Как не срываться на ребенка и перестать кричать на детей
Тут накричала, здесь сорвалась, тут дала подзатыльник. Не стоит думать, что родительская агрессия — это норма воспитания. Рано или поздно она дает свои плоды: в виде, заниженной самооценки, неумения постоять за себя или наоборот — повышенной агрессии. Иногда постоянная агрессия со стороны взрослых даже провоцирует у ребенка вполне физические болезни: психосоматику никто не отменял. Давайте разбираться, откуда берутся родительские срывы и как с ними справиться?
Почему мы вообще кричим?
Давайте сразу вынесем родителей с зависимостями, психиатрическими диагнозами и маргиналов за рамки обсуждения: мы уверены, что они не станут читать эту статью.
Зачем кричат остальные?
Причин 5:
1. “Он иначе не понимает!”
Бывает так, что ребенок по-другому просто не слышит родителей. Но это не природное свойство конкретного ребенка. Дело обычно в том, что он просто привык, что на него срываются и орут.
То есть ребенок действительно без окрика ничего не сделает. Но это только потому, что в его голове есть привычное понимание: пока просят спокойно — значит, не сильно надо, можно пропустить мимо ушей. Когда действительно надо будет сделать — мама закричит.
2.“Ради его блага!”
Искренняя вера в то, что без жесткого воспитания (крика и агрессии) ребенок вырастет разбалованным и слабым. Это просто ошибка, которая была очень популярна во времена юности наших бабушек. Психологами давно доказано, что лишняя строгость не стимулирует развитие ребенка, а тормозит его.
3. “Не могу остановиться, поэтому ору…”
Современное родительство — то еще испытание нервов. От родителей требуют идеальных детей, помощи бабушек и дедушек почти нет, при этом вы еще должны успевать строить карьеру и прекрасно себя чувствовать. Неудивительно, что накопившийся негатив рано или поздно выливается на ребенка!
4. “Меня так воспитывали, и ничего!”
Некоторые родители повторяют семейные сценарии. На них кричали — и они кричат. На них срывались — и они срываются. Так происходит, потому что родители просто не видели других примеров и не знают, что с детьми можно обращаться иначе.
5. “Сами не понимаем…”
Иногда мы срываемся и кричим даже без особого повода. А потом анализируем произошедший скандал и не можем найти причину своей агрессии. Тут стоит задуматься, не вымещаем ли мы на ребенке свои эмоции по отношению к кому-то другому: начальнику, компании, супругу. Такое тоже случается довольно часто, но мы, как правило, не очень это осознаем: психика просто не хочет допускать до себя понимание, что ребенок становится “куклой для битья”.
Как перестать срываться на ребенка?
Для начала важно определить триггер.
Триггер — это та ситуация или состояние, в котором вы выходите из себя.
Примеры триггеров:
- Опоздание — “Да сколько можно копаться? Пойдем быстрее!”
- Чрезмерная усталость к вечеру — “То есть, то пить, то сказку! Сколько можно, быстро в кровать!”
- Грязная одежда после прогулки — “Вечно испачкаешься, как свинья! Неужели нельзя быть аккуратнее?!”
Чтобы выявить свои триггеры, попробуйте записывать каждую ситуацию, когда вы сорвались на ребенка. Ответьте на пять вопросов:
- Что произошло?
- Что вы подумали, когда это произошло?
- Что вы чувствовали, когда это произошло?
- Как вы себя ощущали физически?
- Как вы отреагировали?
Пример:
- Сын опять отказался есть суп.
- “Я старалась, готовила, а он не ценит. У всех дети как дети, а мой нормально даже поесть не может. Я плохая мать”
- Бессилие, раздражение, обиду, гнев.
- Сжались зубы, перехватило дыхание.
- Накричала, сказала, что кроме этого супа больше ничего не получит, пока эту тарелку не съест, лишила карманных денег, чтобы ел только дома.
Через какое-то время наблюдений вы увидите, что ситуации и мысли повторяются. Это и будут ваши личные триггеры.
После того, как вы определили триггер, можно с ним работать. Иногда можно убрать сам триггер, поработав со своими установками: самостоятельно или с психологом. А иногда — проще и быстрее исключить ситуацию, в которой триггер срабатывает.
Пример:
Сын отказывается есть суп. Мама каждый раз орет, потому что она старалась, супы полезны, и она всё детство ела их через силу.
Мама может поработать с психологом и перестать реагировать на непослушание своего сына так же, как реагировали в детстве её родители.
А может — просто перестать варить супы, которые сын не любит.
Начните использовать “я-сообщения”
Ребенок опять не убрался в комнате? Вместо “Ты вообще обнаглел, развел свинарник, как будто у тебя вместо матери домработница!” скажите “Я очень расстроена и мне некомфортно смотреть на бардак. А еще я ощущаю себя использованной: ведь я потратила много сил на наведение порядка, а теперь дома снова грязно…”
Так вы не обидите ребенка и выразите свои чувства. К плюсам — ребенок научится тоже определять ваши и свои эмоции правильно, и, возможно, возьмет с вас пример.
Только не ждите, что я-сообщения заставят ребенка сразу все исправить. Наша цель — не изменить поведение ребенка, а смягчить свою реакцию на него.
Перенаправляйте гнев
Есть несколько разных способов.
Превратите ситуацию в шутку: вместо крика — свирепо зарычите; патетично сыграйте глубокое разочарование; “призовите на помощь” призраков неубранных игрушек… Делайте всё, что позволяет ваша фантазия. Смех отлично помогает разрядить нервы, а, посмеявшись, договориться гораздо проще.
Возьмите паузу. Уйдите в другую комнату, подышите квадратом, посчитайте до 10 — что угодно, что позволит вам выйти из состояния берсерка.
Выплесните гнев физически. Беситесь? Начните приседать, делать гимнастику или танцевать. Да хоть боксерскую грушу повесьте — главное, чтобы выброс гнева был доступен и происходил энергично. Двойная польза: и пар спустите, и фигуру подтянете.
Установите правила
Вместо того, чтобы кричать, когда вам что-то не нравится, создайте вместе с ребенком четкие правила, которые должны соблюдаться. Правила помогают ребенку ориентироваться в том, как себя вести, и в их рамках действовать самостоятельно.
Вот так вот — не надо: “Ну-ка быстро отдавай телефон, целыми днями в нем сидишь! Ничего не знаю, плевать, какой там у тебя чат по школьному проекту, ты и так сутками в сети, в школе и обсудите!”
Надо вот так: “Ты помнишь, что у тебя есть еще 30 минут на телефон сегодня? Потом я закрываю доступ к сети.”
Попросите о помощи
Иногда наш триггер — банальная усталость. Позавчера и вчеры вы спокойно укладывали дочку по полтора часа, а вот сегодня задолбались и на третью просьбу “А теперь попить!” — сорвались? Это верный признак, что усталости надо не допускать.
В таких ситуациях привлекайте супруга, старших родственников, подруг, нянь — всех, кого есть возможность. Просить о помощи — не стыдно. Отдохнувшая мама гораздо лучше издерганной.
Что делать, если накричал на ребенка — советы
Окей, будем стараться не допускать агрессии. А что делать, если срыв всё же произошел?
Три шага:
Шаг 1: Попросить прощения
Даже если ребенок объективно накосячил — в вашем срыве он не виноват. Каждый человек сам отвечает за свои эмоции.
Шаг 2: Объяснить причину срыва.
Ребенок должен понимать, что его вины в вашем состоянии нет. Но нет ничего плохого — объяснить ему, что некоторые ситуации раздражают вас сильнее других.
Шаг 3: Начать работать с причиной срывов. Как — мы уже писали выше.
И знаете, в самолете есть правило: в случае аварии сначала кислородную маску надо надеть на себя, и только потом на ребенка, иначе ребенку некому будет помочь.
С родительством это работает точно так же. Срыв родителя — это всегда свидетельство аварии. Ваш крик на ребенка — на самом деле крик о помощи. Он значит, что вы не справляетесь: с нагрузкой, со своими эмоциями или с уровнем ответственности.
Помогите себе.
Если чувствует, что не хватает сил на спокойную подготовку к ОГЭ или ЕГЭ, доверьте ее нам. В Сотке мы готовим с любого уровня на нужный балл. Вам не придется волноваться из-за экзаменов. Наши преподаватели имеют сертификаты экспертов ОГЭ и ЕГЭ, мы поддерживаем ребенка, следим за прогрессом и мотивацией. А еще у нас можно готовиться к 4 предметам по цене 1. Узнать подробности