Деятельность человека

Понятие и структура деятельности
Человеческая деятельность, каковую часто называют просто деятельностью, - это сознательное действие, выполняемое индивидом с целью взаимодействия с окружающим миром. Такая деятельность, которая бывает физической или умственной, направлена на достижение цели. Это может быть как примитивное желание съесть круассан из-за необходимости утолить голод, так и сложное, например, чтение комиксов для развлечения.
Эти действия свойственны только человеку и четко отличаются от инстинктивного поведения животных. Например, кошка ворует сосиску со стола, но это действие продиктовано инстинктом, а не сознательным решением, и поэтому не может быть классифицировано как деятельность в том же смысле.
Содержание этих действий очень различно: от кратких моментов, таких как беглый взгляд на прохожего, до долгосрочных обязательств, например, посвящение четырех десятилетий жизни карьере врача. Независимо от продолжительности, эти виды деятельности представляют собой части составных моделей поведения, которые формируют наше существование и определяют наше взаимодействие с миром.
В ходе этой деятельности люди не только изменяют окружающий мир, но и меняются сами, создавая то, чего раньше не существовало. В этом и заключается суть человеческой деятельности - целенаправленное, осознанное действие, оставляющее след как в самом человеке, так и в окружающем его мире.
Чтобы полностью понять человеческую деятельность, мы должны сначала изучить ее основную структуру, главные компоненты. Для наглядного представления этой структуры полезно сравнить ее с приготовлением торта (разумеется, очень вкусного). В нашем рецепте не просто перечисляются ингредиенты, а описывается каждый шаг, указывается, что и когда нужно делать. Следуя этой аналогии, структура деятельности в основном включает в себя:
- Субъект: Это человек или организация, осуществляющая деятельность. В нашем сценарии с рецептом торта субъектом будем мы, пекари.
- Объект: Это относится к тому, на что в первую очередь направлена деятельность. В контексте выпечки объектом будут ингредиенты, которые мы используем для приготовления торта.
- Мотив: Основная причина, по которой мы занимаемся деятельностью. Мотивом для выпечки служит что угодно - от удовлетворения желания полакомиться сладким до празднования особого случая.
- Цель: Это предполагаемый результат деятельности. В нашем примере цель - свежеиспеченный, вкусный торт.
- Методы и средства: Как мы собираемся осуществить деятельность и какие инструменты или ресурсы используем. В случае с выпечкой это означает рецепт и инструменты для выпечки.
- Действия: Это фактические шаги, описанные в рецепте: смешивание ингредиентов, разогрев духовки и т. д.
- Результат: Конечный продукт нашей деятельности. В данном случае - вкусный тортик, которым можно наслаждаться.
Объектом деятельности может быть как отдельный человек, так и социальная группа или даже все общество. Аналогично в объекте могут заключаться материальные предметы, явления, процессы или даже люди.
Виды деятельности
Как в царстве животных существуют различные виды, так и в человеческой деятельности есть множество своих классов. Каждый вид деятельности обладает своей уникальной характеристикой и особенностями. Давайте рассмотрим таблицу с некоторыми примерами:

Классификация деятельности
Подобно тому как мы классифицируем животных на различные виды по различным признакам, деятельность также может быть классифицирована на различные категории. Существует несколько способов этой классификации. Каждый основывается на характерном критерии, таком как объект (результаты), субъект деятельности, характер деятельности и сфера общественной жизни, на которую она влияет.
Так, деятельность можно классифицировать по ее результатам на два типа:
- Материальная деятельность: Эта деятельность связана с созданием материальных ценностей, например, гончар делает керамическую вазу (осязаемый результат), или с преобразованием реальных объектов природы и общества. Материальную деятельность можно также разделить на материально-производственную (например, земледелие или производство различных товаров) и социально-преобразующую (проведение реформы образования или улучшение медицинского обслуживания).
- Духовная деятельность: Эта деятельность связана с созданием идей, образов и духовных ценностей, способных изменить сознание людей. Они включают в себя познавательную (например, ученый делает революционное открытие), , прогностическую (доклад градостроителя, представляющий, как будет выглядеть город в 2025 году) и ценностно-ориентированную деятельность (философ, формирующий мировоззрение).
Далее мы можем характеризовать виды деятельности в зависимости от ее актору. Это может быть индивидуальная деятельность, например, кондитер, пекущий тортики на дому или коллективная, допустим, команда поваров, изготавливающие выпечку на кондитерской фабрике. Довольно просто, верно?
Двигаясь дальше, мы также можем обратить внимание на характер деятельности. Репродуктивная она или творческая? Репродуктивная деятельность следует заданной модели. Творческая деятельность, однако, привносит в процесс что-то новое или иное. Если мы будем работать на конвейере в кондитерском цеху и высаживать на пирожные кремовые розочки - это репродуктивная деятельность, мы следуем конкретному шаблону. Но если мы разрабатываем уникальный декор для нового десерта — то это будет творчество.
Наконец, еще одним критерием классификации служит общественная сфера, на которую воздействует деятельность. Экономическая, например, включает в себя производство товаров и услуг. Политическая — все, начиная от предвыборной кампании и заканчивая голосованием на выборах. Духовная деятельность, в данном контексте, подразумевает социально-культурные функции — создание произведений искусства,литературы или проведение специальных мероприятий.
Отличительные признаки деятельности
Человеческая деятельность уникальна и своеобразна по нескольким параметрам. Прежде всего, самая ее отличительная черта — осознанность. Это означает, что мы не просто выполняем действия из чисто биологического следования инстинктам. Вместо этого мы ставим перед собой цель, а затем предпринимаем систематические шаги для ее достижения. Например, можно решить испечь торт, потому что захотелось чего-то сладкого, поэтому мы ставим перед собой цель (испечь торт), а затем следуем рецепту, чтобы достичь ее.
Во-вторых, человеческая деятельность является преобразующей и продуктивной. Это означает, что мы способны взаимодействовать с окружающим миром, изменять его и создавать новые вещи. Прекрасный пример — превращение сырых ингредиентов во вкусный торт.
В-третьих, человеческая деятельность социальна. Мы учимся у других, работаем вместе и делимся с ними своими творениями. После мысли о том, чтобы испечь торт,мы делимся ей с друзьями.
Кроме того, человеческая деятельность инструментальна. Мы используем инструменты, которые помогают нам достичь наших целей, например, миксер, духовка или мерные стаканчики необходимы, чтобы испечь торт. Это значительно отличается от того, как животные взаимодействуют с окружающей средой, поскольку они в основном приспосабливаются к тому, что их окружает, не создают новых вещей и не изменяют свою среду.
Наконец, творчество - важнейший аспект человеческой деятельности. Это процесс привнесения в мир чего-то совершенно нового и уникального, например, разработка совершенно нового рецепта торта, который еще никто не пробовал. Это подчеркивает продуктивный, творческий и социальный характер нашей деятельности, что отличает нас от других видов.
Заключение
Деятельность является важнейшим аспектом человеческого поведения, который во многом влияет на отдельных людей и общество. Понимание типов, классификации, особенностей и элементов деятельности необходимо для получения всестороннего понимания нашего существования. Это также помогает нам узнать, как лучше формировать нашу деятельность для достижения наших интересов и целей. Круто, правда?
Продолжим нашу образовательную деятельность и закрепим новые знания!
Проверь себя
Выберите верное определение понятию деятельности человека:
- Спонтанное и неконтролируемое эмоциональное выражение, возникающее из его внутреннего состояния. Эта активность часто вызывается конкретной ситуацией или совокупности событий и практически не требует от человека сознательных усилий или размышлений.
- Контролируемое поведение, которое предполагает использование различных навыков и способностей для достижения цели или задачи. Эта деятельность может быть физической, познавательной, интеллектуальной, эмоциональной или социальной по своему содержанию и осуществляется как в одиночку, так и в группах.
- Сознательные и целенаправленные действия, предпринимаемые индивидом или группой индивидов для достижения цели или задачи. Эта деятельность основана на собственной воле и принятии решений и может принимать различные формы, включая физические, познавательные или социальные действия.
Какие понятия входят в структуру деятельности?
- Цель,субъект, методы.
- Задача, мотив, объект
- Воля, результат, действия
Занятие спортом, написание картины, строительство дома
Выберите лишний вид деятельности:
- Занятие спортом
- Написание картины
- Строительство дома