Культура речи

cover
7096
Зачем учить правила, есть же автозамена? — такое мнение встречается все чаще. К сожалению, автозамена может помочь далеко не во всех случаях. Зачем учить правила и при чем тут культура речи человека — расскажем в статье.
15 декабря 2023 г.
Содержание статьи

Понятие культуры речи

Речь — это способность человека говорить, общение с помощью языковых конструкций. 


По сути, речь — это язык в действии. Когда мы говорим о русском языке, мы говорим о наборе конкретных слов и правил их применения, соединения. Когда говорим о русской речи — имеем в виду живой язык, тот, который применяется в процессе общения. 


По тому, что и как говорит человек, мы можем понять многое. 

Сравни: 

“Не дай, моё мячик!”

“Процедура произведена в полном соответствии с требованиями вышестоящего начальства”

“Слышь, эй, пойди-ка сюда, а то мы, ну, это самое, ну ты понял!”


Правда, по этим фразам примерно понятно, какой уровень развития у человека? 

То, по чему мы понимаем, насколько собеседник грамотен и развит — это его речевая культура. У этого понятия два определения. 


  1. Культура речи — это уме­ние ис­поль­зо­вать вы­ра­зи­тель­ные сред­ст­ва язы­ка в со­от­вет­ст­вии с це­ля­ми и со­дер­жа­ни­ем ре­чи, вла­де­ние его нор­ма­ми в уст­ной и пись­мен­ной фор­ме. 
  2. Культура речи — об­ласть язы­ко­зна­ния, за­ни­маю­щая­ся про­бле­ма­ми нор­ма­ли­за­ции ре­чи и раз­ра­ба­ты­ваю­щая ре­ко­мен­да­ции по ис­поль­зо­ва­нию язы­ка.


Проще говоря, культура речи — это одновременно то, насколько хорошо человек умеет применять знания о языке на практике, и наука, которая это применение изучает.

Типы речевой культуры

Владение культурой речи можно разделить на несколько типов (возможно, правильнее назвать их уровнями). 


  1. Элитарный. Тот самый недостижимый идеал. Уровень культуры речи, при котором человек не только в совершенстве владеет всеми нормами (включая этические!) но и применяет их в каждый момент общения. 
  2. Литературный. Уровень, приближенный к литературному языку. Это когда ты слушаешь реального человека, а у тебя создается ощущение, что он говорит, как книжный персонаж. Это уровень людей с хорошим образованием, которые контролируют и постоянно совершенствуют свою речь. 
  3. Среднелитературный. Это литературный тип в процессе. Им владеет большинство образованных людей. Могут быть ошибки, но человек стремится их исправить. 
  4. Литературно-разговорный. Уровень, при котором человек в речи смешивает литературные и разговорные нормы. 
  5. Фамильярно-разговорный. Уровень людей с небольшим словарным запасом, нарушениями логики повествования, сбивчивой речью и элементарными ошибками в языковых нормах. На этом уровне находятся маленькие дети в процессе освоения языка и взрослые со средним уровнем образования. 
  6. Просторечно-жаргонный. Полное отсутствие представления о языковых нормах, их намеренное игнорирование. Преобладание в речи нецензурной лексики, жаргонизмов и слов-паразитов.

Словарный запас

Словарный запас (лексикон) – это совокупность слов, которые понимает и применяет в своей речи человек.


Если взять все слова, которые ты используешь в повседневной речи, и добавить к ним слова, значение которых ты точно знаешь, получится твой словарный запас. 


Есть активный словарный запас — это те слова, которые ты используешь. 

А есть пассивный — те слова, которые ты знаешь. 


Чем больше словарный запас человека — тем богаче его речь.

Языковые нормы

Языковая норма – это принятые в общественно-языковой практике правила произношения, словоупотребления, использования традиционно сложившихся грамматических, стилистических и других языковых средств.


Проще говоря, это те правила речи, которые считаются общепринятыми и официально утвержденными. 


Все языковые нормы изменчивы. 

Еще несколько лет назад языковой нормой было говорить о кофе только в мужском роде. Теперь языковая норма допускает средний род. 


Есть несколько видов языковых норм. С каждым из них ты столкнешься на экзаменах:

1) Орфоэпические (нормы ударения и произношения)

Как правильно: звОнить или звонИть? ТОрты или тортЫ? ДокУмент или докумЕнт? 

2) Стилистические (нормы выбора стиля речи)

Регулируют выбор между “го на тусовку?” и “Позвольте пригласить вас на танцы”. 

3) Морфологические (правила использования разных форм слов)

4) Синтаксические (нормы построения предложений) 

5) Лексические (нормы использования слов и выражений в соответствии с их лексическим значением)


Последние три вида норм рассмотрим подробнее.

Морфологические

Это нормы использования морфологических форм разных частей речи.


Рассмотрим самые популярные ошибки. 


1) В склонении существительных. Об этом долго говорить не будем: мы писали отдельную статью. Обычно допускают ошибки: 

  1. в форме рода (“красивая тюль” вместо “красивый тюль”)
  2. в форме И.п. мн.ч. (“фельдшеры” вместо “фельдшера”, “договора” вместо “договоры”)


2) В употреблении прилагательных.

Самая популярная ошибка — соединение разных форм сравнения. 

Запомни: нельзя соединять превосходную и сравнительную степень, а также простую и составную форму степени сравнения. 


Пример: 

Это самый свежайший хлеб.

Ошибка, соединение превосходной и сравнительной степеней сравнения. Правильно: “самый свежий” или “свежайший”.


Этот фильм более лучше прошлого. 

Ошибка, соединение превосходной и сравнительной степеней сравнения. Правильно: “более хороший” или “лучший”.


3) В образовании форм глаголов. 

Тут важно просто запомнить: у глаголов убедить, победить, ощутить, очутиться, пронзить, висеть, дерзить, чудить, дудеть, колоситься, отняться, горчить, отпочковаться, бузить, ржаветь и некоторых других нет формы 1-го лица единственного числа. Вместо них употребляется составная форма со вспомогательным глаголом или выбирается другое время. 


Пример: 

Я победю тебя!

Ошибка. Правильно использовать составную форму: “Я одержу над тобой победу!”.

Синтаксические

Это нормы, которые регулируют правила построения словосочетаний и предложений. 

К ним относятся: 


1) Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого

Обычно слова грамматической основы согласуются по роду и числу. Но в случаях с составными подлежащими бывают проблемы: 

  1. Числительное + существительное (двое учеников, семь минут), а также существительное со словами больше / меньше, много / мало / большинство / меньшинство, несколько (несколько учеников, больше слов)

Единственное число употребляем, когда хотим подчеркнуть общность, или если существительное одушевленное.

Множественное — если нужно указать на отдельность предметов. 


Пример: 

В класс вошло сразу трое новых учеников. 

Одушевленное существительное, к тому же мы хотим подчеркнуть общность — используем ед.ч. 


На чердаке нашлись несколько старых игрушек. 

Неодушевленное существительное, указываем на отдельность предметов — используем мн.ч. 


  1. Однородные подлежащие.
  2. Единственное число используем, если однородные подлежащие соединяются предлогом С. Множественное — если они соединяются союзом И. 

Пример:

Маша и Лена поехали на прогулку. 

Союз И — используем мн.ч.


Классный руководитель с родителями организовал последний звонок.

Предлог С — используем ед.ч. 


2) Согласование приложений с определяемым словом.

Приложение имеет добавочное значение по отношению к существительному (профессия, статус, род занятий, возраст, национальность). 

  1. Если приложение пишется через дефис, оно согласуется с определяемым словом (на новом кресле–качалке, в большом диване–кровати)
  2. Если приложение пишется отдельно от определяемого слова, оно с ним не согласуется (в журнале “Работница”).

Исключения — русские географические названия и названия на –ия:

В городе Чите, на реке Волге, в Республике Индии.


3) Особенности употребления однородных членов

Самые популярные ошибки выглядят так: 

  1. Включение в ряд однородных членов неоднородных по смыслу слов: “К двадцати годам у неё уже был красивый муж и небольшая квартира в центре”
  2. Включение в ряд однородных членов лексически и грамматически несочетаемых слов: контролировать и руководить работами (только: контролировать работы и руководить ими).
  3. Включение в ряд однородных членов грамматически и синтаксически разных слов: Учительница говорила о поведении и что скоро будет пробное сочинение. (только: Учительница говорила о поведении и о пробном сочинении, которое скоро состоится)


4). Употребление оборотов: причастного и деепричастного 

Необходимо соблюдать правила построения предложений с причастным и деепричастным оборотом. Про них можно написать отдельную книгу, но мы ограничились статьей.

Лексические

Это нормы, регулирующие использование слов в речи в соответствии с их лексическим значением.


Самые популярные ошибки выглядят так: 

1) Неправильное использование фразеологизма.

Пример: 

Нельзя же все делать сложа рукава!

Ошибка. Здесь мы видим объединение фразеологизмов «спустя рукава» и «сложа руки».

2) Использование слова в неверном значении (нарушение сочетаемости слов). 

Пример: 

Это имеет большую роль в моей жизни! 

Ошибка. Правильно — “играет большую роль”. 


3) Плеоназм: сочетание слов, одно из которых дублирует значение другого. Проще говоря, перебор, избыточная информация.

Пример: 

У нас есть свободная вакансия. 

Ошибка. Слово “вакансия” и так значит “свободное рабочее место”, получается повторение. 


4) Тавтология и чрезмерное употребление однокоренных слов.

Пример: 

Он прищурил свои глаза. 

Ошибка, слово “свои” — лишнее, ведь нельзя прищурить чужие глаза. Правильно: “он прищурился” или “он прищурил глаза”. 


Культура языка и культура речи существуют вовсе не для того, чтобы пытать тебя на контрольных. Они нужны, чтобы речь окружающих людей была понятной и точной. Подсознательно мы всегда охотнее слушаем грамотного человека, так что освоение культуры речи поможет тебе не только на экзаменах, но и во взрослой жизни. 

Проверь себя

Культура речи — это: 


— совокупность слов, выделяемая по какому-либо признаку, например, по употреблению в какой-либо сфере деятельности, каким-либо автором

— уме­ние ис­поль­зо­вать вы­ра­зи­тель­ные сред­ст­ва язы­ка в со­от­вет­ст­вии с це­ля­ми и со­дер­жа­ни­ем ре­чи, вла­де­ние его нор­ма­ми в уст­ной и пись­мен­ной фор­ме

— правила применения слов конкретного языка в устной речи



“Это была его уязвимая Ахиллесова пята.” — какой вид речевой ошибки допущен в данном предложении? 


— Морфологическая: в соединении степеней сравнения

— Лексическая: плеоназм 

— Лексическая: объединение фразеологизмов



Выбери предложение, в котором нет речевых ошибок: 


— Он купил ей две пары новых чулков.

— Маша бежала, прогуливаясь по новому парку.

— Этим вечером Елена собиралась надеть красивейшее платье. 

Admin1