Интерактивное обучение
Интерактивным обучением сейчас не хвастается только ленивый. Что скрывается за этим понятием, как оно связано с техникой и почему им так гордятся школы — рассказываем в статье!
Что такое интерактивное обучение?
Посмотрите на слово «интерактивное». Это от слова «interaction» — взаимодействие, буквально «введение в активность».
Чтобы понять, давайте посмотрим на три разных подхода. Есть пассивные, активные и интерактивные методы обучения.
Организовать интерактивное обучение довольно сложно: надо, чтобы все учащиеся были включены в активность.
Но результат того стоит.
При интерактивном обучении ученики вовлечены, им интересно, они замотивированы на активное участие. В таком состоянии любая информация усваивается просто и быстро.
Есть несколько важных принципов интерактивного обучения:
- равенства (можно открыто обсуждать разные варианты;
- взаимодействия и активности;
- свободы эксперимента.
Формы и средства интерактивного обучения
Вообще интерактивное обучение построено на том, что ученики сами ставят себе задачу, сами ищут ее решение и сами формулируют результат (разумеется, направляет их учитель).
Поэтому и формы, и средства такого обучения направлены прежде всего на взаимодействие между учителем — учеником, учениками друг с другом, аудио и видеоматериалами. Сюда же — практические занятия, исследования и проекты.
Форма обучения — это то, как проходит занятие (например, обычный урок или лекция). В интерактивном обучении форм много, и все они достаточно творческие. Это:
- Мастер-класс (который может давать не только учитель, но и кто-то из учеников).
- Дискуссия или дебаты (требует подготовки заранее, но позволяет ученикам отточить логику и умение аргументировать).
- Кейс (решение практической ситуации).
- Мозговой штурм (формат, когда все генерируют решения, и потом из них выбирается наиболее подходящее).
- Проект — самостоятельная работа над поставленной задачей.
- Деловые игры (например, занятие в форме суда или экономические игры. Может задействовать всех учеников, а может — часть, тогда остальные становятся комментаторами).
- Работа в малых группах (класс делится на тройки или пятерки, каждая делает свое задание. Иногда эту форму разбавляют ротацией: участники троек меняются с каждым новым заданием).
- Дерево решений (группы создают майндкарты по решению конкретной ситуации, а потом меняются этими картами, дополняя решения друг друга).
Формы можно комбинировать, на одном занятии использовать одну или несколько.
Теперь о средствах. Средства интерактивного обучения — это то, что учитель и ученики используют при передаче информации и для её демонстрации.
И тут вступает технический прогресс. Можно нарисовать майндкарту на ватмане и передать её другой группе, но гораздо удобнее сделать это в приложении: и редактировать проще, и нагляднее.
Поэтому в интерактивном обучении активно используются:
- Интерактивные доски, приставки, проекторы, дисплеи (штуки, с которыми можно вывести презентацию, что-то в ней поменять в ходе рассказа, рисовать, добавлять видео / аудио и ещё много всего — и всё это прямо во время выступления).
- Робототехника и конструкторы (позволяет делать опыты и, например, писать не отвлеченную программу на информатике, а задавать последовательность роботу).
- Интерактивный стол (по сути, компьютер с играми по программе обучения. Большой сенсорный экран позволяет проходить игры одновременно нескольким детям).
- Планшеты (чтобы у всех детей отображалось то же, что и у учителя).
- Документ–камера (штука, под которую можно положить учебник или распечатку — и изображение спроецируется на доску).
- Интерактивная песочница (песочница с проектором и дополненной реальностью).
- Мобильный планетарий.
- Компьютеры и другая техника, позволяющая проводить вебинары и конференции— занятия онлайн.
Преимущества и недостатки
Хорошо стало жить, да не очень-то (с)
Все бы хорошо в интерактивном обучении, но и у него есть недостатки.
Рассмотрим плюсы и минусы в таблице:
Плюсы | Минусы |
---|---|
Полезно для детей: формирует критическое мышление, коммуникативные навыки, упрощает усвоение материала | Непривычно детям в формате классно-урочной системы, поэтому может перегружать их (например, когда модные проекты просят делать на шести предметах разом, дети путаются) |
Профилактика профессионального выгорания учителей: интерактивные занятия неповторимы и всегда интереснее обычных | Нехватка времени для организации занятий, они отнимают много сил и времени у педагога |
Усвоение материала происходит глубже и качественнее. То, что ребенок открыл сам, он запомнит лучше, чем то, что прочитал в учебнике | Усвоение материала занимает больше времени. На лекции педагог может дать сразу большой объем информации, в интерактивном формате это невозможно |
Использование современного оборудования мотивирует детей и развивает межпредметные навыки | Оборудование дорого стоит, требует дополнительного обучения педагогов, и часто для его использования не хватает методических разработок. Купили интерактивный стол, а что с ним делать — никто не знает. |
В общем, интерактивное обучение — отличный метод. Но для массового внедрения в обычную школу многого не хватает.
К счастью, есть и другие места. Например, обучение в «СОТКЕ»! Мы используем интерактивные методы без недостатков и точно знаем, как сделать занятие полезным и увлекательным для всех участников.