Подростковая любовь
Подросток сутками висит на телефоне. Настроение скачет от радости к отчаянию. Предстоящие экзамены неинтересны, зато одно неотвеченное сообщение становится катастрофой. Всё это (и, конечно, бабочки в животе!) — это симптомы первой настоящей подростковой влюбленности.
Первая любовь у подростков
Первые отношения — один из важных этапов в жизни человека. Это ситуация, когда ещё ничего не понятно, но уже очень интересно.
Вспоминаем себя в период первой влюбленности.
Что надеть? Как себя вести, чтобы понравиться? Делать ли комплименты? Кто платит на свидании? А рассказывать ли друзьям? А если рассказывать, то что? А когда можно целоваться? А вдруг ему / ей не понравится? А что, если не понравится мне?…
В голове — рой вопросов, в животе — бабочки, и только родители со своими нравоучениями мешают с головой нырнуть в эти отношения.
А родители в этот момент думают, как бы выкинуть у ребенка из головы эту любовь и развернуть чадо обратно к поступлению. Ведь сейчас эта влюбленность совершенно лишняя! Или?..
Или. Первая влюбленность дает подростку:
- Опыт распознавания своих эмоций и разных уровней влечения.
- Понимание принципов выстраивания отношений.
- Навык справляться со своими эмоциями и чувствами, умение себя контролировать.
- Опыт переживания неудач в любви.
Подростковая любовь — как ветрянка: если не переболеть в юности, во взрослом возрасте переживать её гораздо сложнее.
Признаки влюбленности
Можно разделить на внутренние и внешние.
Внешние — те, которые увидят окружающие — это:
- «Витание в облаках», невнимательность
- Стремление быть ближе к объекту любви (иногда доходит до сталкерства)
- Резкая смена увлечений (подросток начинает интересоваться тем, что нравится объекту любви)
- Расспросы о будущем, об опыте любви у значимых взрослых
- Нетипичная реакция на разговоры об объекте любви (сводят к нему любой разговор в диалогах с доверенными людьми, или наотрез отказываются обсуждать)
- Эксперименты с внешностью, резко появившаяся аккуратность
- Телефонная зависимость: постоянно пишет сообщения, висит на телефоне
- Частые смены настроения и неадекватные реакции: может заплакать или засмеяться в ответ на незначительное замечание
Внутренние признаки — то, что может заметить только сам подросток. Это:
- Стеснение и робость при объекте любви
- Тоска в его / её отсутствии
- Желание привлечь к себе внимание любой ценой
- Мысли об избраннике(це) занимают все время
- Появление физиологического влечения
- Ревность и собственнические чувства
Рекомендации для родителей
Вкратце: не навреди! Или три НЕ:
- НЕ вмешивайтесь (не нужно быть третьим лишним и пытаться втиснуться в чужую пару).
- НЕ обесценивайте (не говорите фраз типа «да сколько их ещё будет», «да все это несерьезно»).
- НЕ решайте за ребенка (не заставляйте ребенка бросать объект любви, даже если он вам совсем не по душе).
Более развернуто — рассказываем.
Действуйте по правилам 5П: принять, понять, поделиться, поддержать, помочь.
1 — Принять:
- что ребенок взрослеет
- что эти чувства никуда не денутся сами по себе
- что проще и полезнее помочь и поддержать, чем с ними бороться
2 — Понять:
- в какой влюбленности находится подросток: в реальной или фанатской? Во взаимной или несчастной?
- на какой фазе отношения: переглядки или свидания? Обнимашки или постель?
- что подросток уже знает об отношениях, а в чем опыта и знаний не хватает?
3 — Поделиться:
- Знаниями. Объяснить подростку про пубертатный период, про скачок гормонов, про разницу между чувствами и эмоциями. Обязательно рассказать про элементарные правила безопасности (никаких нюдсов в сеть, предохраняться, не нарушать закон даже ради признания объекта любви).
- Опытом. Расскажите о своем опыте первой любви, если подростку интересно. Не стесняйтесь проявлять свои чувства с супругом (но не слишком откровенно): так ребенок научится делать комплименты, поддерживать вторую половину и выражать свои чувства.
- Своими чувствами. Покажите ребенку, что вы волнуетесь, и объясните, почему. Расскажите, как должны выглядеть здоровые отношения, и от каких ошибок вы хотели бы уберечь ребенка.
4 — Поддержать
Не обесценивайте чувства подростка, даже если они не взаимны — просто помогите ребенку в этот период. Оставьте при себе едкие комментарии и непрошенные советы.
Постарайтесь поддержать ребенка: позвольте немного опоздать домой со свидания, поделитесь дополнительными деньгами на кино и кафе. Позвольте подросткам побыть наедине у вас дома: не заходите в комнату ребенка без стука, не прерывайте резко телефонные разговоры.
Не лезьте в отношения ребят, не запрещайте общение и старайтесь показывать здоровые отношения на своем примере. Если опасаетесь раннего полового контакта — поговорите с подростком еще раз и поделитесь ресурсами по теме.
Помните: что-то может сломаться в любой момент. Сегодня ребята влюблены друг в друга, а завтра любовь превращается в ненависть.
Что делать, если отношения начинают мешать учебе?
«Все это очень здорово, но они же на двойки скатятся!»
Да, влюбленность действительно может помешать учебе. Но это тоже можно исправить.
Чего делать категорически нельзя (не поможет, да еще и значительно ухудшит отношения с ребенком):
- запрещать общение;
- шантажировать запретом общения;
- применять наказания, которые номинально не связаны с запретом общения, но фактически приведут к нему (например, запрещать телефон и интернет как средство связи с объектом влюбленности).
Дело в том, что подобные действия в глазах подростка сделают из вас угрозу его отношениям. А отношения сейчас в приоритете перед учебой. Подобные карательные действия могут привести к побегам из дома и другим экстремальным поступкам со стороны подростка.
Что действительно можно сделать:
- Поговорите с ребенком, покажите факты. «Вот твои отметки до отношений, вот отметки сейчас, успеваемость упала». Сначала ваша задача — сделать так, чтобы подросток признал, что отношения мешают учебе. И самим убедиться, что это действительно так: возможно, вы делаете из мухи слона, и ребенок просто получил пару троек по не ключевым предметам).
- Предложите свою помощь. Вы можете распределить время ребенка (час на уроки, потом час свободы, снова час на уроки). Можете обсудить, какие предметы сейчас важнее остальных (может быть, не стоит заморачиваться над английским, если подростку предстоит ЕГЭ по химии и биологии?).
- Объясните, что вы уважаете право подростка на личную жизнь и не хотите вмешиваться. Но, так как ситуация с учебой становится критической (если это действительно так), необходимо поработать над приоритетами. Объясните, что нужно находить баланс между любовью и учебой, и во взрослой жизни этот навык тоже очень пригодится.
Последствия отношений в раннем возрасте
Последствия первой влюбленности будут зависеть от того, как эта влюбленность проходит.
Есть позитивный и негативный сценарий.
Негативный: ребенок получает опыт неприятия и даже травли, теряет интерес к учебе, портятся отношения в семье. Неудачный первый опыт может приводить к серьезным нарушениям всех дальнейших взаимоотношений человека с противоположным полом. Формируется страх отвержения, неверное представление о себе, заниженная самооценка.
Родители могут помочь, если будут относится к ребенку с пониманием и готовы будут поддержать. Тогда даже всё идет по позитивному сценарию: ребенок получает опыт близких взаимоотношений, принимает свою женственность / мужественность, пробует новую социальную роль девушки / парня, учится ухаживать и выстраивать отношения в паре. Важным плюсом является опыт выстраивания приоритетов: когда подросток учится «жонглировать» личной жизнью, учебой и бытовыми делами.
Советы влюбленным подросткам
- Стремись к объективности. Родители действительно лезут в твои отношения или просто пытаются помочь? Объект влюбленности действительно идеал, или ты всё-таки чего-то не видишь?
- Займи нейтральную позицию. Не вступай в конфликты с родителями по любому поводу, но и не выливай на них все свои переживания и восторги.
- Ищи баланс. Пока ты развиваешь свои личные отношения, старайся, чтобы не страдали другие части жизни. Не стоит забывать об уборке в комнате и походе с друзьями. Да и учебу забрасывать не следует. А если ты уже тонешь в неудах, то стоит нагнать пропущенный материал с преподавателями СОТКИ.
- Создавай себе ситуации успеха. Чем больше успехов будет у тебя в разных сферах жизни, тем меньше к тебе будет претензий от родителей и учителей. Да и в паре это поможет: прогулки в парке — это, конечно, здорово, но дальнейшие отношения лучше строить на крепком фундаменте образования и хорошей работы.
- Оставляй себе пути для отступления. Человек, в которого мы влюбляемся, всегда кажется нам лучшим в мире — так природой заложено. Но старайся все же не тонуть в этих отношениях. Оставляй себе время на себя, на свои хобби, на свое развитие. Тогда, если что-то пойдет не так, у тебя останется что-то, на что ты сможешь опереться.
- Заботься о себе. Если вы с партнером дошли до полового контакта, используй барьерные методы контрацепции и принцип активного согласия. Так ты сохранишь свое здоровье и будущее.
- Прислушивайся к советам. Если много людей говорят тебе об одном и том же качестве, которое ты не можешь рассмотреть в избраннике — возможно, стоит приглядеться.