Деление в столбик

Как делить в столбик
Давай начнем с самого простого — а как, собственно, делить в столбик?
Доставай ручку и листок (можно не двойной) и запоминай алгоритм:
1) Шаг первый — запиши числа. Запиши делимое (число, которое мы будем делить) и делитель (число, на которое мы будем делить) в столбик. Делимое пишем справа, а делитель — слева и ограждаем его с помощью специальной «загогулины». У нас должен получиться своеобразный домик с тремя комнатами. В большой комнате слева будет делимое, в верхней справа — делитель, а внизу справа — частное.
Пример:
Выражение 84 / 2 мы запишем вот так:
2) Шаг второй — начни деление. Сравни первую цифру делимого слева с делителем. Нужно как бы отщипнуть одну цифру от всего числа. Если она меньше делителя, возьми две первые цифры делимого.Если и они меньше, то «отщипывай» от всего делимого цифры до тех пор, пока не получится больше.
Пример:
В нашем случае 8 больше 2, поэтому можно начать делить.
3) Шаг третий — найди частное. Подбери такое однозначное число, которое, если его умножить на делитель, будет меньше или равно текущей части делимого. Это будет первая цифра частного.
Пример:
8 / 2=4, поэтому записываем 4 внизу, в «комнате» частного.
4) Шаг четвертый — вычисли остаток. Вычти произведение делителя и первой цифры частного из текущей части делимого. Запиши остаток.
Пример:
Умножаем 4 обратно на 2. Получаем 8. 8-8=0, а значит, что мы разделили первую часть делимого полностью и можем переходить ко второй. Записывается это действие так:
5) Шаг пятый — спусти следующую цифру. Спусти следующую цифру из делимого к остатку и повтори шаги 3-5 до тех пор, пока все цифры делимого не будут использованы.
Пример:
Пример: 4 ÷ 2 = 2. Записываем 2. При умножении 2 на 2 получаем 4, а значит, остатка нет, и деление окончено. Ура!
Теперь, когда ты знаешь общий принцип, давай рассмотрим примеры.
Деление в столбик для 3 и 4 классов
Разделим 72 на 3 по уже изученной схеме.
1) Записываем наши числа в столбик
2) Берем первую цифру делимого (7). 7 больше 3, поэтому можно начинать деление.
3) Подбираем наибольшее частное.Разумеется, 7 на 3 без остатка не делится, но максимально близкое к нему значение, которое можно разделить на 3 — это 6, поэтому делим его и записываем ответ. 7 ÷ 3 = 2 (2 × 3 = 6).
4) Умножаем 3 на 2, получаем 6. Вычитаем 6 из 7, получаем 1. Спускаем 2.
5) Теперь делим 12 на 3. Это 4 (4 × 3 = 12). Записываем 4.
Итого, 72 ÷ 3 = 24.
Делить трехзначное число на двузначное
Попробуем решить этот пример: 256 ÷ 16
1) Записываем наши числа в столбик.
2) Берем первую цифру делимого. 2 меньше 16, поэтому «отщипываем» еще одну. 25 больше 16 — можем начинать деление.
3) Подбираем частное. Если 16*2, получится 32. 32 больше 25, значит, 16 в 25 поместится максимум 1 раз. Записываем 1.
4) Умножаем 16 на 1, получаем 16. Вычитаем 16 из 25, получаем 9. Спускаем следующую 6.
5) Теперь делим 96 на 16. Это 6. Если с ходу не получается разделить, то просто подбирай ответ, пока не получишь верный результат.
Лайфхак: обращай внимание на последнюю цифру того числа, которое делишь в данный момент. Вспомни, при умножении на какие числа твой делитель дает число, оканчивающееся этой или близкими к ней цифрами.
Нам нужно разделить 96 на 16. Последняя цифра и 96, и 16 — 6. В таблице умножения шестерки есть только один вариант, при котором получается число, оканчивающееся на 6 — это умножение 6*6=36. Проверяем, что будет, если 16*6 = 96! Подходит!
Итак, 256 ÷ 16 = 16.
Деление с остатком
Иногда при делении число не делится нацело. Тогда у нас получается остаток. Подробное объяснение этого «явления» можешь прочитать в отдельной статье. А пока вкратце разберем, что с этим делать на примере:
37 ÷ 5
1) Записываем наши значения в столбик.
2) Берем первую цифру делимого (3). 3 меньше 5, поэтому берем две цифры (37).
3) Подбираем частное. 37 ÷ 5 примерно равно 7. Записываем 7.
4) Умножаем 5 на 7, получаем 35. Вычитаем 35 из 37, получаем 2. Остаток — 2.
Итак, 37 ÷ 5 = 7 и остаток 2.
Заключение
Вот и все! Теперь ты знаешь, как делить в столбик. Это важный навык в математике, который пригодится тебе в школе и жизни. Теперь ты сможешь с легкостью решать сложнейшие примеры или делить, сколько кусочков пиццы может съесть каждый из твоих друзей. Возможности использования этого метода бесконечны. Главное, ему научиться. Поэтому давай закрепим пройденный материал и…
Проверим новые знания!
Выбери верное значение выражения 56 ÷ 4
-14
-12
-15
Выбери верное значение выражения 385 ÷ 11:
-45
-35
-25
Чем будет равен остаток при делении 47 на 6?
-5
-6
-4