Закон спроса и предложения

Что такое спрос и предложение?
Спрос — от слова «спрашивать». Люди спрашивают о товаре, значит, хотят его купить.
На языке терминов спрос — это зависимость между ценой и количеством товара, который покупатели могут и желают купить по строго определённой цене, в определённый промежуток времени
Проще говоря, спрос (или величина спроса) — это желание клиентов купить товар по конкретной цене в конкретный период. Фраза «высокий спрос на печенье в этом месяце» значит, что в этом месяце люди стремятся покупать больше печенья, чем обычно.
Цена спроса — максимальная цена, по которой потребитель готов покупать товар. Допустим, печенье люди покупают стоимостью до 600 рублей: значит, 600 рублей — цена спроса.
Спрос на один и тот же товар может меняться не только в зависимости от цены, но и по другим факторам:
— количество потенциальных покупателей (меньше любителей печенек — ниже спрос)
— необходимость товара (во время кризиса покупают хлеб, а не печенье)
— уровень доходов (вчера ты зарабатывал 50к и мог купить печенье за 600р, а сегодня твоя зарплата 20к, и печенье за 600р — это уже дорого)
— наличие альтернативных товаров (вместо печенья можно купить другое печенье, круассан или пирожное)
— сезон и мода (весной все на диете перед летним сезоном, так что печенье не в почете)
— прогнозы инфляции и изменения цен (обещают, что завтра печенье будет стоить уже 1000р, надо покупать сейчас!)
Со спросом разобрались?
Предложение — от слова «предлагать». Компании выпускают товары на рынок, значит, хотят их продать.
Предложение — понятие, отражающее поведение товаропроизводителя на рынке, его готовность произвести какое-либо количество товара и услуг за определённый период времени при определённых условиях.
Проще говоря, предложение — это желание продать конкретное количество товара в конкретный период за конкретную цену. Фраза «низкое предложение печенья в этом месяце» значит, что сейчас завод по изготовлению печенья не может обеспечить им всех желающих.
Цена предложения — минимальная цена, по которой производитель готов продавать товар.
У товара есть себестоимость: цена ингредиентов. Продавец делает печенье из ингредиентов за 60р, продает печенье за 600р и получает прибыль в 540р.
Эта прибыль называется маржа.
Маржинальность — уровень дохода, получаемый от каждой единицы проданной продукции.
Заводам невыгодно продавать печенье по себестоимости, потому что из прибыли обеспечивается работа оборудования и рабочих.

Эластичность спроса и предложения
Эластичностью называют свойство, отражающее, насколько изменится одна величина при изменении другой.
Эластичность спроса — свойство, отражающее изменение спроса на товар при изменении цены на него.
Важная цифра для продавца: от неё зависит, можно ли повышать цены, будут ли покупать товар.
Формула выглядит так:
Если при изменении цены спрос не меняется, коэффициент получается меньше 1. Это неэластичный спрос: даже при значительном изменении цены люди не перестанут покупать продукт.
Если при изменении цены спрос значительно падает или растет, коэффициент эластичности получается больше 1. Это эластичный спрос: цена такого продукта — весомый фактор при покупке.
На эластичность спроса влияют:
— конкуренты (товары–заменители)
— насколько важен товар для потребителя
— количество времени на выбор и покупку товара
— срок использования товара
Эластичность предложения — это свойство, отражающее изменение предложения товара в зависимости от цены на него.
Важная цифра для производителя, от неё зависит, необходимо ли внедрять новые технологии и будет ли продаваться производимый товар.
Формула выглядит так:
По аналогии со спросом, предложение может быть неэластичным (если не реагирует на изменение цены, коэффициент меньше 1) и эластичным (коэффициент больше 1).
На эластичность предложения влияют:
— скорость производства (если завод не может изготовить сразу много печенья, то предложение не увеличится)
— возможность длительного хранения товара (можно ли запасти его впрок?)
— доступность кредитов
— ограниченные факторы производства (земля, сырье)
Примеры
В таблице мы привели примеры разных типов товаров с разными видами эластичности.

Спрос и предложение — главные факторы рыночной экономики. Зная их эластичность, можно предугадывать рост и падение цен, дефицит и профицит товаров.
Так, можно предугадать, что в конце учебного года спрос на услугу подготовки к ЕГЭ станет больше, поэтому лучше искать хорошие онлайн-уроки сейчас. Например, у нас в «СОТКЕ». Узнать подробности.
Проверь себя
Эластичность спроса — это….
— свойство, отражающее изменение спроса на товар при изменении цены на него
— свойство, меняющее уровень дохода, получаемый от каждой единицы проданной продукции
— понятие, отражающее поведение товаропроизводителя на рынке, его готовность произвести какое-либо количество товара и услуг за определённый период времени
Коэффициент эластичности спроса на товар компании «Печенька» — 0,8. Повлияет ли изменение цены на спрос?
— Это неэластичный спрос: если и повлияет, то незначительно
— Это эластичный спрос, цены лучше не трогать
Величина спроса на печеньки изменилась на 5%, цена товара изменилась на 3%. Посчитай коэффициент эластичности и скажи, какой это спрос.
— Эластичный
— Неэластичный
— Равновесный