Русская правда

cover
4791
И пришел Ярослав Мудрый, и ввел он штрафы за все что только можно и нельзя! В этой статье узнаешь, сколько стоила «обида», кому не нужны были свидетели и что вообще такое «Русская Правда».
2 февраля 2024 г.
Содержание статьи

Введение

Русская Правда — древнейший правовой кодекс, создание которого началось еще в Киевской Руси, а датировка начинается с 1016 года. 


«Правда» используется не в обычном своем значении, здесь оно приближено к латинскому «юстиция» или же греческому «праву». Можно трактовать как «Русские законы». 

Первооткрывателем сборника стал В.Н.Татищев, который нашел сокращенную редакцию в 1737 году.

Редакции Русской Правды

Ранних экземпляров (иначе их называют списки, от слова «списывать») и первоисточника Русской Правды не удалось найти. Относительно поздние копии обнаружены в сборниках и летописях. Очень часто дубликаты документов находятся рядом с правовыми текстами церкви. 


Выделяют три редакции Русской Правды: Краткую, Пространную и Сокращенную.


Краткая Правда найдена в нескольких документах, и лишь два из них являются аутентичными. Остальные скопированы в XVIII-XIX веках с них и относятся к исследованиям Татищева. В одной из летописей, датируемой 1016 годом, размещено описание противодействия Ярослава Мудрого и Святополка, победы Ярослава и начало княжения. Поддерживающим его в этом новгородцам Ярослав дарует деньги, а вместе с ними и грамоту. 

В этой хронике далее приведена Краткая Правда, включающая в себя чуть больше 40 статей. Входят в этот документ статьи из Правды Ярослава (Древнейшей Правды), Правды Ярославичей, детей князя Ярослава, одна статья из Покона вирного и еще одна из Урока мостникам. 

 

Пространная редакция Русской Правды была найдена во многих документах (более сотни) XIII-XV веков в составе Номоканона (Кормчие книги), Мерила Праведного и других сборников и летописей. Древнейшая известная копия Русской Правды, как и Пространной, входит в Синодальную Кормчую, написанную в конце 13 века. Самая полная копия Пространной Правды найдена в Троицком списке Мерила Праведного (XIV век). Включает в себя более 120 пунктов, присутствуют уставы, которые написаны Ярославом Мудрым и Владимиром Мономахом. 

Сокращенная — из Пространной — Правда есть в двух копиях Кормчих книг от XVII века. 

В заглавиях последних двух редакций есть имя Ярослава Мудрого.

Древнейшая Правда

В Правду Ярослава входит 18 статей, прописанных в Краткой Правде, измененные тексты этих же статей приведены в Пространной редакции Русской Правды. 

В этих статьях оговаривается право на кровную месть, каким образом наказывать за убийства, за побои, что будет, если ездить на чужом коне, портить имущество и многое другое. 


Главным образом, в этих документах защищаются интересы свободного мужчины — мужа.


В самой первой статье приводятся изменения отношении права на кровную месть. Отныне отомстить мог исключительно тот, кто был связан с убитым близким родством. Если мстителя не было или же имела место другая ситуация, убийцу обязывали выплатить виру, иным языком — штраф, в размере 40 гривен, все выплаты шли в княжескую казну. 


Сумма была назначена, по сути, огромная. Потому что за 1 гривну, по некоторым данным, можно было купить боевого коня — а ценились они куда больше, чем обычные. Простых лошадей или коров можно было взять десяток или два. Обидно только, что все эти деньги шли князю, а не семье убитого. 


В том же тексте упомянуты определенные группы общества, различия которых были нивелированы установлением одной ставки за их убийство, составляющей 40 гривен. 

Приводить весь список статей не будем, рассмотрим некоторые из них: 

Статья 2: человеку, имеющему следы побоев, не надо искать кого-то, кто может стать видоком (очевидцем) для доказательства. Если же следов не было, приходилось искать свидетеля. Когда потерпевший не мог отомстить, выплачивалось «за обиду» 3 гривны, медицинскую помощь также оплачивал обидчик. 

Статья 5: если пострадавший лишится руки из-за нанесенной травмы, то обидчика обязывали платить 40 гривен. А вот статья 6 запрещала детям мстить, если была повреждена нога родителя, но травмы не повлияли на работоспособность.

Если повредили палец — вира в 3 гривны. Ущерб для бороды и усов оценивался куда выше, целых 12 гривен! (Статьи 7 и 8).

Согласно одной из статей, если один толкнет другого, то при наличии двух свидетелей он платит 3 гривны. Существовала и некая дискриминация по расовой принадлежности (в дополнение ко всем остальным проявлениям угнетения) — если пострадавший оказывался варягом или колбягом, ему стоило лишь произнести клятву о том, что показания истины. 

В остальных упоминается уплата виры за укрывательство рабов, за езду на чужом коне без спроса, нанесение ущерба имуществу. 


А кто платил виру, если убийцу не нашли? Та община, в которой (или рядом с которой) был найден убитый. Вот так живешь себе, живешь, выходишь поутру корову подоить — а под порог какой-то нехороший человек подкинул злодеяние свое. И вроде виноватых нет, а платить надо. 

Платить виру дозволялось, что называется, в рассрочку. То есть сразу сумму никто не требовал, но внимательно следили, чтобы все было выплачено. И ни гривной меньше! 


Также существовали испытания водой и железом, если не было свидетелей или было совершено тяжкое преступление. Например, испытание холодной водой, это когда виновного связывали по рукам и ногам, затем бросали в воду. Тонешь — невиновен, всплываешь — будешь наказан. Довольно странный способ, если честно.

Правда Ярославичей

Как и Правда Ярослава, входит в Краткую редакцию и в Пространной описаны уже видоизмененные статьи. 

Оригинальные тексты не сохранились, списки присутствуют в Новгородской первой летописи младшего извода. 

Считается, что Правда Ярославичей это следующий этап развития светского права на Руси. Издана братьями Изяславом, Святославом и Всеволодом уже после смерти отца, Ярослава Мудрого. Однако некоторые исследователи предполагают, что свод был написан еще при жизни Ярослава и принят на съезде. 

В этом тексте в основном регулируются вопросы защиты княжества и княжеских людей. Но отдельно стоит упомянуть статью 2, где устанавливается полный запрет на кровную месть. 

Также братья подняли виру до 80 гривен, если был убит княжеский дружинник.

Устав Владимира Мономаха

Состоящий из 69 статей, этот свод является второй частью Пространной Правды. Предположительно, был создан в качестве ответа на восстание в 1113 году в Киеве и призван немного сгладить противоречия между социальными слоями. 

В основном посвящен финансовым отношениям. Уставом были ограничены ростовщики, наживающиеся на долговых обязательствах — отныне запрещалось взимать больше 50% годовых на взятую сумму. Так же были введены новые положения в отношении к зависимым категориям населения (смерды, закупы, холопы, рядовичи). Были описаны четкие условия для становления холопом (по сути, рабом), в других случая закабаление свободных людей запрещалось. В частности, нельзя было отныне сделать холопом человека, получившего ссуду хлебом или другими вещами. 

Благодаря уставу о резах (процентах) долг выплачивался только три года, после чего обнулялся вместе с процентами. А также нельзя было удерживать насильно должника, если тот хотел «уйти на сторону», чтобы заработать на покрытие долга. 

В уставе о закупах защищались как права выдавшего ссуду, так и взявшего. Например, если господин отберет данную ссуду, то мало того, что вернуть все должен, так еще и сверху заплатить. Если вдруг закупу захотелось сбежать — он сразу становился вечным холопом, теряя все свои социальные преимущества. 

Категории населения

Как и в любом другом государстве население делилось на несколько сословий. Кто-то стоял выше, кто-то ниже, кому-то вообще приходилось несладко в жизни из-за своего социального статуса. Рассмотрим указанные в Русской Правде сословия.

Знать

Князь — правитель, чьим именем вершится суд и чьи интересы защищают некоторые законы. В княжескую казну шли все выплаты вир (штрафов).

Бояре — старшие дружинники, феодалы и просто приближенные князя. 

К знати так же относились тиуны (управляющие при боярах или князе), огнищане (княжеский управляющий) и, что удивительно, старший конюх! 

Духовники, будь то монахи или же священнослужители, тоже приравнивались к знати, как и дружинники старшего порядка.


Свободные люди


В данный перечень вошли такие группы:

  1. русин (младший чин в княжеской дружине),
  2. гридин (чин в боевой дружине),
  3. купчина (торговец, но входящий в дружину)
  4. ябетник (участвующий в судебных разбирательствах представитель дружины)
  5. мечник (собирающий виру)
  6. изгой, 
  7. словенин (рядовой житель).


Зависимые слои населения


Самую последнюю «ступеньку» социальной лестницы занимали смерды, холопы, рядовичи и закупы. Штраф за убийство такого человека составлял всего 5 гривен.


  1. Смерд — подвластный господину человек. Если он погибал или умирал, при этом не имея незамужней дочери-наследницы, все его имущество переходило князю;
  2. Обельный (вечный) холоп;
  3. Временный холоп — заключивший временный договор, обязательно при свидетелях. А то чревато обельным холопством. 
  4. Закуп — независимый, но обремененный кредитом человек, попадал в зависимость до уплаты или отработки этого долга. Кредит этот назывался «купа», отсюда пошло именование;
  5. Рядович — заключивший договор, «ряд» на работу; 
  6. Челядь — рабы-пленники, не путать с холопами! 


Изначально смерды — это просто сельское население, свободные люди. Если же они шли в услужение, то становились зависимыми.

Заключение

Нормы Русской Правды стали фундаментом, на котором впоследствии развивалось законодательство. Также оказано большое воздействие на появившиеся позже правовые памятники. Летописи и берестяные грамоты свидетельствуют о применения норм Русской Правды в отдельных правовых ситуациях.

Проверь себя

Какая из редакций является первой? 

  1. Краткая
  2. Пространная
  3. Сокращенная


Кто предполагаемый составитель Древнейшей правды? 

  1. Изяслав
  2. Ярослав Мудрый
  3. Вячеслав


Кто не относится к зависимой категории населения? 

  1. Смерд
  2. Закуп
  3. Тиун
Admin1