Что такое креативность и можно ли её развить
Креативность нужна не только творческим людям. Это не черта характера, а навык, который пригодится в работе, учёбе и жизни. Рассказываем, что такое креативность, чем она полезна и можно ли её тренировать.
Что такое креативность
Креативность (или креативное мышление) — это способность генерировать новые идеи и решения.
Результатом креативного мышления может быть понимание, как изменить положение кнопок в приложении для удобства пользователей. Или способность найти сразу несколько методов решения сложной математической задачи. Или идея построить новый маршрут от дома до школы.
То есть, все новые и нестандартные идеи.
Считается, что креативность — это не врождённая черта человека. Это навык, который при желании может развить любой из нас.
Критерии креативности по Торренсу
Психолог Элис Пол Торренс изучал творчество и творческое мышление. Он создал тесты, с помощью которых определяют уровень развития креативности по четырём критериям:
- беглость — скорость, с которой креативный человек генерирует новые идеи и решения;
- гибкость — количество разных подходов, которые использует человек для решения задачи или проблемы;
- оригинальность — умение человека генерировать абсолютно новые идеи;
- тщательность — умение генерировать не абстрактные креативные идеи и решения, а прорабатывать их до мелочей.
Чем креативность отличается от творчества
По сути креативность — это способность человека анализировать ситуацию с разных сторон и использовать творческое мышление, чтобы найти нестандартные пути решения.
Творчество и креативность связаны, но это не одно и тоже.
В процессе творчества человек создаёт что-то принципиально новое: рисует иллюстрации, пишет рассказы, сочиняет музыку. Он может делать это для кого-то, если это источник заработка, или просто для самовыражения.
Креативный человек генерирует новые идеи, которые нужны для конкретной цели. Например, решить на работе проблему с недовольным клиентом или улучшить продукт компании.
Зачем развивать креативное мышление
Любую задачу можно решить разными способами.
Креативность — это умение увидеть эти способы. Речь не только о школьных задачах, но и о рабочих ситуациях и жизненных проблемах.
Креативное мышление, как правило, ассоциируется с творческими профессиями: художниками, писателями, дизайнерами и любыми другими креаторами. Но навык искать решения за рамками шаблонов нужен и менеджеру, и бухгалтеру, и юристу. То есть практически любому современному специалисту.
Рекомендуем статьи:
- Дизайнер: кто это, как им стать и где работать
- Юрист: кто это, как им стать и где работать
Например, менеджер может придумать, как улучшить взаимодействие в команде. Бухгалтер поймёт, как перераспределить бюджет и сэкономить деньги компании. А юрист найдёт неочевидную «лазейку» в законах, чтобы помочь своим клиентам.
В жизни креативность помогает справляться с проблемами, а ещё принимать важные решения.
Посмотрев на задачи под другим углом, можно выбрать неочевидный вуз для поступления или найти действительно интересное и перспективное направление для обучения.
Рекомендуем статьи:
- Как выбрать специальность: пошаговый план для тех, кто ещё не определился
- Как выбрать вуз для поступления
Ещё формулировки типа «умение нестандартно мыслить» и «креативность» всё чаще мелькают в требованиях вакансий. Так что этот навык пригодится в будущем при устройстве на работу.
Как развить креативность
Для развития креативности есть много способов и упражнений. Перечислим те, которые можно сразу внедрить в свою повседневность.
Это означает, что придётся включать воображение даже для привычных дел. Например, продумывай удобный алгоритм уборки комнаты, интересный маршрут до магазина или список хобби, которыми можно заняться в свободное время.
Если нужно принять решение — возьми листок бумаги и запиши абсолютно все идеи, которые придут в голову. Делай так даже тогда, когда думаешь, что приготовить на завтрак.
Придумывай, как улучшить
Возьми любой предмет и представь, как можно усовершенствовать его. Это может быть рубашка, ежедневник для записей или любимая игра на телефоне.
Может быть, у рубашки не хватает кармана? В ежедневнике неудобные поля для записей? Или у игры неудобное меню?
Создавай ассоциации
Вот классное упражнение:
- Открой словарь или книгу на произвольной странице.
- Методом тыка выбери слово.
- Выпиши слово.
- Повтори пункты 1 - 3.
- Придумай, как связать получившиеся два слова.
Можно связать их одним предложением или придумать целую историю. Не ограничивай воображение!
Расширяй кругозор
Знания об окружающем мире и разных сферах питают наше воображение и вместе с ним креативное мышление. Читай книги, смотри документальные фильмы, слушай научно-популярные подкасты.
Методики развития творческого мышления
Для развития творческого мышления и генерации креативных идей придумано множество методик и упражнений. Перечислим несколько из них.
Синектический штурм
Это одна из версий мозгового штурма. Можно применять в группах до 8 человек.
В время синектического штурма группа генерирует идеи для решения определённой проблемы, последовательно проходя пять этапов:
- Поиск прямых аналогий — перечисляют стандартные варианты решения.
- Поиск личных аналогий — каждый участник группы предлагает собственное решение, то есть как бы поступил сам, окажись в такой ситуации.
- Поиск символических аналогий — придумывают ситуацию, которая полностью противопоставляется обсуждаемой проблеме, после чего ищут у них общие черты.
- Поиск образных аналогий — проблему снова заменяют, но уже чем-то похожим и стандартным, в чём легко разобраться.
- Поиск фантастических аналогий — на последнем этапе группа даёт разыграться своему воображению и придумывает любые, даже невероятные и волшебные варианты решения проблемы.
Методику синектического штурма можно использовать не только в группе. Это эффективное упражнение для самостоятельной прокачки креативности.
Шесть шляп
Метод похож на синектический штурм, тем, что нужно последовательно рассмотреть проблему с разных сторон — надеть шляпы разного цвета:
Синяя шляпа — организация. Эту шляпу надевают в начале, чтобы определиться с планом действий, и в конце, чтобы подвести итоги.
Белая шляпа — информация. Надев шляпу, участник перечисляет все данные о проблеме и стандартные способы её решения.
Красная шляпа — эмоции. В шляпе озвучивают интуитивные предчувствия, опасения и эмоциональные переживания о проблеме и способах её решения.
Чёрная шляпа — критика. Тот, кто надевает шляпу, перечисляет риски и минусы разных решений.
Жёлтая шляпа — оптимизм. В этой шляпе озвучивают только плюсы разных идей.
Зелёная шляпа — креативность. Участник в шляпе ищет нестандартные решения.
Выход за рамки
Суть упражнения — представить, что возможности для решения проблемы ничем не ограничены, и сгенерировать множество идей. Потом каждую идею внимательно изучают и придумывают, как адаптировать к тем возможностям, которые есть в реальности.
Заключение
Помни, что креативность — это привычка, которую можно приобрести, если постоянно тренироваться.
Даже в ЕГЭ по разным предметам с каждым годом появляется всё больше и больше творческих заданий, которые проверяют навык нестандартно мыслить. Часто даже отличники теряют баллы именно на таких заданиях.
Переживаешь, что не сдашь ЕГЭ? Тогда начни готовиться вместе с «СОТКОЙ»! Мы выпустили 645 стобалльников, а больше 21 000 наших учеников сдали ЕГЭ на 80+ баллов. Подробнее о подготовке к ЕГЭ с нами здесь.