Слово о полку Игореве

cover
9738
«Слово о полку Игореве» — одно из самых нелюбимых в школьной программе. Согласись, оно кажется запутанным. Но это только на первый взгляд! Давай сломаем барьер непонимания и наконец разберемся, что же все-таки хотел сказать автор?
30 ноября 2023 г.
Содержание статьи

Краткое содержание

«Слово о полку Игореве» — масштабное, заковыристое, а главное — далекое от нас по времени произведение. Понимаем, что такие бывает нелегко не то что понять, даже прочитать. Так что, на всякий случай, давай пробежимся по основным событиям?


Условно эту повесть можно разделить на три части со вступлением и эпилогом.


Вступление посвящено певцу-сказителю Бояну, прославлявшему русских князей. Но хотя автор и признает мастерство Бояна, он отмечает, что его стиль повествования будет отличаться. 


Тот Боян, исполнен дивных сил,

Приступая к вещему напеву,

Серым волком по полю кружил,

Как орел, под облаком парил,

Растекался мыслию по древу.


Первая часть раскрывает образ главного героя. В дороге на врагов Руси, присмиревших половцев, войско Игоря видит дурные предзнаменования, имевшие большое значение в те времена, но игнорирует их и идет дальше. 


Игорь-князь во злат-стремень вступает,

В чистое он поле выезжает.

Солнце тьмою путь ему закрыло,

Ночь грозою птиц перебудила,

Свист зверей несется, полон гнева…


Это подчеркивает, насколько князь действительно ослеплен своей жаждой славы. 

И хотя первый бой заканчивается победой, природа снова предвещает беду:


Ночь прошла, и кровяные зори

Возвещают бедствие с утра.


Уж трепещут синие зарницы,

Вспыхивают молнии кругом.

Вот где копьям русским преломиться,

Вот где саблям острым притупиться,

Загремев о вражеский шелом!


Когда все Игоревы воины засыпают, кочевники совершают набег на отряд. В результате изнурительной трехдневной битвы, враг захватывает в плен князя Игоря и его брата.


Вторая часть посвящена великому князю — Святославу Всеволодовичу. Он считает нападение на половцев ошибкой и изначально не одобряет поступок князя Игоря. Дело в том, что ранее князь Игорь отказался от участия в успешном совместном походе на половцев своих братьев и теперь он хочет не помочь Руси, а снискать себе славы. На помощь ему в новом походе большинство князей не приходит.


Центром этой части является «златое слово» Святослава, в котором он просит русских князей прекратить бессмысленную вражду. Словами великого князя тут говорит сам автор.


Финальная часть полна лирики. Она показывает жену Игоря — княгиню Ярославну. Тоскуя, она плачет и в своем плаче обращается к стихиям — воде, горам и вольному ветру, умоляя их спасти ее любимого. Сама природа, услышав зов Ярославны, помогает князю Игорю сбежать — он обращается в различных животных, чтобы вырваться из плена и быстрее преодолеть путь до родины.


— Днепр мой славный! Каменные горы

В землях половецких ты пробил,

Святослава в дальние просторы

До полков Кобяковых носил.

Возлелей же князя, господине,

Сохрани на дальней стороне,

Чтоб забыла слезы я отныне,

Чтобы жив вернулся он ко мне!


В эпилоге народ радостно встречает вернувшихся князей. Природа ликует и поет вместе со всеми.


Дятлы, Игоря встречая,

Стуком кажут путь к реке,

И, рассвет веселый возвещая,

Соловьи ликуют вдалеке.


Но разве это не странно, видеть восхваление князя и его дружины в конце рассказа о неудачном походе? Так автор надеется, что теперь князья поймут необходимость единства и будут больше беспокоиться о благе народа, а не только о личных достижениях.


Кроме этого, не стоит забывать о характере князя Игоря. Он был храбрым и мужественным правителем, а потому сумел снискать любовь подданных. 


Узнать историю можно, кстати, на уроках истории — особенно с нашими преподавателями Дианой и Олей.


Но кое-что для экзамена по литературе мы с тобой разберем уже сейчас.

История создания

«Слово…» — образец древнерусской литературы. Оно написано в конце XII века, предположительно между 1185 и 1196 годами. Сюжет основан на современных автору исторических событиях, изложенных в Ипатьевской и Лаврентьевской летописях.


Как все было на самом деле


Из летописей мы знаем, что поход князя Игоря Святославовича против половцев, про который пишет автор «Слова…», действительно имел место быть. Но вот необходимости в нем совсем не было.


Еще до описываемых событий половцы потерпели сокрушительное поражение от великого князя Святослава, а уже через пару лет князья планировали новое наступление, чтобы окончательно разгромить врага.


Однако Игорю, не участвовавшему в прошлом походе, хотелось урвать свою минуту славы и проявить себя как можно скорее. В грядущем бою он был бы лишь одним из многих князей. Тщеславие затмило его рассудок и привело к плачевному результату.


Подлинность литературного памятника. Откуда взялся текст «Слова о полку Игореве»


Первым обнаружил существование рукописи коллекционер, граф Алексей Мусин-Пушкин. Зимой 1791-1792 года он, будучи в высоком звании обер-прокурора Синода, присвоил себе сборник, содержащий «Слово…», из библиотеки Кирилло-Белозерского или Спасо-Ярославского монастыря.


В 1796 году текстом заинтересовалась Екатерина II, и для нее изготовили специальную писарскую копию. Потом уже, в 1800 году, «Слово…» в первом издании становится доступно другим людям.


Правда, уже в 1812 году оригинальная рукопись сгорает в знаменитом московском пожаре. Да-да, том самом — при содействии Наполеона и Кутузова, про который еще Лермонтов писал в «Бородине» («Скажи-ка, дядя…»).


Получается, оригинальный текст видела всего горстка людей. Очень удобно, да?


Вот и тогда это стало веским поводом сомневаться в подлинности «Слова…». Кто-то даже на почве интриг-скандалов-расследований присвоил авторство самому графу Мусину-Пушкину, обнаружившему рукопись. 


Споры об этом до сих пор не утихли, но сейчас все-таки принято считать, что «Слово…» родом из XII века. У этой версии больше всего доказательств — например, отсылки к этой повести в более поздней «Задонщине», архаичный язык со всеми особенностями домонгольского периода (которые лингвисты стали выделять только сейчас) и прочие детали.


Хотя признайся, верить в теорию заговора куда приятнее?


Автор «Слова о полку Игореве». Если не Мусин-Пушкин, то кто?


А вот на этот вопрос ответа до сих пор нет. Никто не может с точностью сказать ни кем являлся автор «Слова…», ни состоял ли он в Игоревом войске, ни был ли он кем-то из Игоревых приближенных или простым церковником. Однако кое-что о нем мы все-таки сказать можем, опираясь на сам текст произведения. Поиграем в угадайку вместе с литературоведами?

Анализ «Слова…». Род и жанр

На первый взгляд, перед нами история о деяниях русских князей, типичный такой боевик. Значит, литературный род «Слова…» — эпос, очевидно же. Но если мы посмотрим чуть глубже, увидим столько боли, столько чувств — один плач Ярославны чего стоит! Такая лирика.


Так что да, литературный род «Слова о полку Игореве» — это лироэпос.


С жанром все немного сложнее. Здесь сочетается столько всего! Исследователи не пришли к какому-то единому жанру, так что и мы можем использовать любой из понравившихся — слово, песнь, поэма, все эти варианты допустимы.

Анализ «Слова…». Композиция

Главная особенность композиции текста — это его непрямолинейность. Здесь очень много отступлений от основного развития сюжета, как те же авторские вставки. Кстати, нередко именно через эти эпизоды автор транслирует свою мысль.


Эпизод со сном воздействует на наше рациональное. Он пронизан дурными предчувствиями и злыми знаками:


Златоверхий терем мой стоял

Без конька, и, предвещая горе,

Серый ворон в Плесенске кричал

И летел, шумя, на сине-море


Упоминаются также «черная пелена», «отравленное вино», создавая ощущение неизбежности трагедии.


По сну мы понимаем, что Святослав осуждает этот поход и предчувствует поражение Игорева полка. Это готовит нас к мысли автора, заложенной в княжеские уста.


После пробуждения Святослав произносит знаменитое «златое слово»: 


  1. князьям нужно объединиться, а не враждовать друг с другом,
  2. необходимо отказаться от желания властвовать над остальными и вместе победить общего врага,
  3. нужно дорожить миром, так как он достается высокой ценой.


И в противовес рациональной и прямо высказанной позиции Святослава нам дается лирический центр произведения — плач Ярославны.


Плач — жанр специально созданный в фольклоре, для выражения горя по поводу определённого события (войны, смерти, болезни и др.).


В этом трогательном и очень поэтичном эпизоде в образе Ярославны представлены все русские женщины, с тревогой ждущие возвращения своих мужей. Это — плачущий народ, ждущий своего спасителя.


Так, эмоционально автор тоже подводит нас к одной мысли — необходимости единения.

Главные герои. Образы персонажей и природы

Князь Игорь Святославович


В образе Новгород-Северского князя вступают в противоречие его безусловно привлекательные качества (храбрость, доброта) с негативными, теми же безрассудством и честолюбием.


Автор становится новатором, сместив акцент с князя на людей и назвав произведение «Словом о полку Игореве». Эта повесть — не о подвигах одного князя, а история жизни русского народа.


Князь Всеволод Святославович


Брат Игоря — Буй-Тур, Курский князь — отправляется за своим братом в поход и попадает вместе с ним в плен. В образе брата князя Игоря сочетаются верность, доброта и мужество. Также этот герой наделен богатырской силой.


Великий князь Киевский, Святослав Всеволодович


Князь правил в Киеве, стольном граде Руси. Он пользовался авторитетом у простых людей и других князей. Согласно родословной князей, он двоюродный брат Игоря и Всеволода, но в тексте назван их «отцом» из-за своего более высокого статуса (киевские князья получали титул великих князей). Образ Святослава — очень светлый. Он представлен мудрым правителем, защитником и патриотом. Он также не лишен сочувствия и испытывает теплые родственные чувства к братьям-князьям, отправившимся в поход.


Княгиня Ефросинья Ярославна


Да-да, Ярославна — это отчество, а не имя. Однако в тексте эту героиню называют только Ярославной.


Ярославна — это собирательный образ, она олицетворяет собой всех жен воинов. Она скромная, верная и заботливая. Неудивительно, что читатель так сопереживает ей и ее личному горю.


Боян


«Старинный соловей» — певец из прошлого. Боян не был народным поэтом. О его высоком положении говорит его излишний пафос в восхвалении князей и их деяний.


Автор не хочет, подобно Бояну, «растекаться мыслию по древу» и старается придерживаться в своей повести более объективной оценки. Боян не является в полной мере героем дальнейшего рассказа, его образ введен специально, чтобы показательно от него отречься.


Ходят слухи, что Боян был наставником автора, но кто знает, у нас в Сотке с наставниками хочется затусить, а не отречься от них…


Природа


Природа в повествовании наделена чертами, свойственным человеку. Она не умеет чувствовать и чутко реагирует на происходящие события, но и становится прямым участником событий — например, в сценах бегства Игоря.


Роль природы также в произведении двояка. С одной стороны — она сопереживает героям. С другой же — выражает авторские мысли и его отношение к разворачивающимся событиям.


Русская природа — еще один воин в войске Игоря. Она защищает и оберегает своих соотечественников:


  1. предупреждает об опасности солнечным затмением,
  2. помогает Игорю сбежать из плена,
  3. хмурится, когда полк ступает на половецкую землю,
  4. в эпилоге соловьи возвещают о возвращении князей радостным пением.

Тематика. Список тем, поднимаемых в «Слове о полку Игореве»

Тема родины


Родина — главная тема произведения. Она раскрывается на протяжении всего произведения, лейтмотивом сквозит в каждой авторской мысли.


Залог благополучия родины автор видит в единстве, дружбе и, конечно, мире.


Тема нравственного выбора


В момент солнечного затмения князь Игорь руководствуется своими сиюминутными желаниями, а не здравым смыслом. Этим он навлекает беду не только на себя, но и на все свое войско. 


Тема природы


На половецкой земле природа враждебна Игореву полку («волки грозу поднимают», «лисицы брешут на червленые щиты»). 

Но зато русская природа поддерживает своих воинов. Стихии, сочувствуя Ярославне и Игорю, помогают князю вернуться на родину.


Тема разрозненности русского общества 


Это вы раздорами и смутой

К нам на Русь поганых завели,

И с тех пор житья нам нет от лютой

Половецкой проклятой земли!


Конфликты между князьями привели к тому, что «полки половецкие» стали приходить «с победами на землю русскую».


Устами Святослава автор предостерегает правителей от бесполезных войн и призывает «сложить мечи» и жить в мире и согласии. 


Тема войны 

Война всегда приносит очень много страданий. В тексте рисуются страшные картины:

  1. поля, усеянные мертвыми вместо хлеба, 
  2. в небе постоянно слышатся крики воронов, которые делят между собой свою страшную добычу.

Основные мысли. Идея

Основные мысли «Слова о полку Игореве»:

  1. призыв к объединению русской земли перед лицом общего врага,
  2. противопоставление мира и войны, честного труда и бесполезного разрушения.


«Слово о полку Игореве» — это переживание тяжелого для отечества периода, его проблемы и беды, а также единственно возможное в это время решение, законченные автором в стихи. Без единства не видать Руси мира и спокойствия, в единстве — ее преимущество перед общим врагом. Правда, поймут это князья только ближе к «Задонщине»… но это уже совсем другая история.

Проверь себя

Святослав Всеволодович приходится князьям Игорю и Всеволоду:


            а) старшим братом 

            б) отцом 

            в) двоюродным братом 


Какая тема раскрывается в произведении? 

            

            а) тема любви 

            б) тема мира 

            в) тема войны 

            г) тема конфликта отцов и детей 


Кто из героев передаёт читателю мысли автора? 

      

            а) Боян

            б) Князь Игорь 

            в) Великий князь Святослав

Admin1