Характеристика героев комедии «Недоросль»

Система персонажей комедии «Недоросль»
Для описания системы персонажей в комедии нам нужно запомнить всего два прилагательных: 1) симметричная, 2) структурированная. Если бы был сборник законов классицизма, там бы черным по белому написали: «четкое разделение персонажей на положительных и отрицательных». Это про структуру. А симметрия в том, что обе группы героев представлены тремя мужчинами и одной женщиной.
Начнем с плохого. В центре группы отрицательных персонажей гордо красуется госпожа Простакова — грубая и жестокая помещица. Остальные герои со знаком «минус» по-родственному с ней связаны: муж, брат и сын. Все они — необразованное дворянство, олицетворение старых порядков и невежества.
В группе героев со знаком «плюс» центральное место занимает Стародум. К мудрому дяде Стародуму прислушиваются и Правдин, и Милон, и Софья — то есть все остальные положительные герои пьесы. В противоположность Простаковой и ее семье, эти персонажи представляют собой просвещенное дворянство — образованных и передовых людей, стремящихся к прогрессу и освобождению от устаревших традиций.
В чем же новаторство Фонвизина? В том, что именно в его пьесе появляются второстепенные персонажи, которых не получается причислить ни к одной из групп. Например, образы няни Еремеевны, Цыфиркина, Кутейкина и Вральмана сложно назвать положительными или отрицательными — они ни те и ни другие. Эти герои не двигают комедийный сюжет и не могут напрямую влиять на происходящее, но они добавляют пьесе разнообразие и глубину.
Положительные герои пьесы «Недоросль»
Группа положительных героев в пьесе — это в первую очередь люди нравственные, просвещенные и думающие. Ещё раз их перечислим: Стародум, Правдин, Милон и Софья.
Стародум
Стародум, дядя Софьи, — это уже далеко не молодой, но без сомнений обладающий опытом и мудростью герой.
Одна из главных характеристик Стародума — это острый ум. Он быстро анализирует происходящее и хорошо понимает людей. К тому же, Стародум искренен и предпочитает говорить прямо обо всем, не скрывая своих мыслей.
Единственное, что портит образ Стародума, это малообразованность. Порой для дворянского общества (особенно такого, которое представлено домом Простаковых) он простоват — не умеет хитрить и изворачиваться, но Стародум отлично компенсирует это своим острым умом и сообразительностью.
В какой-то степени этот герой остался в прошлом: ему близки установки и образцы старой эпохи, его ценности сформированы воспитанием, которое дал ему отец. Стародума можно охарактеризовать как защитника просвещения и человечности, а также патриота своей страны.
Дядя Софьи отражает некоторые прогрессивные идеи дворянского общества, в том числе самого Фонвизина. Однако основная роль этого героя в том, чтобы продемонстрировать ценности добродетели и поддержать тех, кто борется с необразованностью и жестокостью дворян.
Правдин
Правдин — идеальный образец просвещенного государственного чиновника, честного и принципиального. В его образе воплощается протест против жестокости и безнаказанности: он непоколебим в своей позиции и неизменно осуждает тех, кто злоупотребляет властью.
Именно Правдин принимает решение о том, как сложится дальнейшая судьба Простаковых. Он отбирает землю у жестоких помещиков и отправляет недоросля Митрофанушку на службу. Герой следует букве закона, не соглашаясь на уступки.
Правдин является символом справедливости — через его образ автор показывает идеал человека, достойного представлять будущее России.
Софья
Софья — честная и порядочная девушка. Она воспитана, хорошо образованна и много читает. Героиня послушна и с уважением относится к старшим.
В отличие от семьи Простаковых, жаждущих получить все дары мира без особых усилий, Софья верит, что честь и богатство должны быть заслужены честным трудом. Она считает, что благородство идет от души человека, а не передается по наследству от знатных родителей.
Кроме того, Софья обладает острым умом, рассудительностью — и в то же время она добра и мягкосердечна. В финале пьесы героиня прощает Простаковых и не держит на них зла — несмотря на все то зло, что они учинили.
Софья является полной противоположностью Митрофана и его матери. Она — образец добродетели и благородства, и именно эти качества героиня сохраняет даже вопреки эгоизму и безразличию Простаковых.
Софья часто рассматривается критиками как идеальная женщина, ее образ отражает идеалы и ожидания общества того времени от женщины в браке.
Милон
Милон — офицер, возлюбленный Софьи. Это герой, созданный буквально по канонам классицизма.
Милон описывается как абсолютно положительный герой, лишенный даже нейтральных качеств — не говоря уже об отрицательных (ну да, такой вот идеальный человек). Это очень схематичный персонаж — он предсказуем и лишен сложностей. К тому же, реплики и монологи Милона представляют авторскую позицию и содержат в себе наставления, близкие к идее произведения.
Говоря о Милоне как о женихе Софьи, его можно сравнить с Митрофаном — а точнее, сказать, что эти герои — словно с противоположных полюсов Земли. Милон духовный, рассудительный, образованный и честный. Его образ — идеал, которому можно подражать.
Отрицательные герои пьесы «Недоросль»
Этот блок представлен семьей Простаковых — невежественных и грубых дворян. Однозначно отрицательными персонажами в пьесе являются госпожа Простакова и ее родня: сын Митрофан, муж Терентий Простаков и брат Тарас Скотинин.
Простакова
Госпожа Простакова — настоящее воплощение невежественности и жестокости. Это грубая помещица, типичная представительница старого дворянства 18 века. Она необразованна, откровенно глупа и, к тому же, деспотична. Простакова пренебрежительно относится к своим крепостным и считает их лишь инструментами для выполнения собственных прихотей. В ее образе собраны все отрицательные характеристики, присущие старому помещичеству, которое автор критикует и высмеивает.
Госпожа Простакова жестока и беспощадна: она готова на все, чтобы достичь собственных целей. Моральные или этические принципы, равно как и интересы других людей, для нее — пустой звук.
Единственная слабость госпожи Простаковой — безмерная любовь к сыну. Она настолько любит своего Митрофанушку, что готова исполнять любые его прихоти. Героиня гиперопекает сына и оберегает его от всего, не позволяя Митрофану развиваться — а он, собственно, не очень-то и хотел.
Простакову не волнуют чувства и интересы других людей, она готова пойти на обман и хитрость для достижения своих целей. Автор показывает, что такой подход к жизни не оборачивается ничем хорошим: в финале героиню ждёт лишь тупик и трагические последствия ее же решений. Лишение Простаковой ее деревни и собственности является наказанием за безразличие и эгоизм, а также отсылкой к неизбежному концу всей крепостнической системы.
Простаков
Муж госпожи Простаковой — безвольный и пассивный мужчина. Образ героя соответствует его фамилии, а поведение и характер Терентия Простакова полностью подчинены жене. Словом, он привык, что жена рулит всем в доме, и старается угождать ей, чтобы не навлечь на себя гнев Простаковой (а то кто знает, вдруг ещё ударит его сковородкой).
Герой принимает все решения под влиянием (или даже давлением) супруги и не проявляет инициативы или силы характера. Он любит своего сына и гордится им как наследником, хотя в тексте едва ли можно найти причины для такой гордости. Митрофан, кстати говоря, отца не уважает и ни во что не ставит.
Роль этого образа — добавить контраста более сильным и энергичным персонажам в пьесе. Муж Простаковой, его поведение и черты характера только подчеркивают негативное влияние слабости и отсутствия собственной воли.
Скотинин
Брат госпожи Простаковой — это отражение самых негативных аспектов общества и его ценностей. Тарас Скотинин является символом безнаказанности, гордыни и жажды богатства.
Скотинин не скрывает своих низменных желаний, прямо говорит, что его цель — лишь получить деньги и богатство. Его тяга к Софье даже самому герою видится исключительно как возможность получить наследство — девушка как таковая ему едва ли интересна. Мышление Тараса Скотинина поверхностно и ограниченно, герой стремится только к наживе и приумножению своих богатств.
Образ Скотинина — это пример полной деградации личности. У героя отсутствует желание расти и развиваться, его единственная цель — нажива и деньги. Скотинина можно рассматривать как символ общества и его ценностей — такого общества, где приоритетом становятся материальные блага, а интеллектуальное и духовное развитие отходят на второй план.
Митрофан
Митрофан Простаков представляет собой типичного избалованного маменькиного сынка — это говоря простым языком. В своем возрасте Митрофан должен бы уже близиться к образу настоящего мужчины, но вместо того чтобы брать на себя какие-либо обязанности, герой просто наслаждается домашним уютом и бездельем.
У Митрофана нет жизненных целей и амбиций, он не интересуется учебой. Вся его жизнь — это вкусная еда и развлечения. Матушка не хотела утомлять Митрофана учебой, поэтому нанимала учителей только для того, чтобы соблюсти законы для дворянской семьи — вот и вышло, что ничему дитя и не научилось.
Сын госпожи Простаковой — к тому же высокомерный и самовлюбленный юноша, который не приемлет чужого мнения. Включая, кстати, и мнение своей матери, которой он грубит и на протяжении пьесы, и, особенно, в финале. Жестокость и грубость Митрофана распространяется на всех, кто его окружает — в том числе и слуг.
Образ Митрофана Простакова наиболее прямо и открыто олицетворяет деградацию дворянского сословия и проблему неправильного воспитания. Стоит отметить, что именно воспитание госпожи Простаковой сделало Митрофана таким. Герой полностью зависит от матери, но в то же время ухитряется пользоваться ее любовью, чтобы продолжать ничего не делать и получать все, чего душе его пожелается.
Второстепенные персонажи
Второстепенными персонажами пьесы — это слуги и учителя в доме Простаковых.
Преподаватели хозяйского сына в пьесе представлены как группа людей, которые не обладают должным образованием и уж точно не являются компетентными в своих предметных областях. Их прошлое связано с работой, не требующих особых навыков и высокого уровня айкью, что указывает на их низкое социальное происхождение. Что делают эти персонажи в комедии? Правильно, в очередной раз подчеркивают негативное отношение Простаковых к просвещению.
Цыфиркин
Бывший военный, но почему-то преподает арифметику. Цыфиркин описывается как добрый и честный человек, однако в преподаватели он явно не годится — у него нет ни педагогических навыков, ни образования в нужной области.
Кутейкин
Бывший дьячок, который обучает Митрофана грамоте. Как и Цыфиркин, он не обладает ни одним из необходимых навыков, только при этом еще и расчетлив и труслив. Неумение преподавать + Митрофанушка в роли ученика = тот самый результат, который мы так хорошо видим в пьесе.
Вральман
Бывший кучер, немец, от которого зависит насколько хорошо Митрофанушка будет знать иностранный язык. Вральман описывается как хитрый человек, способный на подлость и обман. Так что здесь к нашему стандартному комбо из отсутствия образования и педагогических навыков добавляется еще и отсутствие моральных ориентиров.
Няня Еремеевна
Няня Митрофана — обычная крестьянка. В доме Простаковых ее часто оскорбляют и даже бьют, но героиня терпеливо переносит все, не выражая недовольства.
Образ Еремеевны — это образ типичной крестьянской женщины того времени, которая привыкла к тяжелым условиям жизни и низкому социальному статусу. Героиня верно и преданно служит своей хозяйке, она принимает свою судьбу и не жалуется. Еремеевна олицетворяет простоту и покорность, а также показывает разрыв, огромную пропасть между дворянами и крестьянами.
Роль образа Еремеевны как раз в том, чтобы подчеркнуть социальные различия, а также усилить характеры других героев. Ее простота и верность противопоставляются эгоизму и безразличию дворян, а ее маленькая зарплата и отсутствие желания улучшить положение указывают на несправедливость в отношении крестьянского класса.
Каждый герой пьесы «Недоросль» играет определенную роль в развитии сюжета и передаче авторских идей. Персонажи комедии олицетворяют различные аспекты общества 18 века, отражая социальные различия, нравственные проблемы и идеалы того времени.