Модернизм в литературе

Модернизм в русской литературе
Модернизм — одно из самых необычных и выделяющихся направлений в искусстве. Само название происходит от слова modernus (новый, современный).
Давай попробуем посмотреть на литературу (и искусство в целом) как на примерную классическую семью. Папа — профессор в университете, а мама преподает русский язык в средних классах. В квартире у них целая библиотека из хороших старых книг, дети ходят в музыкальную школу, и даже собака — и та знает правила этикета. Так вот, модернизм в этой семье классиков — этакий подросток-сорванец, который слушает рок, прогуливает уроки, грубит старшим, а теперь еще и вот (только посмотрите на него!) решил покрасить волосы в зеленый цвет.
Модернизм появляется в русской литературе в начале XX века — именно в тот период, когда ситуация в стране стремительно меняется. Это направление отражает настроения людей, чьи сердца требуют перемен — революций, общественных изменений. И вместе с новым государственным и социальным строем появляется «новое искусство», в котором больше нет строгих правил и законов, в котором каждый может выражать себя так, как душе его пожелается.
Модернизм — это литературное направление, которое характеризуется поиском новых стилей, новых форм воспроизведения и восприятия искусства. Эпохой развития модернизма в русской литературе считается начало XX века, так называемый Серебряный век, время глобальных общественных изменений.
Основные течения
Модернизм как литературное направление сочетает в себе несколько течений, имеющих свои отличительные черты. Но, прежде чем мы с ними разберемся, нужно запомнить одну важную вещь: все представители этого направления, к какому бы течению ни относились их произведения, были нацелены на изменение искусства, — они отказывались от всего, чем характеризовалось творчество до этого, и бросали вызов классикам русской литературы.
Литературное течение — это как бы ответвление литературного направления. К примеру, у нас есть большой том «Войны и мира», есть маленькая книжка со стихами Мандельштама, есть собрание сочинений Достоевского. Но глобально это все — книги. Вот и с течениями так же: модернизм — это обобщенное понятие, обозначение для большого направления в искусстве, а каждое из течений — это его часть.
У разных течений модернизма есть общие черты, но есть и существенные различия. Ну, скажем, у двух поэтов-символистов явно больше тем для разговоров, чем у футуриста и имажиниста. Кстати, часто представители одного направления были связаны не просто «топиками» для бесед, но и членством в литературном кружке, собрании или журнале. А теперь пойдем смотреть, что именно отличает каждое из модернистских течений.
Символизм
Название этого течения говорит само за себя: основой творчества авторов-символистов становится именно символ.
Символом называют литературный образ, который может иметь множество значений. Его интерпретация, как правило, зависит от контекста и от личного восприятия читателя.
Именно многозначность символов делает творчество символистов таким загадочным и таинственным. В их произведениях никогда нельзя точно сказать, что имел в виду автор, какую позицию он занимает, что он хотел сказать. Более того, в символизме отсутствует рациональность и объективность: мир видится только через призму чувств, ощущений. И, кстати, чаще всего это мир не реальный — а высший, идеальный, далекий от земной материи.
Представители символизма в русской литературе: А.А. Блок, К.Д. Бальмонт, А. Белый, В.Я. Брюсов.
Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.
А.А. Блок «Незнакомка»

Акмеизм
В этом литературном течении все происходит ровно наоборот. Если символисты старались скрыть смысл своих посланий, завуалировать его и зашифровать так, чтобы каждый находил в строках их произведений свой собственный смысл, то у акмеистов была совершенно противоположная логика.
Акмеизм как литературное течение берет за основу прямое значение слов и реалистичные образы предметов. Поэзия акмеистов более ясная и понятная: она не оставляет лишних вопросов, сомнений, недосказанностей, в ней нет туманности и загадочности. Словом, дом в их стихотворениях означает просто дом, мост — просто мост, а луна — просто луну, ту, что на небе.
Представители акмеизма в русской литературе: А.А. Ахматова, Н.С. Гумилев, О.Э. Мандельштам (некоторые произведения).
Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот…
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.
А.А. Ахматова «Сжала руки под темной вуалью…»
Футуризм
Ну что, начинается самое интересное! Готовь попкорн, ведь мы добрались до творчества футуристов.
Футуризм — литературное течение, в котором модернистский «вызов прошлому» и отказ от традиций классики звучит особенно громко. Футуристы «сбрасывают с парохода Современности» все, что, по их мнению, должно остаться в прошлом веке — Пушкина, Достоевского, Толстого, вместе с их принципами творчества, литературными формами и возвышенными слогами.
Поэты этого течения создают принципиально новое искусство — они экспериментируют с формами, придумывают слова, прежде не существовавшие, отказываются от устоявшихся культурных штампов. Они дают «пощечину общественному вкусу» и устраивают скандальные выходки, привлекающие внимание в сфере искусства и в обществе в целом. Среди всех представителей модернизма, футуристы — самые эпатажные и вызывающие бунтари.
Представители футуризма в русской литературе: В.В. Маяковский, О. Брик, В. Хлебников, ранний Б.Л. Пастернак.
На чешуе жестяной рыбы
прочёл я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?
В.В. Маяковский «А вы могли бы?»
Новокрестьянская поэзия
Теперь пришло время… поменять локацию. Да-да, в творчестве футуристов часто встречается урбанистическая тема — город с его современностью и прогрессом. А вот представители новокрестьянской поэзии, наоборот, уходят подальше от городской суеты — и остаются в близости с матушкой-природой.
Мир новокрестьянских поэтов — это поля, деревни, простой крестьянский быт. Как же они тогда могли оказаться в лагере модернистов? Очень просто: соединили фольклорные мотивы с новаторством в образах, в стихотворных формах и в затрагиваемых в творчестве темах.
Самым ярким представителем новокрестьянской поэзии в русской литературе считается ранний С.А. Есенин.
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа…
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза.
С.А. Есенин «Гой ты, Русь, моя родная…»
Имажинизм
Имажинизм — не столь объемное и популярное среди авторов течение, однако оно — самое чувственное и образное из всех, что представлены в модернизме.
Язык имажинистов — это язык метафор, эпитетов, иносказаний и сочетания образов. Для них не имеют значения поэтические штампы и классические художественные формы — им важна именно глубина и чувственность образов. Кстати, часто представители этого течения сочетают образы, на первый взгляд настолько далекие друг от друга, что читателю или слушателю сложно уловить связь.
Самым ярким представителем имажинизма в русской литературе считается поздний С.А. Есенин.
Мне нравится, когда каменья брани
Летят в меня, как град рыгающей грозы,
Я только крепче жму тогда руками
Моих волос качнувшийся пузырь.
С.А. Есенин «Исповедь Хулигана»
Модернизм — это всегда про обновления, изменения, эксперименты с новыми формами и образами. Представители этого направления стремились преобразовать искусство, сделать его непохожим на все, что было до этого, и использовали для воплощения своих идей самые разные способы.
Важно: есть еще один поэт Серебряного века, которого мы не отнесли ни к одному из течений — это Марина Цветаева. Вот два факта, которые необходимо запомнить о ней: во-первых, она всегда называла себя поэтом и никогда — поэтессой; во-вторых, М. Цветаева относила свое творчество к направлению модернизма как к единому целому, но не определяла себя ни одним из течений.
Проверь себя
К какому течению модернизма относится творчество поэта Н.С. Гумилева?
— Футуризм,
— Акмеизм,
— Символизм.
Какие черты отличают имажинизм от других модернистских течений?
— Образность, язык метафор, глубина и чувственность,
— Многозначные символы, таинственность и загадочность,
— Обращение к природе, крестьянский быт и деревенские пейзажи.
Что модернисты хотели сбросить с «парохода Современности»?
— Новокрестьянских поэтов с их нудными описаниями деревни,
— Чемоданы с новыми стихотворными формами,
— Принципы классического искусства.