Личные окончания глаголов: правописание и примеры

Лицо и спряжение глаголов
Без глаголов не бывает повествования. Хочешь найти глагол? Посмотри, что происходит с предметом или человеком в тексте.
Но иногда, если писать их неправильно, можно потерять смысл написанного. Поэтому так важно разобраться в правописании этой части речи.
В первую очередь вспомним определение:
Глагол – это часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета.
Глаголы отвечают на вопросы: «что делать?», «что сделать?» и другие. В предложении, как правило, это сказуемое – та часть, которая двигает сюжет.
Пример:
Я занимаюсь в фитнес-клубе, и поэтому вешу всего 52 кг.
В данном случае «занимаюсь» обозначает действие, а «вешу» – состояние. И то, и другое слово – глаголы.
Личной формой глагола называют глаголы настоящего и будущего времени (но не прошедшего), которые могут изменяться по лицам и числам. Этот процесс называют спряжением.
Ты наверняка слышал, что в русском языке есть целых три лица (я, ты, он/она/оно и т.д.) и два варианта числа — единственное и множественное.
Когда мы меняем окончания у глаголов, они как будто «подстраиваются» под того, кто выполняет действие, и под то, сколько этих действующих лиц.
Такие изменяющиеся хвостики у глаголов и называются личными окончаниями — именно благодаря им понятно, к какому слову относится глагол!
Пример:
1-е лицо: Я (что делаю?) учусь. – Мы (что делаем?) учимся.
2-е лицо: Ты (что делаешь?) учишься. – Вы (что делаете?) учитесь.
3-е лицо: Он/ Она/ Оно (что делает?) учится. – Они (что делают?) учатся.
Правописание личных окончаний глаголов
С какими трудностями мы можем столкнуться при спряжении глаголов? Самая частая ошибка – это, конечно, неправильно выбранная буква в окончании.
Пример:
Возьмем слово «клеить» и поставим его в 3л. мн.ч.
Вопрос во множественном числе третьего лица будет таким: Они (что делают?). Какой вариант написания здесь выбрать «клеют» или «клеят»?
И вот здесь нам спешат на помощь два типа спряжения глаголов – первый (I) и второй (II).
Эта маленькая табличка поможет тебе запомнить, какие окончания к какому типу спряжения относятся.
В глаголах с ударением на последний слог сложностей ни у кого не возникает. Мы просто берем букву, на которую падает ударение и подставляем её в окончания во всех лицах и числах.
Пример:
ДышАТь.
Я дышу. Мы дышИм. Ты дышИшь и так далее.
Но не дай глаголу вроде «лететь» тебя запутать. В инфинитиве ударная буква -е, но во множественном числе 1-го лица мы ясно слышим «летИм». Не бойся, а смело пиши ту гласную, которая слышится под ударением. Так ты никогда не ошибешься.
В общем-то, с ударными окончаниями у глаголов проблем обычно не возникает – ведь под ударением хорошо слышно звук. А вот на правописании безударных окончаний все садятся в лужу. Сейчас расскажем, почему.
Правописание безударных личных окончаний глаголов
Дело в том, что без ударения в окончании вариантов написания глагола появляется больше одного. Давай вернемся к нашему глаголу «клеют»… или все-таки «клеят»?
– Какая разница, все же понимают, что имелось в виду, мы же не на экзамене? – говорит куча народу в соц сетях. И мы их понимаем.
Но что делать, если ты именно что на экзамене, и написать правильно нужно позарез?
Рассказываем порядок действий.
Мы всегда определяем тип спряжения, а заодно и какую букву писать в безударном окончании, с помощью инфинитива.
Инфинитив (если ты вдруг не помнишь или не знаешь) — это начальная форма глагола. Чтобы образовать инфинитив, мы задаем вопросы «что делать?» или «что сделать?». Не философские вопросы, а к конкретному глаголу. Например, из того самого «клеют» (или «клеят», мы пока не определились!) с помощью вопроса «что делать?» получается инфинитив «клеить».
Инфинитивы с окончанием -ить мы относим ко второму спряжению. Ну… Почти всегда. Русский язык, однако, не был бы собой без исключений…
Исключения из второго спряжения: брить, стелить, зиждиться, зыбиться.
Когда спряжение определено, наш следующий шаг – вернуться к нашей табличке окончаний. Там мы видим, что ко II спряжению относятся окончания с буквой -и, а также -ат, -ят. Соответственно, мы пишем: Они (что делают?) клеят.
Принцип понятен? Вроде ничего сложного.
Если инфинитив оканчивается на -еть или -ать, мы относим глагол к первому спряжению. Туда же идут и прочие всевозможные окончания, например, «вынуть»
Исключения тут тоже есть: на -еть — смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, вертеть, зависеть, терпеть; а на -ать — гнать, дышать, держать, слышать.
Чтобы запомнить все исключения, относящиеся ко II спряжению, учим небольшой «абьюзивный» стишок:
Гнать, держать, дышать, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
И смотреть, и повертеть,
И зависеть, и терпеть.
Ну что, осталось выучить нашу табличку с окончаниями – и всё? Больше подвохов нет?...
Правописание инфинитивов
Ну, почти. Иногда беда приходит на этапе, где подвоха никто не ждет — на этапе правильной постановки глагола в инфинитив. Ведь чтобы отнести глагол к какому-либо спряжению, надо сперва правильно написать окончание инфинитива.
А с этим иногда бывают проблемы. Но эти проблемные инфинитывы, к сожалению, придется просто запоминать.
Вот несколько самых распространенных инфинитивов, вызывающих сомнения:
чуять, лаять, каяться, таять, затеять, клеить, мерить, соскучиться, выздороветь, кишеть, ворочаться.
Хотели бы мы, чтобы для них тоже был стишок… Но его, к сожалению, нет. Зато есть подготовка к экзаменам в Сотке, с которой ты точно натренируешь умение решать любые задания с любыми глаголами, и на экзаменах будешь во всеоружии.
Проверь себя
1.Спряжением глаголов называют:
а) изменение глаголов по родам
б) изменение глаголов по временам
в) изменение глаголов по лицам и числам
г) изменение глаголов по лицам
2.Выбери вариант, где во всех словах пропущена -е
а) слыш..шь; забн..ешь;
б) заработа..м; встреча..шь;
в) увелич..т; ненавид..т;
г) бре..т; кле..т;
3.Выбери вариант, где во всех словах пропущена -и
а) стел..шь; растоп..шь;
б) пролета..ем; замерза..м;
в) стро..те; покорм..шь;
г) терп..т; обраду..шь;