Как заставить ребенка учиться
«Мам, да сделал я домашку», — сказал ребенок и пошел играть в компьютер. И все бы хорошо, если бы потом в журнале не появились двойки, а на мобильный не посыпались звонки от классного руководителя.
Почему пропадает интерес к учебе
Покажите нам школьника, который хочет учиться! Вы, может, и найдете такого, но вообще-то это большая редкость.
Нет, в начальной школе у многих детей есть интерес к учебе: на уроках ребята часто играют и узнают новое об окружающем мире, а учителя только и делают, что хвалят подрастающих ученых.
В средней и старшей школе картина меняется: интерактивных уроков становится все меньше, а сложных предметов — больше. Ученики устают от бесконечных учебников, статей и проектов, проводят большую часть времени в школе или за домашкой, редко получают похвалу от родителей и преподавателей. Естественно, мотивации в этом процессе взяться просто неоткуда.
Вот самые популярные причины падения интереса к учебе у подростков:
Учеба дается тяжело
С каждым годом осваивать школьную программу становится все сложнее. На уроках часто встречается нечто неведомое, с чем ученики просто не справляются. «Это мы не проходили, это нам не задавали» в самом прямом смысле. В итоге школьники чувствуют себя перегруженными, подавленными и ничего не понимают.
В учебе нет практической ценности
Значительная часть школьных знаний — это теория, которую сложно применить в реальной жизни. Подростки не понимают, зачем им учить теоремы по геометрии или исторические даты вместо более полезного потенциально блогерства. Особенно, если по другим предметам тоже заваливают домашкой.
Учеба приносит много стресса
Учеба, особенно в средней и старшей школе, — это не только уроки и общение с друзьями, но и постоянные проверки, контрольные и разговоры с учителями. А еще же нужно готовиться к экзаменам и выбирать будущую профессию!
У ребенка плохие отношения с учителями
От учителей в школе зависит многое: и усваиваемость информации, и успехи в учебе, и отношение к предмету. Если у школьника не получается найти общий язык с преподавателем, желания учиться у него тоже не будет.
У ребенка нет друзей в школе
Школа — место не только для учебы, но и для общения. Игры и прогулки с одноклассниками делают школьные часы гораздо более интересными. А если вместо этого у ребенка только конфликты, ничего классного в школе и вовсе не остается.
Какой бывает мотивация
Есть множество факторов, которые могут мотивировать ребенка на учебу. Например, психологи в этом случае выделяют две классификации:
1. По источнику
Внутренняя | Этот тип мотивации основан на внутреннем импульсе: у школьника есть желание учиться, развиваться и познавать мир. Ему нравится сам процесс учебы и он понимает, зачем ему это нужно. «Я хочу учиться в классном вузе, поэтому буду готовиться к экзаменам!» |
Внешняя | Ребенка мотивируют извне: похвалой, подарками от родителей, грамотами — или наказаниями, угрозами и ультиматумами, как повезет. То есть, он учится не ради самой учебы, а потому что есть внешний стимул. «Родители меня убьют, если я не сдам, так что придется готовиться к экзаменам» |
2. По направленности
Положительная | В этом случае ориентир ученика — положительные моменты: «пряники» и награды, которые он получит, если принесет хорошие оценки или успешно справится с экзаменами. «Готовлюсь к экзаменам, потому что родители пообещали квадрик, если все классно сдам!» |
Отрицательная | При отрицательной мотивации школьник учится не ради награды, а чтобы избежать наказания — например, чтобы родители не забрали приставку или не лишили денег на карманные расходы. «Готовлюсь к экзаменам, чтобы мама не забрала телефон» |
Эти типы могут комбинироваться между собой.
Согласно мнению психологов, лучшая мотивация — внутренняя положительная, особенно если речь идет о старших классах. В подростковом возрасте дети уже многое понимают сами: что им нравится, а что нет, чем они хотят заниматься в жизни, а чем нет. Исходя из этого формируется интерес к определенным предметам, а также желание учиться, развиваться и двигаться к своей цели.
Но мы знаем, что такой осознанный и мотивированный школьник — скорее мечта, чем реальность. Часто подросткам не хватает мотивации, а со временем учиться и достигать результатов становится все сложнее.
Как мотивировать ребенка на учебу
Помогите найти то, что интересно
Подростковый возраст характеризуется фразой «ничего не интересно, ничего не хочу». Школьники путаются в хаосе событий и теряют свои ориентиры. Ваша задача — помочь им заново их найти.
Предложите ученику нанять репетитора по какому-то из предметов или, например, записаться в спортивную секцию. Неважно, каких успехов он достигнет (и достигнет ли вообще), главное — чтобы он нашел то, чем ему нравится заниматься. А результаты придут со временем.
Хвалите и вдохновляйте ребенка
Пока дети еще маленькие, мы хвалим их за каждую мелочь, но по мере взросления количество комплиментов сильно снижается. Да, наши дети вырастают и становятся взрослыми, но это не значит, что им не нужны слова поддержки.
Старайтесь хвалить ученика как можно чаще — даже за небольшие достижения. Не обесценивайте усилия школьника и помогайте ему двигаться дальше: поддерживайте и помогайте в сложные моменты, внимательно слушайте его слова и будьте эмпатичны.
Помните, что ваш ребенок — тоже живой человек
Мы не роботы, и мы не идеальны. В жизни подростков много перепадов и эмоциональной нестабильности, современные дети много стрессуют и чувствуют себя очень потерянными в большом мире.
Помните, что школьники — тоже люди. Они могут уставать, чего-то не хотеть, допускать ошибки, быть безответственными, ругаться с друзьями и учителями, отстаивать свою позицию или просто хотеть лежать в кровати целый день. Позвольте им эти маленькие человеческие слабости и не ругайте за каждый промах.
Еще один способ замотивировать ребенка — записать его в Сотку. Мы точно знаем, как работать с подростками, и поможем школьнику найти свою внутреннюю мотивацию для учебы. Приходите на бесплатное пробное занятие и начинайте свой путь к сотке в Сотке.
Чего не стоит делать, чтобы заставить ребенка учиться
Сравнивать ученика с другими школьниками, друзьями и одноклассниками
Каждый ребенок — особенный. У каждого из нас есть свои увлечения и интересы, свои достоинства, недостатки и слабости. Сравнение с другими учениками только обидит школьника, но не замотивирует его.
- Нет: «А вот Маша контрольную по химии написала на отлично!»
- Да: «Ну и что, что не вышло с химией, зато у тебя сочинения лучшие в классе!»
Критиковать его личность и способности
В жизни мы совершаем разные поступки, но далеко не всегда они определяют нас как личность. Обсуждайте с ребенком его ошибки, то, как можно было поступить в данной ситуации — от этого и мотивации, и практической пользы будет больше.
- Нет: «Ой, ну как можно быть таким копушей, уже пятый раз на занятия опаздываешь!»
- Да: «Слушай, может, будем ставить будильник пораньше, чтобы у тебя было время на раскачку утром?»
Мотивировать «кнутом» и «пряником»
Такой подход подменяет внутреннюю мотивацию к учебе внешней — школьник учится не для того, чтобы развиваться, узнавать мир, строить свое будущее, а чтобы угодить родителям и не получить наказание.
- Нет: «Буду платить тебе за пятерки по 100 рублей. А за двойки штрафовать на 200!»
- Да: «Мне не так важны твои отметки, гораздо больше мне интересно, кем ты хочешь стать и куда поступить. Давай обсудим?»
И главное — берегите свои отношения с ребенком, несмотря ни на какие замечания педагогов. Школа закончится, а ваши отношения останутся навсегда!