Свойства и виды информации

cover
9875
Знаешь фразу — “кто владеет информацией — тот владеет миром”? Информация действительно иногда может быть важнее всего остального, и даже стоить очень дорого. И сейчас мы расскажем тебе, почему.
21 марта 2024 г.
Содержание статьи

Понятие информации

Сперва поговорим об информации с общечеловеческой точки зрения. 


Информация — это знания и сведения, которые необходимы для ориентирования и взаимодействия с окружающей средой, независимо от формы их представления. 


Буквально всё, что ты видишь, слышишь и чувствуешь — это информация. 


Ты чувствуешь мурашки, а пальцы немеют? Тело дает тебе информацию, что вокруг — холодно. 

Ты видишь, что мама пришла домой радостная — ты получаешь информацию, что произошло что-то хорошее. 

Друг советует тебе посмотреть новый классный фильм? Это тоже информация! 


Интересно, что одно и то же сообщение может содержать разное количество информации для разных людей. 


Пример: 

Представь, что тебе скинули видеообзор на новый смартфон. 

Для тебя этот обзор будет новым, ты получишь много информации: узнаешь и о характеристиках, и о впечатлениях автора.

Если тот же обзор скинуть человеку, который не знает русского, информации он получит гораздо меньше. Он поймет только, что это обзор — по картинке на экране — но больше ни о чем не узнает. 

А для слепого, который не знает русского, в этом видео вообще никакой информации не будет. 


В информатике определение более узкое. 


Информация — это определенный набор данных о внешнем мире, представляющие собой одновременно и объект ее хранения и объект ее преобразования, передачи и использования.

То есть информатика подразумевает, что с информацией обязательно производят какие-то действия. Действия, которые производят с информацией, называют информационными процессами.


Информационный процесс — это деятельность, связанная с преобразованием и передачей информации.


Примеры таких информационных процессов ты видишь в таблице.

Свойства

У информации есть несколько свойств, которые её определяют. Вот они: 


1) Актуальность — информация нужна и полезна здесь и сейчас. 


Пример: 

“До конца недели 50% скидка на все товары!” — актуальная информация.

“А вот месяц назад тут была классная распродажа…” — неактуальная. 

Нет смысла узнавать об акции, когда она уже закончилась. 


2) Достоверность — информация отражает истинное положение дел. 


Пример: 

“Я пришел в магазин, и там действительно 50% скидка на все товары!” — информация о скидках была достоверной. 

“Я пришла в магазин, а там 50% скидки только на пару товаров, а остальное по обычной цене!” — информация о скидках была недостоверной. 

Если тебе откровенно врут или не проверяют информацию перед передачей — тебе отдают недостоверные сведения. 


3) Объективность — информация объективна, если она не зависит от методов ее фиксации, чьего-либо мнения, суждения или отражает разные точки зрения на проблему


Пример: 

“На улице дубак!” — необъективная информация

“За окном температура –28°C” — объективная информация

Мнения, суждения и оценки — всегда субъективны, они зависят от восприятия человека. Объективную информацию можно измерить и доказать. 


4) Доступность (понятность) — информация выражена в доступном для получателя виде. 


Пример: 

Теорема Пифагора будет понятна старшекласснику, а вот первоклассник не поймет в ней ни слова. 

Видеообзор на китайском не будет понятен никому, кроме тех, кто знает китайский язык. 

Важно подавать сведения в доступном виде, иначе получатель просто их не поймет и не сможет обработать.


5) Полнота — информации достаточно для понимания или решения какой-то проблемы. 


Пример: 

“Я купил шоколадку за 76 рублей, сколько у меня осталось денег?” — в начале дана неполная информация, её недостаточно для решения задачи. 

“У меня было 200 рублей, я купил шоколадку за 76, и больше ни на что не тратил. Сколько у меня осталось?” — вот тут информация полная. 

Если информации недостаточно, она бесполезна. 


6) Ценность — информация нужна и полезна тому, кому ее передали. 


Пример:

“Сегодня в Москве будет дождь!” 

Эта информация будет полезна жителям Москвы — они возьмут с собой зонтики. А вот для жителей Новгорода она не несет никакой ценности. 

Ценность информации зависит от получателя. 

Виды

По форме представления


Ты легко догадаешься, о каких видах информации идет речь, если задашь себе вопрос: “Как выглядит эта информация?”

1. Текстовая — информация представлена набором символов какого-то языка. 

Сейчас ты получаешь как раз текстовую информацию. 


2. Графическая — представлена изображением. 

Картинки, фотографии, схемы, чертежи, наскальные рисунки — это всё графическая информация.


3. Акустическая — представлена звуком. 

К ней относится речь, голосовые сообщения, музыка, песни и все, что мы слышим. 


4. Видеоинформация — комбинация графической и звуковой информации, когда ты воспринимаешь сведения зрительно и на слух одновременно. 

К ней относятся ролики в соцсетях, фильмы, телепередачи, вебинары и онлайн-уроки. 


5. Числовая — представлена при помощи цифр. 

Это, например, числовые данные в экономике, сведения об окружающей среде (температура и влажность), а также закодированная информация для компьютера. 


По способу восприятия


Тут надо задать себе вопрос “Как я получаю эту информацию”. Мы всегда воспринимаем информацию с помощью органов чувств, поэтому по способу восприятия она делится на шесть типов: 

1. Визуальная — информация, которую мы воспринимаем зрительно, глазами. Кстати, наибольший объем информации мы получаем именно с помощью зрения. 

Какого цвета толстовка? Достаточно ли света в комнате? Что написано в книге? 


2. Звуковая — воспринимается на слух. 

Что сказал друг? Почему сигналит машина? Слышен ли гром? 


3. Тактильная — воспринимается на ощупь. 

Шарф мягкий или колючий? Вода тёплая или холодная? 


4. Обонятельная — та, которую мы получаем через обоняние. 

Чем пахнут новые духи? Насколько загрязнен воздух на парковке? Не пора ли выкидывать мясо? 


5. Вкусовая — информация, получаемая на вкус.

Лимон горький или кислый? Каша соленая или сладкая?


6. Вестибулярная — то, что чувствует наш вестибулярный аппарат. 

Обычно мы эту информацию не замечаем, но она очевидна, когда мы катаемся на каруселях или американских горках. 


Обрати внимание: только два типа информации из этой классификации научились кодировать и передавать с помощью средств связи: визуальную и звуковую.


По назначению


Для кого эта информация? Кто будет её воспринимать, кому она доступна? 


1. Массовая. Информация доступна и понятна большинству людей. 

Пример: 

Молодежный журнал, новостная телепередача.


2. Специальная. Информация доступна и ценна только для определенного круга лиц, обладающего определенными характеристиками или знаниями. 

Пример: 

Расписание уроков 7Б. Программа вступительных экзаменов в ВУЗ.


3. Секретная. Передается в узком кругу лиц.

Пример: 

Планы военной операции. Внутренние документы компании. 


4. Личная. Предназначена для личного пользования. 

Пример: 

Сведения о членах семьи и их социальном положении. Размер зарплаты. Список медицинских диагнозов (например, аллергий). 


В реальной жизни абсолютно четкого разделения на разные виды информации может не быть. Мы воспринимаем её комплексно. 


В книгах встречаются не только буквы, но и числа, и изображения. Блюдо в ресторане мы оцениваем по внешнему виду, запаху и вкусу одновременно. Ну и наша личная информация иногда становится специальной, секретной или массовой. 


Чем большим количеством актуальной и ценной информации владеет человек — тем больше у него влияния. Именно поэтому информационные технологии так активно развиваются: процессы передачи, хранения и обработки информации должны быть хорошо защищены. 


Иногда это дело государственной важности.

Проверь себя

С точки зрения информатики информация — это…


— специально закодированные данные об окружающем мире, взаимодействие с которыми происходит с помощью информационных технологий

— знания и сведения, которые необходимы для ориентирования и взаимодействия с окружающей средой, независимо от формы их представления

— определенный набор данных о внешнем мире, представляющие собой одновременно и объект ее хранения и объект ее преобразования, передачи и использования


17 марта Олегу пришло сообщение от университета, следующего содержания: “Начало подготовительных курсов – 16 марта”. Каким из перечисленных свойств не обладает эта информация?


— актуальность

— доступность

— объективность


К тактильной можно отнести информацию, которую человек получает, воспринимая:


— ощущение тепла

— сладость шоколада

— запах цветов

Admin1