04 марта 2024
1
464

Трудности подросткового возраста

«Это просто возраст такой!» — успокаивают родственники, а вы не знаете, что делать с внезапно изменившимся ребенком? Рассказываем, откуда берется трудное поведение у подростков и как с ним справиться.

1
464

Когда начинается переходный возраст и его особенности


Сначала определимся со сроками. По официальной классификации, подростковый возраст — это переходный этап между детством и взрослостью.


  • У девочек он наступает где-то в 10-12 и заканчивается в 15-17 лет.
  • У мальчиков — чуть позже, в 11-13 и 16-18 лет соответственно.

Что характерно для этого периода? Переходность.


Уже не ребенок — ещё не взрослый. Подростковый возраст романтизируют, особенно в сериалах, только вот в реальности быть подростком — то ещё удовольствие.


Представьте, что у вас есть огромная гора рабочих задач, в половине которых вы не слишком разбираетесь. Во время работы вокруг куча людей, постоянный шум, и время выполнения каждой задачи жестко ограничено. При этом за их выполнение вам ставят оценки, а за плохое выполнение могут прилюдно отчитать.


Ваши коллеги позволяют себе разные шуточки, иногда довольно обидные. Но показать реакцию нельзя: станет хуже.


Ваше тело меняется. Появляются высыпания, увеличивается или уменьшается вес, вы быстро потеете и пахнете. А хочется выглядеть красиво, но и это нельзя: нужно носить форму, а на нравящиеся вещи вы не можете самостоятельно заработать.


Эмоции захлестывают, контролировать их безумно тяжело. Из-за гормонального скачка появляется масса новых проблем: тут и давление, и нерегулярный цикл, и внезапное возбуждение.


Человек, которого вы любите, не замечает вас (да, первая влюбленность редко бывает взаимной).


А найти того, кто сможет вас понять и услышать — задачка со звездочкой. аши увлечения семья не разделяет, все дают непрошенные советы и лезут в личную жизнь в самый неподходящий момент.


Будто этого мало, от вас требуют определиться, чем вы хотите заниматься через шесть лет; содержать комнату в том состоянии, в котором её приятно видеть другим людям; помогать по дому без напоминаний.


Нравится картинка? Сомневаемся.


А ведь это только верхушка того, что чувствует подросток.


Если перечислить все признаки подросткового возраста на сухом и официальном языке, мы получим следующее:


  • гормональная перестройка, связанная с половым созреванием;
  • формирование психосексуальных установок;
  • эмоциональная нестабильность: частые перепады настроения, высокая амплитуда колебаний;
  • приоритизация общения: расширяется круг знакомств, приобретение авторитета в группе сверстников становится главной целью;
  • смена ценностей, интересов, авторитетов: прежние перестают быть значимыми и отвергаются, как «детские», на их место встают другие.

Все это иногда проходит спокойно для окружающих. Но нередко в подростковом возрасте ребенок становится «трудным».


Как проявляется трудное поведение у подростков


Что значит «трудное поведение»?


Это поведение, которое:


  • затрудняет обучение;
  • мешает отношениям ребенка с другими;
  • причиняет вред или создает риски для самого ребенка, сверстников, взрослых, окружающего пространства или вещей.

Внешне это проявляется как грубость, ложь, действия наперекор правилам и нормам морали и права, игнорирование замечаний.


Сюда же — пренебрежительное отношение к учебе, резкое падение успеваемости, невыполнение обязанностей: и в школе, и дома.


При этом сам подросток не всегда может объяснить мотивы своих поступков и поведения. Он не умеет анализировать причины происходящего с ним.


Подросток стремится к крайним позициям в оценке: либо ужасно, либо превосходно — и никакой середины. Критичность к своим качествам повышается, самооценка становится неустойчивой.


Из-за этого возрастает риск противоправного поведения: подростка легко взять «на слабо», заставить действовать вопреки логике. Так многие подростки начинают курить, употреблять алкоголь и даже наркотики, занимаются вандализмом и мелким хулиганством.

Причины трудного поведения подростков


Могут быть разными.


Биологические: особенности темперамента, наследственные болезни, нарушения ЦНС, психические расстройства и заметные особенности внешности. Всё это накладывается на и так непростой период — и происходит взрыв.


Психологические: особенности характера.


Особенно тяжело подростковый период проходит у подростков с инфантилизмом, слабо развитым логическим мышлением, эгоцентризмом и стремлением к доминированию.


Социально-педагогические: особенности воспитания.


Самый часто встречающийся фактор — влияние семьи подростка.


Трудным поведением подростки реагируют на:


  • конфликтные отношения в семье (когда дома постоянная «война» между членами семьи);
  • «холодные» отношения в семье (все держат дистанцию, не интересуются жизнью друг друга);
  • большие различия в воспитании разных детей (когда младшего очень балуют, а старшему достаются только упреки);
  • недостаток совместного досуга (когда подросток большую часть времени предоставлен сам себе);
  • внутрисемейный пример противоправного поведения (если родители сами пьют, курят и нецензурно бранятся — странно ждать от подростка чего-то иного).

Ещё одна частая ошибка родителей — продолжать общаться с подростком как с маленьким, но требовать как от взрослого. «Тебе нельзя гулять до 22.00, ты ещё маленький!», но «Присмотри за сестрой, ты уже взрослый!»


Социально—экономические: особенности экономического состояния. Плохие бытовые условия, низкий социальный статус семьи заставляют подростка бунтовать. Тут особенно остро действуют неудовлетворенные потребности в признании общества.


Проще говоря, подростка, который донашивает вещи за тремя соседскими детьми и не имеет возможности помыться, не будут принимать сверстники.


Морально-этические: особенности нравственного развития общества.


Протест в подростковом возрасте неизбежен. Но то, насколько он будет силен и как будет выражаться, очень зависит от моральных норм социума, в котором находится подросток.


Если общество нейтрально относится к правонарушениям — подростки чувствуют безнаказанность. И наоборот: если общество нетерпимо к хулиганству и агрессии, то всеобщее осуждение заставит подростка сменить стиль общения.


Пути решения проблем


Когда подросток «отбивается от рук», родители иногда пытаются «прибить» его обратно с помощью давления и шантажа.


  • «Пока не исправишь алгебру — никакого телефона!»
  • «В таком виде из дома не выпущу!»
  • «Вот будешь зарабатывать — будешь жить как хочешь, а пока это моя квартира!»

Такой подход не работает.


В лучшем случае подросток смиряется, что «предки неадекватные», и ждет совершеннолетия, иногда огрызаясь.


В худшем — протест принимает острые формы: хулиганство, употребление запрещенных веществ и побеги из дома.


Так что делать?


Специально для вас собрали схему реагирования по шагам Сохраняйте себе и пользуйтесь!


  1. Шаг 1: Поддержать. Не осуждайте и не обвиняйте подростка заранее.
  2. Шаг 2: Разобраться в ситуации (причинах, мотивах). Опишите свои наблюдения и выслушайте подростка.
  3. Шаг 3: Предложить помощь, если готовы её оказать.
  4. Шаг 4: Вернуться к разговору позже (если подросток не в настроении, подождите и повторите шаги с 1 по 4)

Как помочь и себе и подростку справиться с кризисом?


1. Помогите сначала себе


«Маску на себя, и только потом на ребенка!» — слышали это самолетное правило? В первую очередь позаботьтесь о себе.


Найдите поддержку в лице родственников, друзей или профессионалов, которые смогут выслушать ваши беды без осуждения и помочь в случае необходимости.


2. Сделайте трудности общими, сплотитесь


Не пытайтесь воевать с подростком. Не ищите кого-то, кто «вернет» вам ребенка: никто не сумеет.


Вы в силах вместе с подростком построить новую систему взаимодействия, как во взрослым человеком.


Вы семья. Объединитесь против общего «врага»: ужасно сложной математики, ненавистного бардака в комнате или несчастной влюбленности.

3. Возьмите себя в руки


Помните, взрослый тут — вы. А подросток, хоть и выше вас на голову, не имеет вашего опыта. Поэтому дышите глубоко и не ведите диалог во взвинченном состоянии.


«Я сейчас очень злюсь и не хочу обсуждать эту ситуацию в таком состоянии. Поговорим с тобой позже».


4. Говорите я-высказываниями


Не осуждайте подростка и его действия: это вызовет протест. Говорите о своих чувствах и ощущениях.


Вместо: «Что за свинарник ты развёл?!» можно сказать «Мне не нравится запах разбросанных остатков еды, и я боюсь, что скоро к нам придут насекомые».


5. Обсудите границы и не отступайте от них


Ребенок вырос, старые «детские» правила уже не актуальны. Сядьте и вместе продумайте новые.


Что точно нужно делать, чего точно делать нельзя, и почему.


В процессе аргументации может оказаться, что часть запретов не имеют смысла. Почему нельзя курить? Потому что это вредит здоровью.


А почему нельзя носить драные джинсы по выходным или красить волосы в зеленый? А нипочему. Можно!


6. Снизьте планку


Особенно в учебе. Множество разнонаправленных предметов + не всегда грамотные педагоги = падение успеваемости. Подумайте вместе с подростком, какие предметы в приоритете, а по каким хватит минимума.


Математику и русский язык предстоит сдавать точно, а вот биология не давалась ребенку никогда? Пусть так. В натянутых тройках нет ничего ужасного, а вот натянутые отношения с подростком вам точно не нужны.


А подготовку к ОГЭ и ЕГЭ доверьте нам. Мы поможем ребенку полюбить предмет изучения, направим и поддержим. Наши преподаватели на одной волне с учениками, на занятиях в Сотке вашему ребенку не будет скучно. А в финале вы получите результат, который порадует и вас, и ребенка — нужные баллы! Узнать подробности.

7. Делегируйте


Если подросток давно перестал вас слышать — обратитесь к тому, с кем у него хорошие отношения. Это может быть другой родственник, харизматичный учитель или профессиональный психолог.


А трудности с учебой делегировать и того проще: достаточно записаться в онлайн-школу «СОТКА». Наши педагоги найдут общий язык с вашим подростком и легко заинтересуют его учебой.


Что касается личного — подростку тяжело слушаться родителей, даже если они говорят дельные вещи. Пусть здравые мысли ребенок слышит от человека, который имеет для него авторитет.

8. Отпустите вожжи


Самостоятельность не бывает односторонней. Подросток не может быть самостоятельным, когда надо прибраться, и быть несамостоятельным в выборе друзей и вуза.


Поэтому с подростками важно уметь договариваться на ваших условиях, но с учётом их желаний и требований, и самое главное — самим их соблюдать.

Нереально совсем не реагировать на изменившееся поведение подростка: ведь родители хотят добра, и в конце концов тоже живут в этом доме.


Подписывайся на новости Сотки
рассказываем об акциях и присылаем промокоды
я согласен получать рассылку от Сотки