13 апреля 2024
0
279

Подвижные игры для детей

Как мы, современные родители, помним свое детство? Вечера во дворе, лето на даче, постоянная беготня. Казаки-разбойники, догонялки, салочки, квадрат — в общем, мы всегда знали, чем себя занять, и боялись только одного: зайдем домой — не выпустят же! Современные дети другие, все игры — на экране смартфона. Рассказываем, почему так важно выгонять детей на улицу и как заинтересовать их подвижными играми.

0
279

Почему важны подвижные игры для детей


Достаточно вспомнить, что дети делают в процессе подвижной игры — и их польза станет очевидна.


  • Бегают, прыгают, лазают— развивают все группы мышц, быстро переключаясь с одной на другую. Заодно прокачивают крупную моторику.
  • Запоминают правила, продумывают стратегию игры, решают, где спрятаться и кого выбивать мячом — стимулируют активную работу мысли, совершенствуют все психические процессы.
  • Договариваются, решают конфликтные ситуации, распределяют роли в команде и работают сообща на одну цель — развивают коммуникативные навыки и формируют положительные нравственные качества.

Короче говоря, подвижные игры — это мастхэв в развитии ребенка. Они помогают и физическому, и интеллектуальному, и социальному развитию. Задача родителей — просто научить в них играть, дальше само пойдет. Так что ловите нашу подборку самых полезных и интересных подвижных игр для дошколят и младших школьников!


Подвижные игры для детей дошкольного возраста дома и на улице


Особенность игр дошколят в том, что их, как правило, организует взрослый. К тому же правила должны быть простыми, а игры для малышей — иметь какие-то роли, чтобы детям было интересно. Чем старше ребята — тем сложнее правила и тем интереснее им сам процесс игры.


«Гуси-лебеди»


Игра из нашего детства. Один из игроков — «волк», его роль — поймать остальных и увести в своё логово. Остальные дети — гуси-лебеди, их задача — не попасть в лапы волку. Гуси-лебеди выстраиваются в линию на одном краю площадки, и ведущий взрослый переговаривается с ними:


— Гуси-гуси!
— Га-га-га!
— Есть хотите?
— Да-да-да!
— Ну летите!
— Нам нельзя.
Серый волк под горой,
Не пускает нас домой.
— Ну летите, как хотите,
Только крылья берегите!

На последних словах ведущего гуси-лебеди начинают перебегать площадку, а волк выбегает из логова и пытается их поймать.


«Через ручеек»


Нужно начертить две линии на расстоянии 1,5 — 2 метра одна от другой. На пространстве между линиями рисуются На этом расстоянии рисуются «камешки» на определенном расстоянии друг от друга. Это — ручеек.


Все игроки стоят у черты — на берегу. Их задача — перейти (пропрыгать) на другой берег по камешкам, чтобы не намочить ноги. Те, кто оступился — «падают» в ручеек и идут сохнуть на лавочку. Затем снова включаются в игру.


«Кошка и птички»


Чертится большой круг. В круг встает ребенок — «кошка», закрывает глаза — «засыпает». Другие дети — «птички» — запрыгивают в круг и бегают там. По хлопку ведущего «кошка» просыпается и начинает ловить птичек, а они убегают за пределы круга. Тот, кого поймала «кошка», становится ею сам.


«Лес, болото, озеро»


Чертят круг такого размера, чтобы в него поместились все играющие, и еще 3 круга поменьше на равном расстоянии от первого с надписями «лес», «болото», «озеро».


В большой круг становятся все играющие. Ведущий называет зверя, птицу или рыбу и быстро считает до 5 или 10. Задача играющих — добежать до того круга, где, по их мнению, может жить названное ведущим животное. Потом возвращаются и все сначала. Слово «лягушка» позволяет встать в любой круг. Менять круг нельзя. Если прибежавший с опозданием хотя бы одной ногой не ступит в тот круг, он получает штрафное очко. Также и тот, кто не успел добежать до круга. Побеждают те, кто ошибался реже других.


«Жмурки»


Ведущему ребенку завязывают глаза, раскручивают на месте, а затем он должен поймать кого-то из разбежавшихся игроков. Игроки могут хлопать в ладоши и подавать другие сигналы о своем расположении. Важно внимательно следить за детьми, чтобы не было травм.


«Тихие жмурки»


Вариант игры для дома. Ведущему ребенку завязывают глаза и раскручивают на месте, но остальные игроки не бегают, а стоят на одном месте. Они могут уклоняться от ведущего, но не убегать. Меняться местами можно, только прыгая на одной ноге.


«Сардины в банке, или прятки наоборот»


Сперва прячется один ребенок, а остальные его ищут. Как только кто-то находит спрятавшегося, он тоже прячется рядом, пока кто-то другой не найдет их обоих.


Со временем прячущихся игроков будет все больше и больше, а места — все меньше. Все будут тесниться рядом как сардины в банке, пока их не найдет последний игрок. А потом все начнется заново.


«Весёлые старты»


Играющие делятся на две команды, а ведущий взрослый придумывает командам разные задания. Задача игроков — выполняя задание, по очереди добежать до финиша и обратно, преедавая эстафету следующему игроку в команде.


Варианты заданий:


  • бежать приставным шагом;
  • с игрушкой за спиной;
  • прыгая с мячом между ногами;
  • крабом (ползком);
  • прыжками в мешке;
  • с надувным шаром (два игрока бегут от старта к финишу, держа воздушный шарик лбами);
  • всей командой держаться за кусок туалетной бумаги, которую нельзя разрывать;
  • в руке ложка, в ложке — картошка (можно использовать 2 палочки вместо ложки);
  • и для осанки польза (мешочек с крупой держать на голове);
  • гонка на одеяле (один сидит, двое везут).

«Классики»


На асфальте рисуются классики. Вариантов море — вот для вдохновения.


Цель игры — дойти до десятого класса первым.


Каждый игрок по очереди встаёт перед игровым полем, кидает «биту» (мелок, камешек или любой другой небольшой предмет) в первый квадрат — первый класс. Далее необходимо прыжками добраться до конца игрового поля, развернуться и также добраться до старта, по пути забрав биту. Затем нужно попасть битой во второй квадрат. Нельзя наступать на линии и бросать биту на линию или за пределы игрового поля — тогда ход переходит к следующему игроку. Если бита попала в «огонь» в конце поля — сгорает один класс, то есть в следующий ход надо будет бросать биту на предыдущую цифру.


«Светофор»


На земле очерчиваются две линии. Все игроки, кроме ведущего ребенка, встают за одной линией. Ведущий встает перед другой линией спиной к остальным. Он называет любой цвет и поворачивается. Те, у кого есть элемент одежды нужного цвета, спокойно переходят «дорогу» к ведущему, а остальным приходится бежать, чтобы ведущий их не поймал.


Подвижные игры для школьников


Самое популярное — играть в салочки / догонялки. Их есть множество вариантов:


«Чай-чай-выручай!»


В данном случае игра не заканчивается, когда ведущий осаливает кого-то. Осаленный игрок должен замереть на месте. Другие игроки могут спасти товарища, дотронувшись до него.


«Выше ноги от земли»


Игра на ловкость, скорость и внимание. Игроки разбегаются от ведущего, и в любой момент могут забраться в «убежище»: залезть на что-то так, чтобы ни одна часть тела не касалась земли. Но находиться там постоянно нельзя: необходимо быстро сменить укрытие, а ведущий должен осалить игрока во время перебежки. Пойманный игрок становится ведущим.


«Цепочка»


В начале игры ведущий — один человек. Он догоняет разбегающихся участников. Догнав кого-нибудь, он берёт его за руку, и они вместе догоняют следующего, и так далее, пока не образуется цепочка. Если игроков много, можно образовать 2 цепочки. То есть, когда образуется цепочка в четыре человека, они делятся на пары. Последний оставшийся не пойманным игрок — победитель.


«Бездомный заяц»


Ещё один оригинальный вариант догонялок. Игроки выбирают «волка» и «бездомного зайца», а все остальные участники рисуют «домики» — круги на земле — и становятся в них. Волк начинает охоту на бездомного зайца, который бегает между домиками и в любой момент может забежать в один из них. Как только это происходит, хозяин домика должен немедленно выйти и бежать — теперь он стал бездомным зайцем. Игра продолжается до тех пор, пока заяц не будет пойман.


«Хищники и травоядные»


Игра для большой компании — от 10 человек. Игроки делятся на «травоядных» и «хищников». На земле кругом очерчивается «логово» хищников. По команде травоядные разбегаются, а хищники ловят их и отводят в логово. Однако если другое травоядное дотронется до вытянутой руки пленника, он продолжает игру. Играть можно до тех пор, пока не будут пойманы все травоядные.


«Кандалы»


Две команды игроков становятся в две линии друг напротив друга, сцепив руки. Начинаются переговоры:


— Кандалы!
— Закованы!
— Раскуйте нас!
— Кем из нас?

Далее называют имя игрока команды соперников, который бежит и пытается разорвать цепь. Если это удалось, он уводит одного участника к себе в команду, в противном случае остаётся в команде противников и играет на их стороне. Побеждает та команда, у которой на конец игры больше игроков.


«Путаница»


Все игроки, кроме ведущего, встают в круг, держась за руки. Ведущий отворачивается, а игроки начинают перемещаться, не размыкая рук: перешагивают через руки соседей, закручиваются и переплетают руки и ноги. Задача ведущего — распутать клубок.


«Захват флага»


Лучше играть на природе. Игроки делятся на две команды, каждой выдается флаг. Задача — спрятать флаг на своей территории.


В первом раунде одна команда атакует базу другой, а та защищается и пытается ловить соперников. Цель нападающих — захватить вражеский флаг. Как только это случится или все атакующие будут пойманы на чужой территории, команды меняются ролями.


Игры с мячом:


«Перестрелка»


Игроки двух команд становятся в две линии на расстоянии друг от друга и пытаются мячом попасть в соперников. Каждый, кого задел мяч, попадает в плен. Игра продолжается, и если мяч попадёт в руки к пленному — он возвращается в свою команду. Игра может продолжаться до тех пор, пока в одной из команд не останется участников.


«Вышибалы»


Перед началом игры дети делятся на две команды: игроков и вышибал. Вышибал должно быть вдвое меньше, чем игроков.


Игроки встают в центре площадки, а вышибалы делятся на две группы и встают по краям. Затем вышибалы мячом стараются попасть в игроков — вышибить. Игрок, в которого попал мяч, выбывает из игры. Когда все игроки покинут площадку, команды меняются ролями. Если играют втроем, то тот, кто вышиб игрока, занимает его место на площадке.


«Квадрат»


Эта игра из нашего детства немного похожа на футбол для команды из четырех игроков. Для начала рисуется квадратное поле (можно не рисовать, а просто обозначить углы).


У каждого игрока есть свой угол, а в нем — импровизированные ворота. Ребята должны отбивать мячи на своей четверти поля и не дать забить себе гол, а еще — стараться забить мяч другому. За голы игрокам начисляют очки, а за пропуски мяча — отнимают. Побеждает тот, у кого больше очков.


На самом деле увлечь детей подвижными играми очень легко. Нужно только следить за безопасностью и не мешать детям придумывать свои варианты правил.


А чтобы у ваших школьников было время на подвижные игры, мы в СОТКЕ с радостью поможем им с учебой: чтобы на уроки не приходилось тратить все вечера и выходные.

Подписывайся на новости Сотки
рассказываем об акциях и присылаем промокоды
я согласен получать рассылку от Сотки