Личные окончания глаголов: правописание и примеры

cover
339
КлеЮт или клеЯТ? УчиТСЯ или учиТЬСЯ? БреЯть или бреИть? Чтобы у тебя не возникало таких вопросов на контрольной или экзамене – скорее читай нашу статью про правописание и спряжение глаголов!
20 июля 2025 г.
Содержание статьи

Лицо и спряжение глаголов

Без глаголов не бывает повествования. Хочешь найти глагол? Посмотри, что происходит с предметом или человеком в тексте. 

Но иногда, если писать их неправильно, можно потерять смысл написанного. Поэтому так важно разобраться в правописании этой части речи. 

В первую очередь вспомним определение: 

Глагол – это часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета. 


Глаголы отвечают на вопросы: «что делать?», «что сделать?» и другие. В предложении, как правило, это сказуемое – та часть, которая двигает сюжет.


Пример: 

Я занимаюсь в фитнес-клубе, и поэтому вешу всего 52 кг. 

В данном случае «занимаюсь» обозначает действие, а «вешу» – состояние. И то, и другое слово – глаголы.

Личной формой глагола называют глаголы настоящего и будущего времени (но не прошедшего), которые могут изменяться по лицам и числам. Этот процесс называют спряжением.

Ты наверняка слышал, что в русском языке есть целых три лица (я, ты, он/она/оно и т.д.) и два варианта числа — единственное и множественное. 


Когда мы меняем окончания у глаголов, они как будто «подстраиваются» под того, кто выполняет действие, и под то, сколько этих действующих лиц. 


Такие изменяющиеся хвостики у глаголов и называются личными окончаниями — именно благодаря им понятно, к какому слову относится глагол!



Пример:

1-е лицо: Я (что делаю?) учусь. – Мы (что делаем?) учимся.

2-е лицо: Ты (что делаешь?) учишься. – Вы (что делаете?) учитесь.

3-е лицо: Он/ Она/ Оно (что делает?) учится. – Они (что делают?) учатся.


Правописание личных окончаний глаголов

С какими трудностями мы можем столкнуться при спряжении глаголов? Самая частая ошибка – это, конечно, неправильно выбранная буква в окончании.


Пример: 

Возьмем слово «клеить» и поставим его в 3л. мн.ч. 

Вопрос во множественном числе третьего лица будет таким: Они (что делают?). Какой вариант написания здесь выбрать «клеют» или «клеят»?

И вот здесь нам спешат на помощь два типа спряжения глаголов – первый (I) и второй (II).  

Эта маленькая табличка поможет тебе запомнить, какие окончания к какому типу спряжения относятся.



В глаголах с ударением на последний слог сложностей ни у кого не возникает. Мы просто берем букву, на которую падает ударение и подставляем её в окончания во всех лицах и числах.

Пример:

ДышАТь.

Я дышу. Мы дышИм. Ты дышИшь и так далее.

Но не дай глаголу вроде «лететь» тебя запутать. В инфинитиве ударная буква -е, но во множественном числе 1-го лица мы ясно слышим «летИм». Не бойся, а смело пиши ту гласную, которая слышится под ударением. Так ты никогда не ошибешься.

  

В общем-то, с ударными окончаниями у глаголов проблем обычно не возникает – ведь под ударением хорошо слышно звук. А вот на правописании безударных окончаний все садятся в лужу. Сейчас расскажем, почему.


Правописание безударных личных окончаний глаголов

Дело в том, что без ударения в окончании вариантов написания глагола появляется больше одного. Давай вернемся к нашему глаголу «клеют»… или все-таки «клеят»?   


– Какая разница, все же понимают, что имелось в виду, мы же не на экзамене? – говорит куча народу в соц сетях. И мы их понимаем. 

Но что делать, если ты именно что на экзамене, и написать правильно нужно позарез? 


Рассказываем порядок действий. 

Мы всегда определяем тип спряжения, а заодно и какую букву писать в безударном окончании, с помощью инфинитива.


Инфинитив (если ты вдруг не помнишь или не знаешь) — это начальная форма глагола. Чтобы образовать инфинитив, мы задаем вопросы «что делать?» или «что сделать?». Не философские вопросы, а к конкретному глаголу. Например, из того самого «клеют» (или «клеят», мы пока не определились!) с помощью вопроса «что делать?» получается инфинитив «клеить».


Инфинитивы с окончанием -ить мы относим ко второму спряжению. Ну… Почти всегда. Русский язык, однако, не был бы собой без исключений…

Исключения из второго спряжения: брить, стелить, зиждиться, зыбиться.


Когда спряжение определено, наш следующий шаг – вернуться к нашей табличке окончаний. Там мы видим, что ко II спряжению относятся окончания с буквой , а также -ат, -ят. Соответственно, мы пишем: Они (что делают?) клеят


Принцип понятен? Вроде ничего сложного.

Если инфинитив оканчивается на -еть или -ать, мы относим глагол к первому спряжению. Туда же идут и прочие всевозможные окончания, например, «вынуть»


Исключения тут тоже есть: на -еть — смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, вертеть, зависеть, терпеть; а на -ать — гнать, дышать, держать, слышать.


Чтобы запомнить все исключения, относящиеся ко II спряжению, учим небольшой «абьюзивный» стишок:

Гнать, держать, дышать, обидеть, 

Слышать, видеть, ненавидеть,

И смотреть, и повертеть, 

И зависеть, и терпеть. 

Ну что, осталось выучить нашу табличку с окончаниями – и всё? Больше подвохов нет?...

Правописание инфинитивов

Ну, почти. Иногда беда приходит на этапе, где подвоха никто не ждет — на этапе правильной постановки глагола в инфинитив. Ведь чтобы отнести глагол к какому-либо спряжению, надо сперва правильно написать окончание инфинитива. 


А с этим иногда бывают проблемы. Но эти проблемные инфинитывы, к сожалению, придется просто запоминать.

Вот несколько самых распространенных инфинитивов, вызывающих сомнения:

чуять, лаять, каяться, таять, затеять, клеить, мерить, соскучиться, выздороветь, кишеть, ворочаться.


Хотели бы мы, чтобы для них тоже был стишок… Но его, к сожалению, нет. Зато есть подготовка к экзаменам в Сотке, с которой ты точно натренируешь умение решать любые задания с любыми глаголами, и на экзаменах будешь во всеоружии.


Проверь себя

1.Спряжением глаголов называют:

а) изменение глаголов по родам

б) изменение глаголов по временам

в) изменение глаголов по лицам и числам

г) изменение глаголов по лицам


2.Выбери вариант, где во всех словах пропущена

а) слыш..шь; забн..ешь;

б) заработа..м; встреча..шь;

в) увелич..т; ненавид..т;

г) бре..т; кле..т;


3.Выбери вариант, где во всех словах пропущена

а) стел..шь; растоп..шь;

б) пролета..ем; замерза..м;

в) стро..те; покорм..шь;

г) терп..т; обраду..шь;


Admin1