Проектная работа: что это такое и зачем делать в школе
Задали сделать проект, а ты вообще не в курсе, что это? Не переживай, сейчас объясним. Заодно расскажем, зачем задают проекты, какие они бывают и при чём тут рефераты, доклады и презентации.
Что такое проектная работа?
Школьный проект — это самостоятельная исследовательская работа ученика или группы учеников. В ходе этой работы нужно найти информацию или решение какой-то проблемы.
Проектная работа учеников может быть подготовлена в разных формах: доклад, реферат, презентация, видеоролик, представление и т.д.
Такой метод обучения рекомендован требованиями ФГОС, которые регулируют весь образовательный процесс в школах. Поэтому школьникам всё чаще задают сделать проект.
Зачем нужны проекты в школе?
За время подготовки проекта школьники получают разные навыки:
- формулировать проблемы, гипотезы и задачи исследования;
- выбирать методы работы;
- искать и анализировать нужную информацию;
- презентовать результаты проекта;
- работать в команде;
- организовывать своё время и др.
Всё перечисленное — это так называемые soft skills, которые помогут тебе не только в будущей карьере, но и по жизни.
Мы уже рассказывали, что такое soft skills и какие навыки стоит развивать ещё со школы.
С навыками проектного мышления можно подходить к решению любой задачи как к проекту: от подготовки к экзаменам до планирования летнего отдыха.
Кто участвует в проектной деятельности?
В проектной деятельности в школе участвую школьники и учителя. Иногда к работе подключаются и родители. Они могут помочь советом или просто поддержать.
Какие бывают проекты в школе?
Школьные проекты бывают нескольких видов.
1. Исследовательский. Такой проект максимально приближен к научной работе. В нём должна быть чёткая структура и определены объект, предмет, цели и задачи исследования. А ещё обязательно объяснение, почему выбранная для исследовательской работы проблема действительно актуальна.
2. Информационный. Как видно из названия главное в таком проекте — умение работать с информацией. Её нужно найти в разных источниках, проанализировать и сделать выводы.
3. Практико-ориентированный. По структуре похож на исследовательский вид, но результатом должно быть что-то прикладное, то есть то, что можно использовать в определённой деятельности. Например: измерительный прибор или цикл лекций для младших классов.
4. Творческий. Здесь авторов проекта ничто не ограничивает в выборе способа его реализации. Например, можно снять фильм, сделать сайт, провести лекцию, организовать праздник или экологическую акцию.
5. Ролево-игровой. Группа авторов распределяет между собой роли, а результатом, как правило, является представление. В ходе представления его герои отвечают на проблемный вопрос или находят решение. Удобный формат для работы всем классом.
Индивидуальные и групповые проекты
Учебные проекты в школе могут быть индивидуальные и групповые.
Над индивидуальным проектом школьник работает один. В групповом может быть несколько участников. Некоторые проекты готовят всем классом.
Результаты учебных проектов
Результаты проектной деятельности школьников могут быть:
1. В создании чего-то принципиально нового — научного изобретения, компьютерной программы, творческого объекта или театрального представления.
2. В получении новых знаний и развитии новых навыков — этому способствует проведение исследований, работа с информацией и защита результатов проекта.
Ещё вернёмся к теме школьных проектов в следующих статьях.
А пока го с нами готовиться к экзаменам! Подробности тут.