Н.С. Лесков "Левша"

cover
8498
В творчестве Николая Семёновича Лескова «Левша» — своего рода «визитная карточка». Эта, не потерявшая по сей день своей актуальности, повесть рассказывает нам о непростой судьбе русского работяги.
29 декабря 2023 г.
Содержание статьи

История создания

В наши дни «Левшу» мы изучаем в школе, но когда Лесков впервые опубликовал свое произведение в журнале «Русь» в 1881 году, мало кто заметил его. Более того, рассказ получил множество негативных отзывов от критиков. А виной всему стало простое недопонимание.


В основу сюжета легла известная в народе прибаутка о том, как «англичане из стали блоху сделали, а наши туляки её подковали да назад отослали». В предисловии к первому изданию Лесков утверждал, что эту историю он услышал летом 1878 года в Сестрорецке от тамошних оружейников и лишь пересказал её.


Не секрет, что повествование, основанное на реальных событиях, всегда внушает больше доверия. Приём этот не был новой идеей для русской литературы — им пользовались ещё Пушкин и Гоголь.

К сожалению, с Лесковым это сыграло дурную шутку. Критики слишком буквально поняли слова писателя и обвинили его в отсутствии оригинальности и присваивании себе чужих идей. Писателю пришлось специально пояснять, что события в рассказе — полностью выдуманные.

Жанр, направление

Основным направлением повести принято считать реализм.


Мы встречаем здесь упоминания о реальных исторических событиях, таких как Венский Конгресс или Крымская война (о них ты можешь прочитать в наших статьях по истории). А персонажами произведения Лескова становятся бывшие императоры — Александр I и его брат, Николай Павлович.


Но не стоит воспринимать все, о чем написал автор за чистую монету. Например, граф Платов, служивший в повести у обоих царей, хоть и историческая фигура, на самом деле умер ещё до восхождения Николая I на престол. 


Язык сказа первым обращает на себя внимание читателя — многие отмечали, что он делает повествование более лёгким и забавным. Хотя и тут не обошлось без критики: кто-то посчитал такой исковерканный язык глумлением над русским народом, который в самом деле не так-то глуп и дик.


Кроме реализма, повесть не лишена и черт романтизма. Давайте рассмотрим на двух примерах.

Реальное: восхищение Александра I англичанами и их удивительными изобретениями. Лесков высмеивает такое поведение царя и уже в самом начале рассказа, Платов находит «английскую» отвёрточку, которая на поверку оказывается сделанной русскими мастерами.

Романтизированный вымысел: талант русского трудяги, значительно превосходящий умения англичан сильно преувеличен. Также автор склонен идеализировать прошлое, обращаясь в своей повести к «делам давно минувших дней».

Теперь, когда с направлением разобрались, обратимся к жанру. 

Литературоведы определяют жанр «Левши» как повесть, так как в истории несколько ключевых для сюжета героев и она достаточно объёмная.

Сам же автор назвал свое сочинение «сказ», тем самым отсылая нас к фольклору.


Такое название сказ получил потому, что повествование там ведется от лица рассказчика из народа. Однако это не сам автор: рассказчик простоват, не очень грамотен, со своей особенной речью. Лесков намеренно стилизует язык произведения, наполняя его орфографическими ошибками и смешными для нашего восприятия словечками.

Давайте представим, что нам в руки попал небольшой словарь Лескова-рассказчика:


  1. «дансе с верояциями» — танец с вариациями, исполненный для Александра 1 удивительной механической блохой.
  2. «нимфозория» — так называли блоху тульские мастера. Сочетает в себе два слова - “инфузория” и “нимфа”.
  3. «бюстры» — соединение слов «бюсты» и «люстры».
  4. «мелкоскоп» — откуда тульским умельцам было знать правильное произношение слова «микроскоп», ведь им такие чудеса техники были неведомы.
  5. «долбица умножения» — мысль о необходимости знать таблицу умножения кажется простому народу дикой.


Этот список можно продолжать и дальше и в итоге получится отдельная книга.

Главные герои и их характеристика

Левша — простой трудяга, до глубины души преданный своей стране. Его представления о мире немного наивны, например, «качество» религии он определяет толщиной священных книг. Но вместе с этим душа его «человечкина» и в работе своей он невероятно хорош.


Александр I — Российский император, человек любознательный и впечатлительный. Одержим идеей превосходства европейской науки и убежден, что его собственные подданные ни на что подобное неспособны.


Николай Павлович — в отличие от своего брата, никогда не восхищался иностранными диковинками. Он верил, что русские мастера не менее талантливы и способны на большее, чем даже высокообразованные англичане.


Атаман донских казаков, Матвей Иванович Платов — патриот на службе у царя. Служа Александру I, Платов всегда пытался склонить того к мысли, что заграничные умельцы, кунсткамеры и прочие удивительные вещи, не стоят такого восхищения. Вместе с тем, патриотизм атамана кажется несколько показным, так как он не проявляет никакого уважения к «тулякам», а попавшего в беду левшу бросает на произвол судьбы.


Тульские мастера — воплощение образа русского народа. Они преданы своей Родине и своему императору. Вместе с тем, они талантливы и набожны.

Сюжет

И вот мы добрались до самого главного — сюжета. Начав читать этот рассказ, мы можем решить, что перед нами юмористическое произведение. Давайте разбираться, так ли это на самом деле?


История начинается в Англии, где путешествует Александр I. Он охотно восхищается разными диковинками и тратит большие деньги на приобретение у местных умельцев стальной блохи, которая, вдобавок ко всему, ещё и умеет танцевать. Однако вскоре после возвращения, император умирает и о блохе забывают до тех пор, пока она не оказывается в руках у нового царя.


Николай Павлович, в отличие от своего брата, относится к англичанам с куда меньшим уважением. Блохой он не восхищается, а стремится доказать мысль, что «брат мой, этой вещи удивлялся и чужих людей, которые делали нимфозорию больше всех, хвалил, а я на своих надеюсь, что они никого не хуже».


Атаман Платов, следуя указу царя, спешит в Тулу. Да так спешит, что сначала «пролетает на сто скачков Московскую заставу». До этого момента история действительно наполнена комизмом и нелепыми чрезмерностями. Но уже вскоре в рассказе появляется драматизм, делая повествование куда более мрачным.


Платов, торопясь узнать, что же такого особенного сделали тульские мастера, хватает первого попавшегося беднягу, у которого и так «волосы на висках от учения выдраны», и везет его в Петербург. Там выясняется, что тулякам удалось совершить невозможное — они стальную блоху, сделанную англичанами, подковали, причем без всякого «мелкоскопа», и оставили на подковах свои имена.


Один только косой левша, которого Платов привез с собой, остался безымянным, так как он сделал самую сложную работу — выковал крохотные гвозди, настолько мелкие, что ни одному микроскопу не разглядеть и имя свое было там не уместить.


В награду мастера также спешно отправляют в Англию. Там тульский умелец видит совершенно иной мир. Англичане показывают ему свои «мыльно-пильные заводы», удивительные изобретения и то, с каким почтением в этой стране относятся к работникам. Но как бы ни искушали англичане левшу остаться, тот лишь старался запомнить побольше и скорее отвезти полученный опыт домой.


К концу повести трагизм раскрывается уже в полную силу. На обратном пути наш герой на корабле сходится со шкипером и они вместе напиваются. Но если на земле англичанине спасают своего от верной гибели, дав ему некие чудесные пилюли, то русский народ своего брата просто обворовывает. Левша оказывается в больнице для бедных, где он и умирает.


Последние слова героя — просьба передать царю, что в Англии не чистят ружья кирпичами и те потому лучше стреляют. Но до царя эта информация не доходит, «из-за чего Россия проиграла Крымскую войну». К таким неутешительным выводам приходит рассказчик.

Тема и идея

Основной темой, как и центральным персонажем, всего произведения, однозначно является русский народ.

Он представлен одарённым, но невежественным, нищим, но глубоко патриотичным. Лесков раскрывает эту тему максимально: своими героями, развитием сюжета и языком повествования.


Не менее важной темой для автора выглядит патриотизм. Мы встречаем его в двух разных ипостасях.

Патриотизм может быть надменным и показным — Платов и Николай I стремятся доказать превосходство русского народа над другими нациями. Но в то же самое время мы видим патриотизм тульского мастера, который отказывается от благополучной жизни на чужбине и спешит «подсмотренное» донести до императора, надеясь улучшить жизнь на родной земле.


В «Левше» также раскрыты темы мастерства и сострадания.

Да, русские умельцы очень талантливы, они способны без «мелкоскопа» и не зная арифметики подковать едва видимую блоху, но чего им по-настоящему не хватает - это сострадания. 


Бездушным чиновникам плевать на судьбы своих подчиненных, и простой человек сам становится гвоздем в руках власть имущих.

Автор пытается также донести мысль о необходимости быть друг с другом бережнее, чтобы не повторилась печальная история безымянного мастера из Тулы.

Проблематика

В сказе, поначалу казавшимся нам легким и развлекательным, раскрываются две глобальные проблемы. Эти проблемы существуют до сих пор.


1) Проблема жестокой, равнодушной власти.

Для Николая I Платов вроде дрессированной собачонки, готовой выполнить любую команду. В свою очередь, в жизни Платова левша не важнее блохи. Тотальное равнодушие пропитало все слои населения сверху донизу. В результате не только герой умирает, но и Россия из-за этого проигрывает Крымскую войну.


2) Проблема невежества.

Да, в России есть самородки, которые способны подковать блоху, но им невдомёк, что блоха из-за этого не сможет больше танцевать. Нежелание учиться у других, продолжает сдерживать развитие таланта русского народа.

Заключение

Невозможно отнестись к этому произведению однозначно и, тем более, равнодушно.

Читая его, вы будете много смеяться над разного рода нелепостями, а в другие моменты ваше сердце будет сжиматься от описания того, как привычно вышестоящие чины бьют обыкновенного мастера и как привычно он эти побои принимает.


С одной стороны, это рассказ об удивительном русском умельце, который своим мастерством посрамил англичан. С другой, вся история пропитана грустной насмешкой над необразованным, грубым народом. Вместе с англичанами мы дивимся тому, что русские мастера, которые даже простейшей арифметики не знают, сумели подковать блоху. Однако знай левша науку, они бы понял, что крохотные, не видимые глазу гвоздики помешают удивительной стальной блохе танцевать.

Проверь себя

Что больше всего поразило Левшу в Англии?


а) плохая погода

б) совершенно иное отношение к мастерам и их умениям

в) “мыльно-пильные” заводы


Почему Лесков использовал в своём произведении такой необычный язык?


а) это был его фирменный стиль

б) в те времена все так и говорили

в) он хотел приблизить жанр произведения к фольклору, поэтому в повествовании подражал речи простых людей


Какая проблема НЕ затронута в “Левше”


а) плохая медицина в России

б) несправедливое отношение к простым трудягам

в) массовая неграмотность

Admin1