Биография М.Ю. Лермонтова
Детство
Он родился 15 октября 1814 года и сразу же попал в круговорот семейных драм. Отец будущего поэта, Юрий Петрович Лермонтов, происходил из небогатого и не очень известного рода, особыми достижениями на службе не блистал, но отличался красотой, приятным характером и добротой. Этим-то он и привлек внимание юной Марии Михайловны Арсеньевой, единственной дочери богатых и родовитых помещиков.
Брак этот был организован поспешно, по большой любви, но, к сожалению, оказался несчастливым. Не последнюю, а то и главную роль в этой семейной трагедии сыграла мама Марии — Елизавета Алексеевна Арсеньева. Вот тут-то все и начинает напоминать любимые сериал наших бабушек.
Елизавета Алексеевна была… непростого характера, своего зятя она не любила от слова совсем, активно распространяла слухи про его жесткость к молодой жене и измены. Сама бабушка Лермонтова происходила из богатейшего и известнейшего семейства Столыпиных — отставной капитан, пусть и отличившийся в войну с Наполеоном в качестве мужа единственной дочери ее совсем не устраивал.
Рождение внука не смягчило нрав Елизаветы Алексеевны. Она даже не позволила назвать мальчика Петром, как того хотел Юрий Петрович, но сама выбрала для новорожденного имя «Михаил» — в честь своего покойного мужа. Вскоре, однако, семью будущего поэта поразила трагедия — в 1817 году, когда Мише было всего три года, от чахотки скончалась его мама, Мария Михайловна. Больше терпеть ненавистного зятя Елизавета Алексеевна не считала нужным.
Юрия Петровича быстро выслали в его родовое имение, его общение с сыном было ограничено. Все воспитание мальчика взяла на себя его бабушка, которая души не чаяла в своем маленьком внуке.
Потеря мужа и горячо любимой дочери, черты которой так угадывались в Мише, оставили свой след в душе Елизаветы Алексеевны. Она своей железной волей взялась за мальчика и контролировала каждый аспект его жизни.
Кто-то сегодня, взглянув на отношения бабушки и внука, назвал бы это словом «гиперопека» и был бы прав. Миша рос болезненным и нервным ребенком, его здоровье требовало постоянного наблюдения и вмешательства. Елизавета Алексеевна и дома, в поместье Тарханы, окружила внука бесконечной заботой и баловством, а уж ради здоровья Мишеньки не жалела денег. Мальчика регулярно вывозили на Кавказ, где климат, воды и воздух должны были помочь окрепнуть его телу. Но вместе с лечением Михаил жадно впитывал в себя рассказы о горцах, борьбе за свободу, смелости. Кавказ станет для будущего поэта и музой, и другом, и могилой. Но это потом…
Образование
А пока мальчику настало время учиться. Любящая бабушка сняла в Москве квартиру на Поварской улице и устроила Мишу в 4-ый класс пансиона. Да не просто какой пансион, а «Благородный Университетский пансион» — этакий интернат для ребят из благородных семей.
Заведение имело связи с Московским университетом (отсюда и название) и в своей программе делало уклон в сторону изучения языков и литературы. Миша, или как его называли на французский манер, Мишель, учился декламации (чтению стихов с выражением), рисованию, музицированию, развивал дикцию. Жил, однако, юный Лермонтов не в самом пансионе, как все мальчики, а с бабушкой, приезжая ночевать на квартиру на Поварской улице после занятий.
В 1830 году Лермонтов поступил на нравственно-политическое отделение Московского университета, но затем перевелся на словесное. Однако, проучившись два года, Мишель оставляет институт. Кто-то говорит, что виной тому была вспышка холеры в Москве в 1832 году и карантин, а кто-то утверждает, что тут роль сыграл взбалмошный характер самого Лермонтова и конфликт с преподавателями.
Так или иначе, но Московский университет Михаил покинул и попытался поступить в Санкт-Петербург, где, тем не менее, ему отказались засчитать два года московской учебы и предложили поступить на первый курс. Такой расклад Мишеля не устроил, и под влиянием близких он решил поступить в элитную Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Пошел в армию.
Два года, проведенные в Школе, Мишель характеризовал как «злополучные». Читать художественную литературу ученикам не дозволялось, а требования жесткого подчинения дисциплине наводили на Лермонтова тоску (тут ты можешь узнать себя).
Заниматься поэзией в стенах заведения тоже было тяжело, а вот заполучить пагубные привычки под давлением сверстников — очень просто.
Михаил развлекал себя и товарищей написанием неприличных стишков об их похождениях, да предавался разным «чувственным наслаждениям». Его близкие всерьез беспокоились за судьбу Лермонтова, особенно за его талант поэта. На их счастье (и на счастье мировой литературы) в 1834 году Михаил выпускается из училища и начинает взрослую жизнь. И что это была за жизнь!
Творческий путь
Литература была частью личности Лермонтова еще с самого его детства. Свои впечатления, опыт, травмы и семейные невзгоды он «переживал» на бумаге. Первые серьезные «пробы пера» исследователи относят к периоду его университетской жизни, где под влиянием произведений Байрона и Пушкина стал складываться и проявляться талант Лермонтова-поэта.
Переехав в Петербург, он начинает работу над романом «Вадим», посвященному событиям Пугачевщины, пишет стихотворения «Ангел», «Молитва» (подробнее о лирике Лермонтова читайте в нашей статье), работает над драмой «Маскарад». Постепенно талант восходящей звезды становится известен в узких кругах, на Лермонтова обращает внимание его кумир — А.С. Пушкин. Он-то и принесет Михаилу первую славу, но совсем не так, как кто-то мог бы предположить.
В 1837 году на Черной речке состоялась дуэль между А.С. Пушкиным и Жоржем Дантесом, в результате которой «солнце русской поэзии» погибает. Это событие, конечно, всколыхнуло весь Петербург, но особенно задело Лермонтова. Под тяжелым впечатлением о гибели своего кумира он пишет стихотворение «Смерть Поэта», в котором весьма резко обвиняет высшее общество столицы (не забыв упомянуть об особах, приближенных к трону) в гибели Пушкина.
После этих слов в городе Петербурге начался настоящий бедлам. Вся столица говорила о «некоем молодом корнете Лермонтове», что повлекло за собой вмешательство государства и первую ссылку на Кавказ.
Спасибо влиятельной бабушке: ссылка продлилась недолго, и уже к осени 1837 года Михаил Лермонтов вернулся в столицу — уже в статусе молодого дарования. Теперь литература заняла в жизни Мишеля первое место.
Кавказ вдохновил его на создание поэм «Мцыри» и «Демон». Свои личные душевные переживания и рефлексию Лермонтов наложил на кавказские легенды и традиции. Такой у него был копинг-механизм. Молодой послушник Мцыри тщетно ищет семью, мятежный Демон неприкаянно рыщет по Земле в поисках смысла, а на фоне — Кавказ, с его крутыми горами, бурными реками и свободными ветрами.
Светское общество угнетало Михаила, а он угнетал его в ответ. Он превратился из впечатлительного и восторженного юноши в мрачного и меланхоличного циника. Свои стихотворения, многие из которых обличали пороки света, он публиковал в «Отечественных записках» Андрея Краевского.
В 1840 году Лермонтов вступил в дуэль с сыном французского посланника де Баранта, был легко ранен и снова отправлен на Кавказ, в действующую армию (тут даже бабушка уже не смогла помочь), где он участвовал в боях, особенно отличил в сражении у реки Валерик (которому посвятит одноименное стихотворение) и началработу над, пожалуй, самым своим противоречивым произведением.
«Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом. Лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца; они там и умерли» — так говорил о себе Григорий Печорин, протагонист романа «Герой нашего времени». Писать его Лермонтов начал именно во время своей второй кавказской ссылки. Многие современники поэта угадывали в главном герое, циничном и самолюбивом, самого поэта. Однако утверждать, что прототипом персонажа был сам автор, мы не можем. Сам Лермонтов, видимо, предвидел подобную аналогию, а потому четко обозначил в эпиграфе к роману: «Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно, портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии».
Однако и сегодня исследователи биографии Лермонтова любят проводить параллели между автором и героем, особенно в некоторой схожести их любовных линий. К слову о любви…
Личная жизнь
Любому поэту нужна муза, и Михаил Юрьевич не стал в этом вопросе исключением. Если говорить романтично, то его личная жизнь сама по себе похожа на поэму, в которой Лермонтов исполнял роли и несчастного влюбленного, и коварного злодея, иногда играя их порознь,а иногда и одновременно. Но если простым языком — это была эмоциональная мясорубка. Но обо всем по порядку.
Первое серьезное увлечение настигло поэта еще в юности, когда он был не поэтом, не корнетом, не студентом, а просто Мишелем.
Тогда он гостил в имении двоюродного дедушки в Середниково, где познакомился с Екатериной Сушковой, дочерью разоренного помещика. На момент первой встречи Мишель был 16-летним неуклюжим угрюмым подростком, в то время как 18-летняя Екатерина уже выходила в свет и пользовалась оглушительным успехом.
Да, разница в два года вообще мало заметна, но стоит понимать, что в то время (и, к сожалению, в наше тоже) возраст девушки и возраст юноши воспринимался по-разному. Поэтому Екатерина в 18 лет — взрослая барышня на выданье, а Михаил в 16 — зеленый пацан, активные ухаживания которого вызывали разве что умиление и смех. Сушкова подшучивала над влюбленностью своего кавалера и иногда разыгрывала его. За это свое снисхождение она потом сильно поплатится.
А пока разочарованный в своей первой любви Мишель переключает внимание на другую. Ею стала Наталья Иванова, дочь известного в Москве драматурга Федора Иванова. «Бесчувственное, холодное божество» сперва ответило Лермонтову взаимностью, вдохновило его на создание ряда стихотворных произведений, но вскоре отвергло его, оставив после себя чувство задетой гордости. И надо сказать, она еще очень легко отделалась.
В Москве, через своих знакомых Лермонтов встречает главную любовь своей жизни — Варвару Лопухину. Он давно был вхож в ее семью, имел теплые дружественные отношения с ее братом Алексеем и сестрой Марией. Любовь эта была взаимна (ну наконец-то!), но несчастлива (опять).
Лермонтов посвящал Вареньке множество стихов, но ее семья была против подобного союза. Слишком уж скандальную известность имел Михаил Юрьевич. Поэтому, когда пара решила открыться родителям Вареньки, те резко выразили свое неодобрение. Влюбленные решили на время разойтись, а пока свое счастье решил устроить брат Варвары, Алексей (тот самый друг). Его избранницей стала…. Екатерина Сушкова, которая когда-то разбила Лермонтову сердце.
С той поры прошло четыре года, и из гадкого утенка Михаил Юрьевич превратился в уверенного в себе светского красавца. Да, у нашего героя произошел серьезный такой glow up. Но Михаилу было мало просто красиво пройтись перед бывшей любовью, представляя себя в эдите — Лермонтов решил «отговорить» своего дорогого товарища Лопухина от ранней женитьбы и стал ухаживать за Сушковой. Очарованная девушка оставила своего жениха, но Михаил тут же бросил ее. Лермонтов писал подруге юности:
«Я хорошо отомстил за слезы, которые кокетство ml-le S. заставило меня пролить 5 лет назад; о! Но мы все-таки ещё не рассчитались: она заставила страдать сердце ребенка, а я только помучил самолюбие старой кокетки».
(мы заметим, что Сушковой на тот момент 23 года, и Лермонтов не просто уколол ее самооценку, а расстроил ее свадьбу с богатым женихом и уничтожил ее репутацию в свете, из-за чего Екатерина окажется в тяжелом положении. У нее не было бабушки при деньгах, которая могла бы примчаться на помощь).
Тем временем Варенька Лопухина узнала от своего брата интересные подробности всей этой истории. Мы не знаем, как именно она отреагировала на ситуацию, но вряд ли та обрадовалась таким поворотам судьбы (они вообще-то не расставались, а взяли паузу в отношениях). Неожиданно за Варвару посватался богатый помещик Николай Бахметев, и родители дали свое согласие на свадьбу, которую вскоре и сыграли. Эта новость поразила Лермонтова. Просчитался, но где?! Он отказывался признавать этот брак и, присылая бывшей возлюбленной новую редакцию «Демона», писал инициалы адресата В.А.Л, а не В.А.Б. Мужа Варвары Лермонтов презирал и часто в своих произведениях выводил его в качестве глупого рогоносца, чем ранил скорее не соперника, а свою возлюбленную, которой «прилетало» и от ревнивого мужа, и от неуемного бывшего. Скорее всего, именно Варенька Лопухина стала прототипом княгини Веры Лиговской, которую любил и мучал Печорин.
Последняя дуэль
Мстительный и насмешливый характер Лермонтова не только сыграл свою печальную роль в его личной жизни, но и оказал свое пагубное влияние на саму жизнь поэта. Вернувшись из увольнения на Кавказ, он столкнулся со своим старым знакомым Николаем Мартыновым.
Лермонтов принялся подшучивать над своим товарищем, сначала безобидно, но постепенно градус шуток все повышался, а замечания Мартынова с просьбой прекратить только подливали масло в огонь.
Лермонтов, как мы могли понять, был своего рода Драко Малфой — богатый, избалованный и буллил все, что движется. В конце концов, терпение Мартынова лопнуло, и тот вызвал обидчика на дуэль, но не волшебных палочках, а на револьверах.
15 июля 1841 года состоялся поединок. Лермонтов выстрелил в воздух, а Мартынов — в грудь противника. Так погиб Михаил Юрьевич Лермонтов — наследник Пушкина повторил судьбу кумира.
Заключение
Лермонтов за свою короткую биографию успел оставить след длиною в вечность. Вечно мятущийся, романтичный циник или циничный романтик — ни современники, ни потомки так и не нашлись, как точно охарактеризовать великого поэта. Вряд ли и сам Лермонтов мог понять самого себя, а потому загадка его личности волнует нас так же, как и его произведения.
А теперь давайте проверим новые знания!
Проверь себя
Выберите годы жизни М.Ю.Лермонтова:
- 1812 — 1841 гг.
- 1814 — 1837 гг.
- 1814 — 1841 гг.
Как звали человека, убившего Лермонтова на дуэли?
- Николай Бахметев
- Николай Мартынов
- Жорж Дантес
В период первой кавказской ссылки М.Ю. Лермонтов написал в том числе и эти произведения:
- «Валерик» и «Герой нашего времени»
- «Вадим» и «Ангел»
- «Мцыри» и «Демон»