Карманные деньги: как распоряжаться
Карманные средства — один из первых элементов «взрослости», которые появляются у школьников. Как грамотно ввести деньги в жизни ребенка? И нужно ли это делать? Рассказываем в статье.
Нужно ли давать ребенку карманные деньги?
Деньги для школьника — это большая ответственность, особенно когда речь идет о начальных классах. Однако вводить денежную систему в жизнь ребенка все-таки нужно — хотя бы для того, чтобы потом валюта не стала для ваших детей огромным сюрпризом.
Более того, карманные средства помогут ребенку научиться:
- быть ответственным: он начнет понимать, к каким последствиям могут привести необдуманные действия;
- расставлять приоритеты: если у школьника каждую неделю есть ограниченная сумма, он учится выбирать, на что ее потратить;
- осознавать ценность денег: ребенок выяснит, что купюры не берутся из ниоткуда — однажды потратив, их уже не вернешь обратно.
Когда начинать давать карманные деньги и сколько?
Приучайте ребенка к использованию денег постепенно — лучше с малого возраста, еще с начальной школы.
Можете начать с небольшой суммы на каждый день — на обед в столовой или какие-то «хотелки», — а позже, когда школьник привыкнет к такой самостоятельности, увеличьте количество купюр до недельного минимума. Если боитесь давать бумажные деньги, выпустите дополнительную банковскую карту и переводите туда ровно ту сумму, которая ему может понадобиться.
Пусть ребенок учится пользоваться деньгами: следить за своими тратами, делать выбор в пользу той или иной покупки, рассчитывать сумму на несколько дней или на неделю. Возможно, первое время ему будет сложно: скорее всего, однажды он запутается в цифрах, потеряет одну из купюр или же деньги закончатся раньше положенного срока. Объясните ему, как работают финансы и какого поведения вы от него ожидаете — пусть школьник учится на своих ошибках и постепенно усваивает уроки.
Инструменты накопления карманных денег
Накопление — следующий шаг на пути к финансовой грамотности. Как только ребенок научится пользоваться «карманным минимумом», начните давать ему немного больше денег — конечно, если в семье есть такая возможность. И расскажите, для чего это нужно.
Если у ребенка есть мечта или какая-то «хотелка», объясните, что теперь он может накопить на нее деньги самостоятельно. Для этого ему нужно просто откладывать часть суммы, которую он получает на карманные расходы. Обязательно помогите школьнику посчитать, сколько именно купюр или монет он должен класть в копилку, чтобы, к примеру, к концу учебного года увидеть там ощутимую сумму. При желании, вы можете сами добавлять деньги в копилку — особенно если видите старания и достижения детей. Так они поймут, что дополнительные деньги можно «заработать».
В старших классах можно начать обучать ребенка «взрослой» финансовой грамотности: составлять список покупок, расписывать доходы и траты за месяц, искать дополнительные источники дохода и брать на себя часть семейных расходов. Отличной идеей будет подарить детям книги по финансовой грамотности: можете выбрать самые популярные издания о финансах или же обратить внимание на специальные тиражи для подростков.
Если школьника особенно интересует тема денег, можно показать ему, как работают инвестиции и накопление — но только при условии, что весь процесс будет проходить под контролем родителей. Например, ребенок может выбрать понравившуюся ему компанию и отдать часть своих карманных денег, чтобы купить ее акции — а затем увидеть, как растет или, наоборот, уменьшается его вложение.
Погружайтесь в тему финансов и изучайте ее вместе с ребенком — это еще один способ интересно и продуктивно провести время вместе.
Ошибки родителей при выдаче карманных денег
Мы, взрослые, тоже совсем не идеальны: часто мы и сами не знаем, как распорядиться деньгами, теряем деньги или тратим их впустую. Однако для того, чтобы наши дети были финансово-грамотными, придется поработать над собственными ошибками.
Ошибка 1. Не подавать пример
И это ошибка, которую родители, увы, допускают чаще всего. Такое случается, когда мы хотим научить ребенка грамотно распоряжаться средствами, а сами, например, регулярно спускаем деньги на ветер. Помните, что дети берут с вас пример во всем — и постарайтесь быть хорошим образцом для них.
Ошибка 2. Слишком поздно начать давать карманные деньги
Современные дети растут и развиваются очень быстро: большинство из них уже с начальных классов умеют пользоваться деньгами и оплачивать собственные покупки. Чем раньше вы начнете приучать ребенка к карманным средствам, тем быстрее (и с тем меньшими потерями) он научится ими грамотно распоряжаться.
Ошибка 3. Не давать карманных денег вообще
Детям нужны свои деньги: им тоже хочется покупать вкусняшки на обед или баловать себя небольшими «хотелками». В начальных классах отсутствие карманных средств может не так сильно ощущаться, но в средней школе ребенок точно начнет задумываться об этом — и кто знает, к чему его приведет желание раздобыть деньги самостоятельно.
Ошибка 4. Делать карманные деньги наградой
Карманные деньги — это не награда за успехи в учебе или хорошее поведение. Это небольшая сумма, которая нужна ребенку для жизни и взаимодействия с миром вне стен вашей квартиры. Не наказывайте школьника отсутствием средств и не делайте деньги инструментом влияния — это может негативно повлиять на доверие в семье.
Ошибка 5. Говорить ребенку, как тратить деньги
Вы можете объяснить школьнику основные принципы управления финансами или же объяснить нерациональность некоторых покупок, но указывать, на что он может тратить средства, а на что нет — точно не стоит. Это, опять же, может негативно сказаться на ваших отношениях — и на том, как ребенок будет воспринимать деньги.
В Сотке мы не помогаем разобраться с финансами, но учим школьников брать ответственность за свои действия и решения. Начните подготовку в нашей онлайн-школе — и помогите ребенку набраться уверенности в себе уже сейчас. Записаться на пробное занятие можно по ссылке.