26 сентября 2023
0
635

Интерактивное обучение

Интерактивным обучением сейчас не хвастается только ленивый. Что скрывается за этим понятием, как оно связано с техникой и почему им так гордятся школы — рассказываем в статье!

0
635

Что такое интерактивное обучение?


Посмотрите на слово «интерактивное». Это от слова «interaction» — взаимодействие, буквально «введение в активность».


Чтобы понять, давайте посмотрим на три разных подхода. Есть пассивные, активные и интерактивные методы обучения.


Организовать интерактивное обучение довольно сложно: надо, чтобы все учащиеся были включены в активность.


Но результат того стоит.


При интерактивном обучении ученики вовлечены, им интересно, они замотивированы на активное участие. В таком состоянии любая информация усваивается просто и быстро.


Есть несколько важных принципов интерактивного обучения:


  • равенства (можно открыто обсуждать разные варианты;
  • взаимодействия и активности;
  • свободы эксперимента.

Формы и средства интерактивного обучения


Вообще интерактивное обучение построено на том, что ученики сами ставят себе задачу, сами ищут ее решение и сами формулируют результат (разумеется, направляет их учитель).


Поэтому и формы, и средства такого обучения направлены прежде всего на взаимодействие между учителем — учеником, учениками друг с другом, аудио и видеоматериалами. Сюда же — практические занятия, исследования и проекты.


Форма обучения — это то, как проходит занятие (например, обычный урок или лекция). В интерактивном обучении форм много, и все они достаточно творческие. Это:


  • Мастер-класс (который может давать не только учитель, но и кто-то из учеников).
  • Дискуссия или дебаты (требует подготовки заранее, но позволяет ученикам отточить логику и умение аргументировать).
  • Кейс (решение практической ситуации).
  • Мозговой штурм (формат, когда все генерируют решения, и потом из них выбирается наиболее подходящее).
  • Проект — самостоятельная работа над поставленной задачей.
  • Деловые игры (например, занятие в форме суда или экономические игры. Может задействовать всех учеников, а может — часть, тогда остальные становятся комментаторами).
  • Работа в малых группах (класс делится на тройки или пятерки, каждая делает свое задание. Иногда эту форму разбавляют ротацией: участники троек меняются с каждым новым заданием).
  • Дерево решений (группы создают майндкарты по решению конкретной ситуации, а потом меняются этими картами, дополняя решения друг друга).

Формы можно комбинировать, на одном занятии использовать одну или несколько.

Теперь о средствах. Средства интерактивного обучения — это то, что учитель и ученики используют при передаче информации и для её демонстрации.


И тут вступает технический прогресс. Можно нарисовать майндкарту на ватмане и передать её другой группе, но гораздо удобнее сделать это в приложении: и редактировать проще, и нагляднее.


Поэтому в интерактивном обучении активно используются:


  • Интерактивные доски, приставки, проекторы, дисплеи (штуки, с которыми можно вывести презентацию, что-то в ней поменять в ходе рассказа, рисовать, добавлять видео / аудио и ещё много всего — и всё это прямо во время выступления).
  • Робототехника и конструкторы (позволяет делать опыты и, например, писать не отвлеченную программу на информатике, а задавать последовательность роботу).
  • Интерактивный стол (по сути, компьютер с играми по программе обучения. Большой сенсорный экран позволяет проходить игры одновременно нескольким детям).
  • Планшеты (чтобы у всех детей отображалось то же, что и у учителя).
  • Документ–камера (штука, под которую можно положить учебник или распечатку — и изображение спроецируется на доску).
  • Интерактивная песочница (песочница с проектором и дополненной реальностью).
  • Мобильный планетарий.
  • Компьютеры и другая техника, позволяющая проводить вебинары и конференции— занятия онлайн.

Преимущества и недостатки


Хорошо стало жить, да не очень-то (с)


Все бы хорошо в интерактивном обучении, но и у него есть недостатки.


Рассмотрим плюсы и минусы в таблице:


Плюсы Минусы
Полезно для детей: формирует критическое мышление, коммуникативные навыки, упрощает усвоение материала Непривычно детям в формате классно-урочной системы, поэтому может перегружать их (например, когда модные проекты просят делать на шести предметах разом, дети путаются)
Профилактика профессионального выгорания учителей: интерактивные занятия неповторимы и всегда интереснее обычных Нехватка времени для организации занятий, они отнимают много сил и времени у педагога
Усвоение материала происходит глубже и качественнее. То, что ребенок открыл сам, он запомнит лучше, чем то, что прочитал в учебнике Усвоение материала занимает больше времени. На лекции педагог может дать сразу большой объем информации, в интерактивном формате это невозможно
Использование современного оборудования мотивирует детей и развивает межпредметные навыки Оборудование дорого стоит, требует дополнительного обучения педагогов, и часто для его использования не хватает методических разработок. Купили интерактивный стол, а что с ним делать — никто не знает.

В общем, интерактивное обучение — отличный метод. Но для массового внедрения в обычную школу многого не хватает.


К счастью, есть и другие места. Например, обучение в «СОТКЕ»! Мы используем интерактивные методы без недостатков и точно знаем, как сделать занятие полезным и увлекательным для всех участников.

Подписывайся на новости Сотки
рассказываем об акциях и присылаем промокоды
я согласен получать рассылку от Сотки