20 марта 2024
0
361

Логическая память

«Вызубрил, но не запомнил!» — знакомо? Когда мы зубрим — задействуется механическая память. Такая информация надолго в голове не задержится. А вот при использовании логической памяти мы понимаем суть того, что учим: это помогает запомнить информацию на годы вперед.

0
361

Как развить логическую память?


Анализируй!


Чтобы информация отложилась в памяти, надо разложить её по полочкам.


Представь, что тебе нужно разложить в шкафу чистые вещи.


Ты можешь свернуть их в один большой ком и закинуть на полку. Но тогда там тяжело будет найти нужную футболку, и велик риск, что при доставании грохнется весь ком.


А вот если ты рассортируешь вещи по какому-то признаку и сложишь их аккуратно, то нужную футболку сумеешь достать даже в темноте.


С информацией — та же история. Надо понимать:


  • Что ты изучаешь?
  • Зачем ты это изучаешь?
  • Из каких логических частей состоит материал, какие подтемы можно выделить?

После анализа можно представить информацию наглядно: в чертежах, таблицах, схемах или рисунках.


Ищи связи!


При изучении любой темы всегда думай, как новая информация связана с тем, что ты уже знаешь. Так твои знания будут складываться в общий паззл, и картинка станет понятнее.


Можно забыть даты правления Екатерины Второй, но при этом помнить, что она активно занималась развитием образования в России — из сериала или художественной литературы. Это как раз пример того, как работают связи.


Подумай, что представляет собой материал, какие примеры в жизни можно найти? Примеры из жизни — это вообще классный крючок для запоминания.


На уроках СОТКИ мы всегда стараемся приводить как раз такие примеры: в одном из занятий по биологии структуры белков сравнивают с бусами и игрушечными пружинками, а сложные темы по обществознанию объясняют на реальных ситуациях из школьной жизни.

Понимай суть.


Изучи не только параграф перед тобой. Попытайся докопаться до глубинной сути.


Что делал Ньютон под яблоней? Почему Маяковский писал такими рваными строчками? Как ученые обнаружили, что из пенициллина можно делать лекарство?


Пробуй узнать что-то новое. Для этого:


  • Изучи историю темы.
  • Найди в ней что-то, что тебя волнует.
  • Изучи биографии людей, которые занимались этой темой или связаны с ней.

Пробуй разные формы.


Просто повторять — мало. Это будет тоже зубрежка.


Если хочешь задействовать логическую память — делай с ним что-нибудь. Сходи на квиз по изучаемой теме, реши серию головоломок, составь кроссворд, посмотри сериал на изучаемом языке… Да даже просто попробуй объяснить кому-то материал: это тоже будет не заучиванием, а работой логического мышления.


В Сотке мы все уроки строим так, чтобы задействовать логическую память. Наши ученики не просто запоминают, а по-настоящему понимают предмет. Записывайся на бесплатное пробное занятие и присоединяйся к нашей команде подготовки уже сейчас!

Упражнения для развития логической памяти


Держи варианты на выбор:


Ассоциации


Подготовь пары слов, связанные общим смыслом. Например, платье — шкаф, сказка — сон, снег — мороз и так далее. Попроси кого-нибудь зачитать тебе все пары вместе. А затем пусть человек зачитает тебе только одно слово из каждой пары, а ты попробуй вспомнить второе.


Попробуй связывать новую информацию с уже известными фактами или образами. Это поможет запомнить и использовать информацию.


На ассоциациях основан такой способ запоминания, как мнемотехника, про него у нас есть отдельная статья.


Лишнее слово


Тут тоже нужно два человека. Один составляет связку из трех слов, в которой одно слово лишнее по смыслу.


Второй должен проанализировать связку, выделить лишнее слово и объяснить свой выбор.

Смысл упражнения — научиться выделять общие признаки и анализировать.


Примеры связок слов:


  • Волк, лиса, кот
  • Самолет, поезд, ворона
  • Километр, миля, килограмм
  • Телефон, планшет, ноутбук
  • Лебедь, стройка, экран

Два важных момента:


  1. связь не должна быть очевидной;
  2. единственного правильного варианта может и не быть.

Вольный пересказ


Понадобится ручка, листок и любой отрывок художественного произведения.


Возьми отрывок текста — например, этот.


Молодая рыжая собака — помесь таксы с дворняжкой — очень похожая мордой на лисицу, бегала взад и вперёд по тротуару и беспокойно оглядывалась по сторонам. Изредка она останавливалась и, плача, приподнимая то одну озябшую лапу, то другую, старалась дать себе отчёт: как это могло случиться, что она заблудилась?
Она отлично помнила, как она провела день и как в конце концов попала на этот незнакомый тротуар.

День начался с того, что её хозяин, столяр Лука Александрыч, надел шапку, взял под мышку какую-то деревянную штуку, завёрнутую в красный платок, и крикнул:
— Каштанка, пойдём!
(«Каштанка» А.П.Чехов)


Внимательно прочитай его. Затем прочитай ещё раз, выделяя ключевые слова — так называемые смысловые единицы. Это слова или словосочетания, которые содержат в себе факты (имена, места, даты), события, их суть и смысл.


У нас это выглядит вот так:


Молодая рыжая собакапомесь таксы с дворняжкой — очень похожая мордой на лисицу, бегала взад и вперёд по тротуару и беспокойно оглядывалась по сторонам. Изредка она останавливалась и, плача, приподнимая то одну озябшую лапу, то другую, старалась дать себе отчёт: как это могло случиться, что она заблудилась?
Она отлично помнила, как она провела день и как в конце концов попала на этот незнакомый тротуар.
День начался с того, что её хозяин, столяр Лука Александрыч, надел шапку, взял под мышку какую-то деревянную штуку, завёрнутую в красный платок, и крикнул:
Каштанка, пойдём!
(«Каштанка» А.П.Чехов)


Выпиши все ключевые слова на отдельный листок, примерно так:


рыжая собака помесь похожая на лисицу, бегала тротуару оглядывалась изредка останавливалась приподнимая лапу дать отчёт она заблудилась
помнила день попала на этот незнакомый тротуар.
День начался хозяин, столяр Лука Александрыч шапку деревянную штуку, красный платок Каштанка, пойдём!


Подожди 10 минут и попробуй пересказать текст по этим ключевым словам (можешь попросить кого-нибудь проверить тебя или записать пересказ на диктофон, чтобы сверить самостоятельно).


Это упражнение поможет тебе научиться сразу выхватывать из текста суть и уже на её основе выстраивать понимание.


Когда начнет получаться быстро и правильно, упражнение можно усложнить. Попроси прочитать тебе текст один раз кого-нибудь другого, и выписывай ключевые слова по ходу прослушивания.


В процессе обучения логическая память играет ключевую роль, так что не пренебрегай упражнениями и старайся подходить к этому творчески!


Подписывайся на новости Сотки
рассказываем об акциях и присылаем промокоды
я согласен получать рассылку от Сотки