08 марта 2024
0
579

Как подготовить доклад

Педагоги требуют подготовить доклад, а ты в душе не представляешь, как это делать? Скачивать — рискованно, а готовить самостоятельно — слишком сложно… Стоп! Не так уж и сложно. Сейчас за 5 минут расскажем, как сделать классный доклад на любую тему.

0
579

Структура доклада


Что вообще такое “доклад”?


Доклад – это развернутое сообщение, которое подразумевает ответ на определенный вопрос, основанный на информационно-документальных данных.


То есть твоя задача — просто подробно рассказать о чем-то, взяв информацию из разных источников. Ключевые слова тут — “рассказать” и “разные источники”.


Тебе действительно придется не только написать текст, но и правильно презентовать его аудитории.


Структура обычного доклада выглядит так:


  • Титульный лист — информация об авторе, теме и учреждении, в котором ты будешь доклад читать.
  • Содержание — план доклада с указанием страниц.
  • Введение — краткий обзор темы и её актуальности (почему ты вообще её взял).
  • Основная часть — собственно, информация по теме, собранная в разных источниках и собранная тобой в четкий рассказ.
  • Заключение — твои выводы и основная мысль доклада.
  • Список источников — перечень литературы или сайтов, в которых была найдена информация.

В устном варианте вместо титульного листа и содержания у тебя будет вступление — ты представишься и поприветствуешь аудиторию. Список источников зачитывать тоже не придется — достаточно будет назвать нескольких авторов.


Правила написания доклада


Как выбрать тему и начать доклад


Обычно темы для доклада предлагают на выбор педагоги.


Но даже если тебе нужно придумать ее самостоятельно — не страшно.


Используй принцип трёх -НЕ: Нестандартно, Небезразлично, Нетрудно.


Нестандартно: тема должна быть оригинальной, чтобы не пересказывать общеизвестные факты, а суметь заинтересовать аудиторию. Параграфы в учебнике люди и сами прочитают, а ты попробуй посмотреть на тему с другого угла. Но и в другую крайность не уходи: не нужно рассказывать об особенностях рисования иероглифа людям, которые вообще не знакомы с культурой Японии.


Небезразлично: тема должны быть интересна лично тебе, чтобы тебе хотелось искать по ней информацию и рассказывать. Не нужно рассказывать о Европейских странах, если тебя всегда манила Австралия.


Нетрудно: тема должна быть тебе понятна, по ней должны быть источники. Не стоит брать доклад по принципам квантовой механики, если ты гуманитарий-восьмиклассник.


Если преподаватель дает возможность самим придумать тему доклада — то лучше отталкиваться от личных интересов и знаний. Это поможет максимально раскрыть тему и преподнести информацию действительно увлекательно.


Как выбрать литературу


Тут принципа всего два: источники должны быть достоверными и разными.


Разными — значит, нельзя взять книгу одного автора и просто переписать информацию оттуда: нужно изучить темы с разных точек зрения. Вполне нормально перелопатить 20-30 источников, чтобы действительно изучить вопрос.


Достоверными — значит, к информации из интернета стоит отнестись с осторожностью. Факты публикуются либо в электронных научных журналах, либо в электронных библиотеках. К блогам, статьям в социальных сетях и разным видеороликам стоит отнестись с осторожностью, или хотя бы перепроверить факты.


Лайфхак: как только ты копируешь в свой будущий доклад какую-то информацию — сразу заноси источник в список источников. Иначе потом замучаешься искать!

Сбор материала


Тут все просто.


Всю интересную и важную информацию по теме ты просто собираешь в одном месте. Можешь копировать всё в один файл, делать фото или скрины — неважно.


Суть в том, чтобы после работы с источниками у тебя был пласт информации, которая не дублируется и полностью освещает тему доклада с разных сторон.


Составление плана


Когда у тебя есть собранная информация, тебе нужно её структурировать.


Для этого составь план. Учти, что ты готовишь доклад для определенной группы слушателей: учти аудиторию и пиши для нее.


Прочти всю имеющуюся информацию, выдели важное, составь тезисы. Подумай, в каком порядке их лучше преподнести.


Обычно сначала рассказывают определения, потом объясняют их, приводят примеры и уточняют информацию (как в обычном параграфе учебника). Но можно и наоборот: начать с общей информации, затем обобщить её и вывести определение — как, например, с обратным доказательством теорем.


Когда план составлен, размести имеющийся материал так, чтобы он укладывался в план. Перечитай доклад и проясни непонятные места.


В письменной работе оформи все красиво: сделай одинаковый шрифт, выдели заголовки и отдели абзацы друг от друга — это облегчит чтение.

Как выступать с докладом на защите


Простые советы по подготовке к защите доклада:


  • Прочитай доклад вслух на диктофон и посмотри, сколько времени на это ушло. Обычно на выступление дают 5-10 минут (спроси у педагога заранее). Если у тебя информации значительно больше — выпиши основные тезисы и мысли и представляй их.
  • Выучи информацию. Не обязательно наизусть, но так, чтобы легко ориентироваться в теме и не путаться, когда отвечаешь на вопросы. Нет ничего хуже, чем доклад, который читают по бумажке. Как быстро выучить текст — читай в нашей статье.
  • Можно подготовить презентацию и сопроводить свой доклад еще и визуальной информацией: фотографиями, рисунками, схемами. Туда же можно вывести основные тезисы и определения. Тогда и рассказывать будет проще: у тебя перед глазами будет опорный материал.
  • Подготовь для себя небольшой план выступления с основными тезисами, а также — ответы на предполагаемые вопросы.

Лайфхак: если какой-то важный аспект не затронуть в основное время доклада, про него обязательно спросят. Так ты будешь точно знать, какой вопрос задаст педагог, и ответ у тебя получится развернутым и подробным.

  • Прорепетируй перед зеркалом хотя бы пару раз. Если есть слова, которые тебе тяжело выговаривать, или слишком длинные предложения — поменяй формулировки. Лучше ты будешь говорить проще, чем начнешь от волнения запинаться на каждом втором слове.

На самой защите доклада тоже нужно определенное поведение:


  • Подготовь внешний вид. Выходить перед публикой в мятых и грязных вещах допустимо, только если ты своим внешним видом иллюстрируешь доклад про неблагополучные слои населения. Кстати, твой внешний вид может дополнить доклад и стать своеобразной фишкой.
  • Говори своими словами, приводи примеры, объясняй термины. Это создаст ощущение, что ты действительно разбираешься в теме, даже если доклад готовился ночью “на коленке”.
  • Шути. Юмор расслабит и тебя, и аудиторию. К тому же тебя будут слушать более внимательно.
  • Придерживайся плана, не прыгай с темы на тему. Если боишься, что тебя будут сбивать, сразу озвучь, что на вопросы будешь отвечать после выступления.
  • Контролируй речь. Не говори слишком быстро и не растягивай слов. Не забывай дышать (серьезно, иногда от волнения люди начинают задыхаться на выступлениях!).

А самое главное на любом этапе — не нервничай. Используй свои знания, техники снятия стресса, дыши квадратом и помни, что это всего лишь доклад, а не Олимпийские игры. Твоя уверенность пойдет тебе в плюс.


А чтобы спокойно готовить доклады и не нервничать о подготовке к ЕГЭ и ОГЭ, записывайся в Сотку. Наши занятия проходят в комфортной атмосфере, с шутками и мемами. Но ты точно выучишь все, что нужно, так как все темы соответствуют кодификатору ФИПИ.


Подписывайся на новости Сотки
рассказываем об акциях и присылаем промокоды
я согласен получать рассылку от Сотки