Как решать 12 задание ОГЭ по обществознанию
В ОГЭ по обществознанию есть особые задания, которые могут вызвать вопросы. В статье расскажем об одном из них. Ты узнаешь, чем уникально задание 12, и как его решить.
О чем задание 12 ОГЭ по обществознанию
Задание относится к той части экзамена, в которой требуется давать развернутые ответы.
Выпускникам предоставляется некоторая сводка статистических данных в виде графика или диаграммы с приложенным описанием по социологическому исследованию. Задача школьника проанализировать представленный материал и сделать на основе полученной информации уместные и правильные выводы о сходствах и различиях тех или иных аспектов данных.
В условиях задания ученику также предлагается сделать несколько собственных, обоснованных предположений по заданной теме. То есть описать, почему есть сходства и различия в представленных данных.
Задача проверяет не только знания выпускника по предмету, но и его умение выражать свои мысли, структурировать текст, использовать приемы логической связи для собственных идей.
Статистические материалы могут быть различными. Обычно они связаны с социальными проблемами, политикой, экономикой, культурой и другими аспектами общественной жизни.
Алгоритм выполнения
Ответ на эту задачу должен быть логичным, связанным, объемным, поэтому задание считается сложным. Есть несколько пунктов, которые можно выполнить, чтобы облегчить себе выполнение задачи.
- Внимательно прочитай предложенный материал, ознакомься с темой, которая дана для вынесения статистических данных на иллюстрацию.
- Переходи к изучению иллюстрации, когда точно понимает, о чем идет речь. Внимательно изучи график, проанализируй результаты проведенных исследований.
- Прочитай поставленное задание и убедись, что понимаешь, что от тебя требуется.
- Сформулируй свою позицию по данной теме в части сходства статистических данных.
- Сделай предположение, почему возможно возникновение сходства данных в результатах социологического исследования.
- Сформулируй свою позицию по данной теме в части различий статистических данных.
- Сделай предположение, почему появляются различия в результатах социологического исследования.
- Построй план своего ответа и запиши его, следуя этому плану. Развивай свои мысли, приводя аргументы, факты и примеры из своих знаний в области обществознания.
- Перечитай запись и убедись, что твой ответ соответствует поставленной задаче, выводы и предположения выглядят аргументированно, связно и логично.
Как записывать ответ
Ответ нужно записывать в бланке ответов №2. Не забудь указать номер задания и при написании ответа следуй требованиям, указанным в условии.
В правильном ответе должны быть сформулированы верные выводы и высказаны аргументированные предположения.
Твои рассуждения и выводы могут показать, что ты разбираешься в представленной теме и предмете, поэтому внимательно следи за формулировками и логикой повествования.
Критерии оценивания ответа
- Выпускник сформулировал по одному верному выводу о сходстве и различии аспектов исследования.
- Выпускник высказал по одному уместному предположению о сходстве и различии аспектов исследования.
За это задание можно получить 4 первичных балла, так что есть смысл постараться и выполнить его качественно.
Рекомендации по работе с заданием
Для успешного выполнения нужно изучить основные концепции и термины обществознания, а также уметь строить логичные и аргументированные рассуждения. Список тем, которые могут выпасть в задании, можно найти в кодификаторе на сайте ФИПИ.
Нужно понимать, что вывод — это результат анализа изображения и полученной информации, а предположение — это твое мнение, почему такой результат мог получиться.
Помни, что написание ответа на 12 задание ОГЭ по обществознанию требует хорошей подготовки и практики, поэтому регулярно тренируйся, изучай разные материалы по обществознанию и учись анализировать предоставленные данные.
Разбор примера задания 12 ОГЭ по обществознанию
Подробный разбор задания от преподавателя «СОТКИ».
Условие: В стране N. в ходе социологического опроса респондентам разных возрастных групп предлагалось ответить на следующий вопрос: «Какое направление политики государства вы считаете наиболее актуальным?» Полученные результаты были занесены в таблицу.
Сформулируйте по одному выводу: о сходстве; о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняются указанные: сходство и различие.
Варианты ответа | 18-24 года, % | 25-39 лет, % |
---|---|---|
Поддержка семьи, материнства и детства | 10 | 30 |
Молодёжная политика | 27 | 5 |
Развитие системы здравоохранения | 10 | 25 |
Наука и образование | 30 | 28 |
Развитие национальных культур | 23 | 12 |
Решение и подробный разбор:
- Прежде всего нам нужно проанализировать таблицу, в которой представлены результаты опроса. Мы будем сравнивать ответы молодых и более взрослой возрастной группы. Нам нужно выяснить, что и для кого важнее. А после мы должны предположить, почему что-то важнее для одной возрастной группы, а что-то для другой. И почему в чём-то есть сходство.
- Мы видим явные отличия (с большими цифрами):
– Для группы 25-39 лет самое важное – это поддержка семьи, материнства и детства, в то время как для более молодой группы это самый непопулярный ответ.
– Для группы 18-24 лет самое важное – это наука и образование (самый популярный ответ) и молодёжная политика. - Помни: для того чтобы сформулировать вывод о сходстве нам необязательно искать одинаковые цифры (проценты). Мы можем найти общие тенденции – то есть самый популярный или самый непопулярный ответ. Таким образом мы можем найти близкие проценты.
Например, довольно популярным ответом в обоих группах опрошенных будет приоритет науки и образования – это будет нашим выводом о сходстве. Явное различие, которое мы можем написать в ответ – приоритет поддержки семьи для старшей категории, а для младшей это, наоборот, самый непопулярный приоритет. Это будет наш вывод о различии. - Далее мы можем сформулировать свои предположения по сделанным выводам.
- Например, предположение для вывода о сходстве: наука в условиях постиндустриального общества выступает одной из сфер производства, а её достижения оказывают непосредственное влияние на уровень развития медицины и здравоохранения, создание чистых технологий и ресурсосбережение; немаловажным является и образование, которое выступает в современных условиях не только способом передачи знаний, норм и правил поведения, культурных ценностей, но и основным каналом социальной мобильности.
- И пример вывода о различии: для респондентов 18-24 лет создание собственной семьи, а равно и решение проблем, связанных с обеспечением семейных потребностей, не являются значимыми в силу возраста, который, как правило, не предполагает создание семьи, в отличие от опрошенных старшей возрастной группы.
Таким образом ответ на задание будет выглядеть так:
- Вывод о сходстве: «Опрошенные обеих групп отметили важность государственной поддержки науки и образования».
Предположение о сходстве: «Наука в условиях постиндустриального общества выступает одной из сфер производства, а её достижения оказывают непосредственное влияние на уровень развития медицины и здравоохранения, создание чистых технологий и ресурсосбережение; немаловажным является и образование, которое выступает в современных условиях не только способом передачи знаний, норм и правил поведения, культурных ценностей, но и основным каналом социальной мобильности». - Вывод о различии: «Наибольшая доля опрошенных старшей возрастной группы считает, что государство должно уделять внимание поддержке семьи, материнства и детства, в чём их поддерживают только 10 % опрошенных респондентов 18-24 лет».
Предположение о различии: «Для респондентов 18-24 лет создание собственной семьи, а равно и решение проблем, связанных с обеспечением семейных потребностей, не являются значимыми в силу возраста, который, как правило, не предполагает создание семьи, в отличие от опрошенных старшей возрастной группы».
Если сомневаешься, что у тебя получится, а задание кажется сложным, начни подготовку в «СОТКЕ». Наши преподаватели ответят на все твои вопросы и научат тебя анализировать, делать выводы и высказывать предположения, чтобы никаких сомнений в результате не осталось.
Записывайся на бесплатный вводный урок в «СОТКЕ», чтобы узнать, как мы готовим к высоким баллам с любого уровня.