, который, якобы, услышал печальную историю Лизы от постаревшего Эраста. Революционным оказалось и место действия - ранее авторы не прибегали к точному обозначению “локации”, в то время как Карамзин четко называет город, в котором произошла история. Москва, Си…ов монастырь (в котором легко угадывается Симонова обитель), Данилов монастырь, Воробьевы горы и даже пруд, сыгравший свою роковую роль в сюжете (впоследствии его так и стали называть Лизиным прудом) - все это реально и в свое время сильно обескуражило читателей. Публика поверила в подлинность событий повести и ринулась искать могилу несчастной Лизы и даже повторять ее печальную судьбы, прыгая с обрыва.
Вместо рационального мышления и логики Карамзин поднимал тему важности эмоций и сострадания. Его герои определялись способностью любить и глубоко чувствовать, а не социальным положением или классом, что характерно для жанра сентиментализма. Все вокруг подчинено их чувствам - даже пейзаж отражает настроения и переживания героев. Лиза и Эраст наслаждаются новым чувством в теплую светлую лунную ночь, но когда их любовь выходит за рамки платонической, то разражается гроза, вторя самобичеванию испуганной Лизы. Карамзин также опускает собственную оценку событий и не дает конкретного анализа происходящего, в результате чего повесть не содержала явных уроков и нравоучений. И, наконец, стиль изложения Карамзина был более доступен и понятен для чтения, поскольку не содержал старославянизмов.
Главные герои
Лиза (бедная)
На момент событий ей семнадцать лет, однако несмотря на юный возраст девушка уже два года содержит себя и свою мать, работая, “не щадя редкой красоты своей”. Потеряв отца, Лиза стала для матери и моральной опорой, можно сказать, что именно за дочерью в семье закрепилась роль главы. Несмотря на все невзгоды, девушка не теряет своей доброты, восторженности и смирения. Лиза отличается робостью, но принимает чаще всего взрослые и зрелые решения. Она оставляет мысли о побеге вслед за ушедшим на войну Эрастом, потому что осознает свою ответственность перед благополучием матери. После потери невинности ее гложут мысли о собственном будущем, она четко понимает, что это за собой несет. Однако Лизе свойственна чувствительность и наивность. Она бросается в отношения с Эрастом, стараясь не думать о последствиях, и в конечном итоге оказывается брошенной и преданной возлюбленным. В порыве чувств девушка не видит смысла в будущем и сводит счеты с жизнью.
Эраст (богатый)
Эраст - баловень судьбы и света, искушенный, но мятущийся молодой человек. Он испытал на себе пороки и часто мечтает о простой, идиллической жизни на лоне природы. В Лизе он находит воплощение своей мечты. Эраста нельзя назвать злым или подлым человеком - он по натуре щедр и обладает добрым, но “слабым и ветреным” сердцем. Он горячо влюблен в Лизу, но ее шарм ослабевает после их первой совместной ночи. Именно чистота и непорочность девушки и привлекли его, а потому, столкнувшись с “реальностью” Эраст разочаровывается в своей возлюбленной. Он довольно безответственный человек. Лишив невинности Лизу, он лишь дает ей обещание о совместном будущем, а уйдя в армию проигрывает все свое немалое состояние в карты. Оказавшись на грани разорения, Эраст женится на богатой немолодой вдове, даже не уведомив ждавшую его с войны возлюбленную. Весь конфликт он пытается решить ста рублями, попросив у Лизы на прощание последний поцелуй и выставив ее из своего дома. Впоследствии Эраст горячо раскаивался в своем проступке и до конца своей жизни винил себя за разрушенную жизнь Лизы.
Старушка-мать
Благородная и добропорядочная труженица, которая, потеряв любимого мужа, перенесла всю любовь и заботу на единственную дочь. Матушка крайне тяжело переживает свое вдовство и все старается получше устроить судьбы Лизы. Однако она беспомощна и не обладает достаточными силами для этого, а потому много молится за свою дочь и старается устроить той хороший брак с сыном богатого крестьянина. Лиза очевидно обладает властью над своей матерью, потому как активно противится потенциальному браку. Женщина абсолютно не видит развязавшегося романа между ее дочерью и “пригожим барином”, в Эрасте она видит благородного доброго самаритянина и слепо доверяет “покровителю”. Узнав о гибели Лизы, старушка не выдерживает горя и скоропостижно погибает от удара.
Род и жанр
По своему роду произведение Карамзина - эпос, один из трех основных литературных направлений наряду с лирикой и драмой. Эпос - это, как правило, повествование о событиях, рассказывающее грандиозную историю о путешествии героя, в которой часто затрагиваются темы судьбы, предназначения и подвига. Эпосы отличаются длинными извилистыми ходами, подробными описаниями, акцентом на изображении человеческой личности.
"Бедная Лиза" - это повесть, литературный жанр, который по продолжительности и количеству персонажей находится между рассказом и романом, в которых часто исследуются внутренние конфликты и эмоции героев, а не грандиозные внешние события.
Чему учит Н.М. Карамзин
“Бедная Лиза” в своем сюжете оставляет для автора множество поводов для потенциальной проповеди. Молодая незамужняя девушка, обманывая мать, вступает в отношения с богатым дворянином, за что расплачивается своей добродетелью, а затем сводит счеты с жизнью. Однако Карамзин не превращает историю Лизы и Эраста в поучение для молодежи - конкретной морали или смыслов в повести нет. Единственное, что подчеркивает писатель - мука и боль, которые принесла героям их запретная любовь и то, насколько разрушительно может быть в этой самой любви малодушие.
Заключение
Читая “Бедную Лизу”, мы в первую очередь можем обратить внимание на обилие чувств и идиллических картин. Однако при более внимательном погружении в текст и вдумчивом анализе, мы находим полные психологизма образы, революционные для своего времени идеи и темы, а также трогательную историю об очаровании и трагедии первой любви!
Проверь себя
Назовите род и жанр “Бедной Лизы”
- Эпос и роман
- Драма и повесть
- Эпос и повесть
К какому литературному направлению принадлежит произведение Н.М. Карамзина?
- Классицизм
- Сентиментализм
- Карамзинизм
С помощью чего автор подчеркивает чувства и переживания героев?
- С помощью пейзажа и погоды
- С помощью отсылок на античные мифы
- С помощью комментариев от рассказчика