Культура: виды и формы

cover
41596
Когда слышишь слово «культура», автоматически думаешь о музеях, театрах и всём вот таком, в парадных костюмах. А ведь на самом деле это понятие гораздо шире! В статье расскажем, почему гопники — это тоже культура, какой она еще бывает и зачем нужна!
1 декабря 2023 г.
Содержание статьи

Понятие культуры

Отличие этой темы от других в том, что очень тяжело выбрать одно определение.  


Разные подходы понимают культуру по-разному. 

  1. Деятельностный: все виды преобразовательной деятельности человека и её результаты. 
  2. Ценностный: совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых группой людей, народом. Например, культура Древнего Рима.
  3. Социологический: система норм, определяющих поведение людей или группы людей. Например, врачебная культура. 


В узком смысле культура — это внутреннее, духовное развитие человека, его уровень образованности и воспитанности. 


К примеру, мы можем сказать «Культура поведения Васи оставляет желать лучшего!» и про Васю всем всё станет понятно. 


Но есть и общепринятое понятие культуры.  


Культура — это исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей. 


Проще говоря, всё, что создано человеком: хижины и небоскребы, картины в галерее и граффити, художественные книги и маловразумительная речь. Всё это — культура.

Основные функции культуры

Представь верхнюю одежду. Ты можешь носить куртку, шубу, дождевик, скафандр. Они разные, но первоначальный смысл одинаковый: защитить тебя от погоды. 


Так и культура. Она может быть разной, но в любом случае выполняет конкретные функции. 


1) Мировоззренческая. 

Про мировоззрение человека у нас есть отдельная статья. А тут просто скажем, что оно формируется под воздействием культуры. 

По сути, это главное, что делает культура: формирует ценности, цели, убеждения и поведение людей. 


2) Познавательная.

Благодаря предметам культуры мы можем узнать, какие нормы, ценности и традиции были у наших предков. 


3) Регулятивная (нормативная, социализирующая)

Подумай о традициях и нормах. Именно культура формирует их в обществе. 

Когда мама учит тебя уступать места пожилым людям — это проявление культуры. Когда ты гордишься первым полетом в космос Гагарина — это тоже оно. Любое твое действие так или иначе связано с культурным кодом твоей страны и твоего народа. 


4) Оценочная. 

Помогает дать оценку предметам, явлениям, событиям, поступкам. 

Помнишь стихотворение Маяковского «Что такое хорошо? Что такое плохо?». А басни Крылова? Это яркий пример оценочной функции культуры. 


5) Информативная (преемственности)

Знания людей и их наблюдения за миром преобразуются в культуру. 


Откуда ты знаешь,что древние Египтяне поклонялись кошкам? Потому что кошки нарисованы на всех зданиях. Откуда ты знаешь, что квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов? Потому что однажды Пифагор доказал и записал это открытие. 

То, что ты изучаешь в школе — тоже культура. И ею же останется, когда ты вырастешь и создашь что-то свое: музыку, картину, научное открытие. 


6) Коммуникативная. 

Благодаря культуре мы общаемся. В узком смысле — можем обсудить новый фильм, картину или песню. В широком смысле — мы взаимодействуем народами, узнаем новое друг о друге, обмениваемся ценностями, целями и традициями (например, убеждаем другие страны в способности женщин к труду)

Элементы культуры

Культура формируется из четырех элементов: символов, героев, ритуалов и ценностей. 


Символы — условные знаки, слова или предметы, раскрывающие значение конкретной культуры. В национальной культуре это язык, традиции, ритуалы и эмблемы. 


Герои — те представители культуры, которых люди воспринимают как пример для подражания. Могут быть реальными людьми или вымышленными персонажами. В нашей культуре героями становятся герои войны, известные медийные личности и персонажи книг и фильмов. 


Ритуалы — коллективные действия, у которых есть строгий порядок и структура. Они передаются из поколения в поколение. В нашей культуре есть ритуал задувания свечей на торте в день рождения, ритуал обмена кольцами на свадьбе. 


Ценности — общечеловеческие представления о добре, зле, правде, лжи. Ценностями определяется, что хорошо, а что — плохо. Например, ценность человеческой жизни — неоспорима. 



Примеры: 

Флаг России состоит из трех полос красного, белого и синего цветов. Каждый цвет имеет свое значение. Это — символ.


“Железный человек» — знаменитый персонаж американских фильмов, который спасает мир от зла ценой своей жизни. В американской культуре он является героем. 


Креститься перед входом в церковь — действие, которое выполняют многие люди определенным образом уже несколько веков. Это ритуал православной культуры. 


Право на свободу личности закреплено в Конституции — это ценность самого глубокого уровня культуры.

Основные формы культуры

Культуры отличаются по уровню религиозности, по территориальному и национальному признаку, по сфере общества или по принадлежности к его историческому типу. 


На схеме ты видишь все возможные варианты, но подробно мы остановимся на тех, которые у тебя будут спрашивать на экзамене. Это классификации по типу аудитории и по потребностям общества.


Элитарная культура


Тип культуры, который создается привилегированной частью общества или профессионалами для этой части. 


Особенности: 

настолько сложна, что непонятна для неподготовленных людей 

создается для высокообразованной части общества (театралы, критики, литературоведы)

имеет глубинный смысл и не преследует получение прибыли, это искусство ради искусства


Чем больше людей в обществе, способных оценить и понять элитарную культуру — тем выше считается уровень развития общества. 


Пример: 

Картины Пабло Пикассо, например, «Девушка перед зеркалом»

Фильмы Александра Тарковского 

Концерт №2 для фортепиано с оркестром Сергея Рахманинова


Народная культура


Это, напротив, культура, у которой словно бы нет автора, но знакома она всем с детства. 

Её создают без профессиональной подготовки. Это могут быть мифы, легенды, сказки, поговорки, пословицы, народные танцы и песни. 


Особенности: 

— следование традициям 

— описание ритуалов 

— создание на основе ограниченной информации (не «за границей», а «в тридевятом царстве»). 



Примеры: 

Сказки «Колобок» и «Репка»

Мифы о Геракле

Хороводы и сжигание чучела на Масленицу


Массовая культура


Тип, который наиболее популярен в современном обществе. Массовая культура — это про быт, развлечения и информацию, которые знакомы каждому человеку. 


Особенности: 

— все произведения — авторские, но при этом имеют крайне широкую аудиторию

— играет на эмоциях публики, но не обладает высокой художественной ценностью

— чаще всего создается с целью получения прибыли

— удовлетворяет запросы публики, актуальные в конкретный момент, поэтому быстро устаревает

— рассчитана на пассивное потребление и снижает уровень духовной культуры

— при этом помогает отдыхать, расслабляться и ориентироваться в быстро меняющемся мире


Примеры: 

Музыка Егора Крида и Моргенштерна

«Смешарики» и «Наруто»

Комиксы и манга


Материальная культура


Закрывает материальные потребности общества. 

Суть этого типа культуры в том, чтобы взять что-то природное и превратить это в вещь, отвечающую потребностям человека. 


Материальная культура — это система материальных ценностей, которая возникает в процессе деятельности человека.

Особенности: 

— помогает человеку адаптироваться к окружающей среде

— удовлетворяет материальные потребности 

— может объединяться с духовной культурой (скульптура — материальный объект, но при этом она создана с духовными целями)


Примеры: 

Создание дизайнерской линейки одежды

Обручальные кольца, созданные руками молодоженов

Твой любимый диван

 

Важно: материальная культура — это вообще все вещи, которые создает человек. При этом именно сохранившиеся элементы этой культуры помогают узнавать информацию о предыдущих поколениях. Посмотри на свои вещи: как думаешь, что они могут рассказать о тебе будущим исследователям? 


Духовная культура


Духовная культура — это общность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению.


Этот тип культуры направлен прежде всего на развитие человека: интеллектуальное, моральное, духовное. 


Особенности: 

— цель — совершенствование мира и себя в мире

— большая свобода творчества

— ориентация на высшие ценности и идеалы


Примеры: 

Чтение Библии

Детский рисунок «Моя семья»

Лекция по философии

Разновидности культур

Их три, они отличаются уровнем распространенности и, скажем так, направленностью. 


1) Доминирующая культура — официальная культура общества, те нормы, ценности и традиции, которые признаны как образец большинством людей. 


2) Контркультура — культура, отрицающая ценности и традиции доминирующей культуры, конфликтующая с ними. По сути, это альтернатива доминирующей культуре. Характерная черта — противопоставление себя общепринятому.


Примеры: 

Готы, анархисты, панки

Противопоставляют себя основной части общества, имеют противоположные ценности.


Наркоманы, воры, убийцы

В принципе отрицают нормы общества. 


3) Субкультура — тип культуры, присущий определенной социальной группе. Находится внутри общей культуры, но имеет свои особые ценности, символы, ритуалы и героев. Как правило, вырастает из отдельных произведений массовой культуры. 


Примеры: 

Фанаты истории о Гарри Поттере (Поттероманы) 

Характерные темы для разговоров, татуировки, герои – подростково-молодежная субкультура


Религиозная секта

Создают свой культ веры, с обязательными правилами


Эмо (была популярна в 2000-х)

Характерное поведение, внешний вид, ценности и герои.


Проверь себя

Какого элемента культуры не существует? 


— Символы

— Правила

— Герои


Какая из перечисленных культур характеризуется отсутствием коммерческого интереса? 


— массовая

— народная

— элитарная


Отрицает ценности и традиции доминирующей культуры…


— субкультура

— антикультура

— контркультура

Admin1