Как поддержать ребенка в трудную минуту
«Грустишь? Не грусти!» — вряд ли так получится успокоить ребенка в трудной ситуации. Как стать для ребенка опорой, не навязывая свои решения? Разбираемся в статье.
Сделайте поддержку нормой коммуникации
Представим ситуацию: ребенок получил «двойку». Он расстроен и хочет поделиться с родителями. Вместо того чтобы поддержать и разобраться с этой проблемой вместе, родители ругают и спрашивают: «А что другие получили?».
Знакомо? Так вот, вряд ли этот ребенок станет рассказывать родителям о других своих проблемах, имея этот негативный опыт.
Важно, чтобы ребенок чувствовал: к маме с папой можно обратиться с любой трудностью. Они, может, и поругают, но в первую очередь – помогут и поддержат.
Начинать выстраивать доверие нужно с мелочей: интересуйтесь тем, как прошел день, эмоциями, маленькими победами и трудностями, спрашивайте совета, чтобы ребенок ощущал себя важным для вас. И старайтесь оставаться терпимыми, в трудные моменты дети особенно уязвимы.
Например, вместо грозного: «Бестолочь! Гулять не пойдешь, пока двойку не исправишь!» — можно мягко предложить: «Это не конец света. Давай подумаем, как можно исправить оценку».
Когда ребенок видит ваш искренний интерес и сочувствие, он понимает, что его эмоции и переживания важны. Он не побоится прийти к вам даже с самой сложной проблемой.
И помните, поддержка — это не только слова утешения. Это внимание к тому, что происходит в жизни ребенка, даже если он не всегда прямо говорит об этом.
Обратите внимание на то, как ребенок просит о поддержке
Дети не всегда напрямую заявляют, что им трудно. Иногда просьбы о помощи звучат как капризы, замкнутость или раздражительность.
Не только собственный негативный опыт может заставлять ребенка скрывать от вас трудности: одноклассница рассказывала, как ее ругали, в кино показывали. Если ребенок неожиданно бросает любимое занятие, становится нервным или все время молчит, это может быть сигналом о проблемах.
Важно проявить осторожность, не давить и не вытягивать из ребенка ответы. Просто покажите, что вы рядом. Иногда одного: «я рядом, если нужно» — достаточно, чтобы ребенок почувствовал поддержку.
Отделяйте поддержку от контроля
Поддерживать — не значит решать все за ребенка. Дайте ему пространство для самостоятельности.
Представим: для того, чтобы исправить «двойку», учитель попросил сделать доклад. Вместо обреченного: «Опять все неправильно сделаешь, давай я!» — просто покажите, что вы не оставите его один на один с проблемой: «Если что-то будет сложно или не понятно, мы вместе попробуем разобраться».
Помогайте ребенку находить решения, но не делайте все за него.
Ваши действия должны показывать, что вы верите в его силы, а не сомневаетесь в них.
Настройте ребенка на успех
Если ребенок не справляется с задачей, помогите ему увидеть, что ошибка — это не провал, а возможность научиться чему-то новому.
Например, если ребенок переживает из-за контрольной, не стоит говорить: «Иди готовься, а то опять «двойку» получишь!». Вместо этого предложите: «Давай вместе разберем, что для тебя сложнее всего, и попробуем потренироваться».
Когда вы показываете, что трудности преодолимы, ребенок начинает верить в себя. А вера в свои силы — это лучший фундамент для успеха.
Поддержка ребенка в трудную минуту — это умение слушать, понимать и помогать ему расти. Быть опорой — значит дать ребенку уверенность, что он может справиться с любой сложностью, потому что вы всегда рядом. Помните: ваши забота и внимание делает ребенка сильнее и увереннее в себе.





