Фонвизин Д. И. «Недоросль»

cover
12646
Легенда гласит: если сложить Фонвизина, юмор, критику и мораль, то получается выдающееся произведение литературы XVIII века. Ладно, легенду мы придумали. Ведь пьеса «Недоросль» заслуживает внимания.
7 августа 2023 г.
Содержание статьи

История создания комедии «Недоросль»

«Недоросль» — не единственное произведение Д. И. Фонвизина, но именно оно стало одним из наиболее значимых. Идея комедии пришла в голову писателю в конце 1778 года, когда он возвращался из Франции. Другая культура, научная и социальная жизнь, французский театр и комедийные постановки — все это привлекло особое внимание драматурга и подогрело в нем просветительские идеи.


Пьеса Фонвизина говорит о серьезных вещах — но не на серьезных щах. Писатель намеренно выбирает именно комедийный жанр: пьеса «Недоросль» становится социальной сатирой, которая критикует нравы и образ жизни российского дворянства того времени. Она высмеивает поверхностность и праздность людей высших сословий, а также указывает на необходимость образования и нравственного развития. Мол, пошли бы вы лучше поучились чему-то полезному.


Д. И. Фонвизин писал «Недоросль» около трех лет. В 1782 году состоялась премьера спектакля на театральных подмостках, а в 1783 году пьесу опубликовали.


«Недоросль» — это не очередная нудная классика. Остроумные диалоги, комичные ситуации, «говорящие» фамилии героев — именно это делает пьесу Фонвизина не просто «выдающимся произведением русской классики», но настоящим кладезем юмора и развлечения.

Сюжет произведения

Весь сюжет «Недоросля» крутится вокруг семьи Простаковых. Глава этого семейства — никакой не интеллектуально-аристократичный мужчина, как можно было бы подумать, а жестокая, грубая и высокомерная женщина — госпожа Простакова. Она ни во что не ставит своего мужа, издевается над слугами и… просто обожает своего сына.


Сын госпожи Простаковой, Митрофан, — тот самый недоросль. Героиня буквально души в нем не чает и оберегает свою кровиночку от всего опасного и вредного в этом мире, включая образование. Несмотря на благородное происхождение, Митрофан вырастает просто образцом глупого, ленивого и неразвитого человека: «Не хочу учиться, хочу жениться!» — говорит он.


В доме Простаковых также живет сирота Софья — добрая и милая девушка, которая неожиданно для всех становится наследницей приличного состояния своего дяди Стародума. Узнав о наследстве, госпожа Простакова словно переключает призму: теперь она видит в Софье не нахлебницу и сироту, а отличную партию для своего сына. Как жаль только, что девушка не намерена выходить замуж за Митрофана и предпочитает ему молодого и храброго офицера.


Дальше события в произведении начинают разворачиваться настолько стремительно, что за ними становится сложно уследить. Сначала дядя Стародум возвращается из Сибири и собирается увезти Софью в Москву. А госпожа Простакова, узнав об этом, идет на крайние меры: она приказывает похитить Софью, чтобы насильно обвенчать ее с Митрофаном.


Но девушку спасает ее возлюбленный — офицер Милон, за которого Софья с удовольствием выходит замуж. Госпожа Простакова остается ни с чем, а  избалованный Митрофан, недовольный таким положением дел, грубит матери. Жестокость и глупость Простаковых становится очевидной для всех — возможно, на какой-то краткий момент, даже для них самих. Комедия заканчивается тем, что у семьи отбирают имение, а Митрофана в качестве наказания отправляют на службу.


Вот и комедия, вот и сатира. Через образ Митрофана писатель высмеивает бездельничество и безразличие к образованию среди молодого дворянства, ведь именно глупость и невежество главного героя делают его недорослем. 


Именно так Фонвизин подводит читателей (и зрителей) к выводу, который звучит в конце пьесы, — к идее произведения. Писатель оставляет место для таких, достаточно философских, размышлений: о вреде глупости и необразованности, о важности обучения и самосовершенствования.


Литературный анализ комедии «Недоросль»

А теперь поговорим о литературных особенностях пьесы, разберем жанр, персонажей и сюжетные приемы, которые использует автор для создания своего шедевра.

Жанровое своеобразие

Пьеса «Недоросль» выходит за привычные рамки классицизма, хотя формально и остаётся в этом литературном направлении. Фонвизин сохраняет сложившиеся каноны комедии того времени, но успешно сочетает их с элементами трагедии. Поэтому «Недоросль» часто относят к жанру «слезной комедии». Ну, это когда «мем смешной, ситуация страшная».


Комедийная основа произведения строится на поворотах сюжета, но автор дополняет эту основу печальными размышлениями персонажей и философскими диалогами. 


Фонвизин осуждает безнравственность и необразованность помещиков, но эта позиция выражается не только в остроумных шутках и других элементах комедии — писатель вводит также серьёзные трагические образы. Например, сирота Софья становится олицетворением добродетели и чистоты в этом мире невежества и пороков — и одним из элементов трагического в пьесе.


Герои, образы и их взаимосвязь в произведении

Одна из важных характеристик классицизма в литературе — это четкое разделение персонажей на положительных и отрицательных. И в комедии «Недоросль» это условие соблюдается как нельзя более точно: основу группы отрицательных героев составляют госпожа Простакова и ее сын Митрофан, а безусловно положительными в пьесе изображены Софья и ее дядя Стародум.


Образ госпожи Простаковой олицетворяет целый социальный слой — все старое дворянство, которое высмеивается в комедии. Простакова — типичный представитель этой группы: кроме того, что она глупа и необразованна, героиня еще и груба и жестока со своими крепостными, она считает их своей собственностью — слугами, живущими на этом свете лишь для исполнения ее прихотей. Простакову не волнуют чувства и интересы других людей, она готова пойти на обман и хитрость для достижения своих целей. Автор показывает, что такой подход к жизни не оборачивается ничем хорошим: в финале героиню ждёт лишь тупик и трагические последствия ее же решений. Лишение Простаковой ее деревни и собственности является наказанием за безразличие и эгоизм, а также отсылкой к неизбежному концу всей крепостнической системы.


Образ Митрофана Простакова иллюстрирует деградацию дворянского сословия и проблему неправильного воспитания. Митрофан — невежественный, грубый и ленивый юноша, у которого совсем нет интереса к развитию и образованию. И именно воспитание госпожи Простаковой сделало его таким. Митрофан полностью зависит от своей матери, но в то же время ухитряется пользоваться ее любовью, чтобы продолжать ничего не делать и получать все, чего душе его пожелается.


А вот образованная, мудрая и кроткая Софья — действительно идеальная женщина в глазах критиков. Ее образ очень точно отражает взгляды общества того времени на женщину в браке. Ее характер и интеллектуальные способности противопоставлены грубости и ограниченности госпожи Простаковой. Девушка может вести дискуссии и обсуждать сложные темы, но в то же время она соглашается с мнением будущего мужа и готова следовать за ним. Говоря литературным языком, Софья и госпожа Простакова — персонажи-антагонисты, представляющие противоположные качества и ценности.


Стародум в этой пьесе — герой, олицетворяющий небольшую и наиболее достойную часть дворянского общества (в том числе и самого Фонвизина). Это однозначно положительный персонаж: он добропорядочен, ценит справедливость и придерживается консервативных ценностей. Хотя Стародум и «думает по-старому», но привычные старому дворянству ценности ему вовсе не близки: он осуждает жадность и противостоит несправедливости. 


Если говорить кратко, то каждый из образов героев помогает Фонвизину достичь определенной цели: например, через образ госпожи Простаковой автор дает критику дворянству и его порокам; через образ Митрофана — подчеркивает важность проблемы воспитания и образования в обществе. 


При взгляде на пьесу важна еще и призма будущего: для автора «Недоросля» недопустимо, чтобы государство оказалось в руках таких недорослей, как Митрофан. Будущее в пьесе представлено Софьей и ее женихом Милоном, которые, в отличие от семейства Простаковых, обладают добрыми намерениями и стремятся к развитию и справедливости.

Конфликт и способы его разрешения

Один из основных конфликтов пьесы — это столкновение нового, образованного дворянства и уже уходящей в прошлое невежественной знати. Этот конфликт — не столько между людьми, сколько между мировоззрениями и ценностями старого и нового мира. 


В пьесе также звучит важный социально-политический вопрос: Фонвизин говорит об отмене крепостного права и критикует систему, где люди лишены свободы.


Автор использует иронию, чтобы показать ограниченность и в то же время парадоксальность мышления невежественных дворян — в комическом обнаруживаются самые разные противоречия в их взглядах и образе жизни.


В финале пьесы конфликт разрешается, хоть и при помощи внешнего вмешательства: у Простаковых все же отнимают имение и справедливость торжествует. Внешняя сила — это еще одна форма иронии в комедии, которая помогает подчеркнуть характеристики отрицательных персонажей и выразить авторскую позицию. 


«Недоросль» — это комедия, поднимающая важные вопросы на фоне любовного и социального конфликтов. Голосами героев пьесы автор говорит об освобождении крестьян, о нравственности и о жизненных ценностях. Фонвизин использует комические приемы, чтобы привлечь внимание читателей и зрителей к проблемам общества и навести на определенные размышления.


«Недоросль» Д. И. Фонвизина стала столь важной пьесой в истории русской литературы именно потому, что в ней сочетается множество разнообразных элементов: остроумие, социальная критика, нравственные поучения и проникновенная драматика. Автор создал яркие образы героев, добавил остроты их диалогам и связал все воедино. Конфликт, изображенный Фонвизиным, раскрывает важные нравственные уроки и подчеркивает ценность образования и развития личности.
Admin1