Разговоры о важном: что это и как проводить
С сентября 2022 года частью учебного плана российских школ стали «Разговоры о важном». Что это за «важное» и какая цель у получасовых диалогов – обсудим в сегодняшнем материале.
Что такое «Разговоры о важном»?
Чего о них только не говорят! Их называют новыми классными часами, уроками патриотизма и даже пропагандистскими уроками.
И в части патриотизма — это правда. «Разговоры о важном» — это обязательные внеурочные занятия. Их задача — познакомить ребят с историей нашей страны, её культурными и этническими особенностями, а заодно — с ролью в исторических событиях.
Чем для этого плохи уроки истории?
Да тем же, чем и другие уроки. За знания по истории дети получают отметки, не все внимательно слушают педагога. К тому же на уроках истории уделяется внимание не столько роли России в мировых событиях, сколько общему анализу.
А в современном мире детей окружает множество информации о стране. И эта информация, как правило, неподтвержденная: слухи в сети, порочащие материалы, вбросы… Чтобы молодежь не попадала под влияние иноагентов и не губила своё будущее, разъяснять современные события и рассказывать о ценностях и традициях требуется с ранних лет.
«Разговоры о важном» убивают сразу трёх зайцев:
- помогают ребятам сориентироваться в мировых событиях
- способствуют формированию патриотизма и толерантности в детях
- воспитывают правильные ценности
Первый «Разговор о важном» состоялся в Калининграде 1 сентября 2022 года в рамках проекта «Россия – страна возможностей». Для школьников с выдающимися успехами в учебе его провел Владимир Путин. После этого уроки нового формата стали проводиться по понедельникам, перед началом учебной недели, по всей стране. Цикл стартовал 5 сентября 2022 года с темы «День знаний».
Как подготовиться преподавателю?
Все материалы, необходимые преподавателю для проведения урока, можно скачать на сайте «Единое содержание общего образования».
Форма занятий — получасовой разговор. Однако по задумке, учитель не должен просто отвлеченно рассказывать тему. Основная цель – втянуть учеников в диалог и активное обсуждение поднимаемого вопроса.
Ведь цель занятия не в том, чтобы просто надиктовать верную линию мыслей. Задача педагога — развивать в ребятах критическое мышление, умение выстраивать цепь событий и защищать свою позицию. Часто на занятиях устраивают настоящие дебаты по обсуждаемой теме.
В сценариях от Министерства Просвещения преподаватели находят:
- конспект урока (меняется в зависимости от возраста учеников)
- видеоматериалы
- плакаты
- презентации
- интерактивные игры
При желании такое занятие может провести любой педагог: достаточно просто следовать сценарию. Но инициатива поощряется: все сценарии носят рекомендательный характер. Если учитель понимает, как раскрыть тему для его учеников более увлекательно и качественно — он может это делать.
А ребята с 4 класса имеют возможность оценить занятие и оставить отзыв по QR-коду в специальной анкете.
В дополнение к опорным материалам Академия Минпросвещения создала проект «Классный марафон». Это периодически выходящие интенсивы для классных руководителей, которые помогают разобраться в том, как вести «Разговоры о важном», реагировать на сложные и иногда провокационные вопросы детей, вести занятие в смешанных классах и классах, где часть детей стали жертвами современных событий в мире.
Все анонсы и ссылки на трансляции появляются на сайте «Сервиса для классных руководителей».
А все прошедшие трансляции можно посмотреть в записи в группе ВКонтакте.
Программа «Разговоров о важном в 2023/2024 учебном году»
За первый год существования программы было проведено 35 внеурочных занятия на самый разные темы. С учащимися обсуждали и День космонавтики, и День труда, и День защитника Отечества. Поговорили о музыке, науке, семье и счастье.
В новом учебном году традиция продолжилась. Сейчас на сайте «Разговоров о важном» можно ознакомиться со сценариями ближайших занятий или с уже прошедшими. Расскажем, как проходят лекции-диалоги на примерах.
5 февраля 2024 года
В понедельник, 5 февраля, российские школьники отмечали День Российской науки и 190 лет со дня рождения Д. И. Менделеева.
В этот день обсуждали важность развития огромного потенциала российской науки и жизнь великого русского химика Д. И. Менделеева.
В план занятия включен просмотр презентации, видео с обращением федеральных спикеров для старших классов. С младшими поиграли в обучающие игры и познакомились с историей развития российской науки.
4 марта 2024 года
Занятие в первую неделю весны было посвящено выбору жизненного пути.
С младшими классами обсуждали как часто в жизни нам приходится делать выбор и как это может влиять на наше дальнейшее развитие. С выпускниками акцент делался, конечно, на выбор вуза и важности выбора дальнейшей профессии.
Взгляды молодого поколения на важность высшего образования могут сильно отличаться от взглядов даже самого преподавателя или федеральных спикеров, тем интереснее обсуждение.
«Разговоры о важном» стимулируют детей включать критическое мышление при просмотре новостей в сети, выстраивать взаимосвязи между событиями. К тому же они помогают разобраться в ценностях и традициях страны, в связях между культурой и религией, в разнице между выгодой и патриотизмом.
А ещё дети учатся задавать вопросы и не бояться это делать. Так что в будущем каждый ребенок обязательно найдет свой ответ.