Свойства и виды информации

Понятие информации
Сперва поговорим об информации с общечеловеческой точки зрения.
Информация — это знания и сведения, которые необходимы для ориентирования и взаимодействия с окружающей средой, независимо от формы их представления.
Буквально всё, что ты видишь, слышишь и чувствуешь — это информация.
Ты чувствуешь мурашки, а пальцы немеют? Тело дает тебе информацию, что вокруг — холодно.
Ты видишь, что мама пришла домой радостная — ты получаешь информацию, что произошло что-то хорошее.
Друг советует тебе посмотреть новый классный фильм? Это тоже информация!
Интересно, что одно и то же сообщение может содержать разное количество информации для разных людей.
Пример:
Представь, что тебе скинули видеообзор на новый смартфон.
Для тебя этот обзор будет новым, ты получишь много информации: узнаешь и о характеристиках, и о впечатлениях автора.
Если тот же обзор скинуть человеку, который не знает русского, информации он получит гораздо меньше. Он поймет только, что это обзор — по картинке на экране — но больше ни о чем не узнает.
А для слепого, который не знает русского, в этом видео вообще никакой информации не будет.
В информатике определение более узкое.
Информация — это определенный набор данных о внешнем мире, представляющие собой одновременно и объект ее хранения и объект ее преобразования, передачи и использования.
То есть информатика подразумевает, что с информацией обязательно производят какие-то действия. Действия, которые производят с информацией, называют информационными процессами.
Информационный процесс — это деятельность, связанная с преобразованием и передачей информации.
Примеры таких информационных процессов ты видишь в таблице.

Свойства
У информации есть несколько свойств, которые её определяют. Вот они:
1) Актуальность — информация нужна и полезна здесь и сейчас.
Пример:
“До конца недели 50% скидка на все товары!” — актуальная информация.
“А вот месяц назад тут была классная распродажа…” — неактуальная.
Нет смысла узнавать об акции, когда она уже закончилась.
2) Достоверность — информация отражает истинное положение дел.
Пример:
“Я пришел в магазин, и там действительно 50% скидка на все товары!” — информация о скидках была достоверной.
“Я пришла в магазин, а там 50% скидки только на пару товаров, а остальное по обычной цене!” — информация о скидках была недостоверной.
Если тебе откровенно врут или не проверяют информацию перед передачей — тебе отдают недостоверные сведения.
3) Объективность — информация объективна, если она не зависит от методов ее фиксации, чьего-либо мнения, суждения или отражает разные точки зрения на проблему
Пример:
“На улице дубак!” — необъективная информация
“За окном температура –28°C” — объективная информация
Мнения, суждения и оценки — всегда субъективны, они зависят от восприятия человека. Объективную информацию можно измерить и доказать.
4) Доступность (понятность) — информация выражена в доступном для получателя виде.
Пример:
Теорема Пифагора будет понятна старшекласснику, а вот первоклассник не поймет в ней ни слова.
Видеообзор на китайском не будет понятен никому, кроме тех, кто знает китайский язык.
Важно подавать сведения в доступном виде, иначе получатель просто их не поймет и не сможет обработать.
5) Полнота — информации достаточно для понимания или решения какой-то проблемы.
Пример:
“Я купил шоколадку за 76 рублей, сколько у меня осталось денег?” — в начале дана неполная информация, её недостаточно для решения задачи.
“У меня было 200 рублей, я купил шоколадку за 76, и больше ни на что не тратил. Сколько у меня осталось?” — вот тут информация полная.
Если информации недостаточно, она бесполезна.
6) Ценность — информация нужна и полезна тому, кому ее передали.
Пример:
“Сегодня в Москве будет дождь!”
Эта информация будет полезна жителям Москвы — они возьмут с собой зонтики. А вот для жителей Новгорода она не несет никакой ценности.
Ценность информации зависит от получателя.
Виды
По форме представления
Ты легко догадаешься, о каких видах информации идет речь, если задашь себе вопрос: “Как выглядит эта информация?”
1. Текстовая — информация представлена набором символов какого-то языка.
Сейчас ты получаешь как раз текстовую информацию.
2. Графическая — представлена изображением.
Картинки, фотографии, схемы, чертежи, наскальные рисунки — это всё графическая информация.
3. Акустическая — представлена звуком.
К ней относится речь, голосовые сообщения, музыка, песни и все, что мы слышим.
4. Видеоинформация — комбинация графической и звуковой информации, когда ты воспринимаешь сведения зрительно и на слух одновременно.
К ней относятся ролики в соцсетях, фильмы, телепередачи, вебинары и онлайн-уроки.
5. Числовая — представлена при помощи цифр.
Это, например, числовые данные в экономике, сведения об окружающей среде (температура и влажность), а также закодированная информация для компьютера.
По способу восприятия
Тут надо задать себе вопрос “Как я получаю эту информацию”. Мы всегда воспринимаем информацию с помощью органов чувств, поэтому по способу восприятия она делится на шесть типов:
1. Визуальная — информация, которую мы воспринимаем зрительно, глазами. Кстати, наибольший объем информации мы получаем именно с помощью зрения.
Какого цвета толстовка? Достаточно ли света в комнате? Что написано в книге?
2. Звуковая — воспринимается на слух.
Что сказал друг? Почему сигналит машина? Слышен ли гром?
3. Тактильная — воспринимается на ощупь.
Шарф мягкий или колючий? Вода тёплая или холодная?
4. Обонятельная — та, которую мы получаем через обоняние.
Чем пахнут новые духи? Насколько загрязнен воздух на парковке? Не пора ли выкидывать мясо?
5. Вкусовая — информация, получаемая на вкус.
Лимон горький или кислый? Каша соленая или сладкая?
6. Вестибулярная — то, что чувствует наш вестибулярный аппарат.
Обычно мы эту информацию не замечаем, но она очевидна, когда мы катаемся на каруселях или американских горках.
Обрати внимание: только два типа информации из этой классификации научились кодировать и передавать с помощью средств связи: визуальную и звуковую.
По назначению
Для кого эта информация? Кто будет её воспринимать, кому она доступна?
1. Массовая. Информация доступна и понятна большинству людей.
Пример:
Молодежный журнал, новостная телепередача.
2. Специальная. Информация доступна и ценна только для определенного круга лиц, обладающего определенными характеристиками или знаниями.
Пример:
Расписание уроков 7Б. Программа вступительных экзаменов в ВУЗ.
3. Секретная. Передается в узком кругу лиц.
Пример:
Планы военной операции. Внутренние документы компании.
4. Личная. Предназначена для личного пользования.
Пример:
Сведения о членах семьи и их социальном положении. Размер зарплаты. Список медицинских диагнозов (например, аллергий).
В реальной жизни абсолютно четкого разделения на разные виды информации может не быть. Мы воспринимаем её комплексно.
В книгах встречаются не только буквы, но и числа, и изображения. Блюдо в ресторане мы оцениваем по внешнему виду, запаху и вкусу одновременно. Ну и наша личная информация иногда становится специальной, секретной или массовой.
Чем большим количеством актуальной и ценной информации владеет человек — тем больше у него влияния. Именно поэтому информационные технологии так активно развиваются: процессы передачи, хранения и обработки информации должны быть хорошо защищены.
Иногда это дело государственной важности.
Проверь себя
С точки зрения информатики информация — это…
— специально закодированные данные об окружающем мире, взаимодействие с которыми происходит с помощью информационных технологий
— знания и сведения, которые необходимы для ориентирования и взаимодействия с окружающей средой, независимо от формы их представления
— определенный набор данных о внешнем мире, представляющие собой одновременно и объект ее хранения и объект ее преобразования, передачи и использования
17 марта Олегу пришло сообщение от университета, следующего содержания: “Начало подготовительных курсов – 16 марта”. Каким из перечисленных свойств не обладает эта информация?
— актуальность
— доступность
— объективность
К тактильной можно отнести информацию, которую человек получает, воспринимая:
— ощущение тепла
— сладость шоколада
— запах цветов