Принцип Парето
Делать меньше, а получать больше? Звучит нереально. Но это вполне возможно, если распределять ресурсы с умом. И в этом нам поможет принцип Парето. О том, что это и как работает — в нашей статье.
Что такое принцип Парето?
Идея принципа Парето, также известного как правило 80/20, заключается в том, что 20% усилий дают 80% результата. Остальные же 80% усилий смогут принести только 20% результата.
Объясним на примере. Предположим, у нас есть 10 школьных предметов, сдать экзамен нужно только по 2 из них. То есть только 20% предметов в учебной программе школьника дают 80% знаний, которые нужны для успешной сдачи экзаменов. Таким образом, ученику следует сосредоточиться на изучении тем этих 2 предметов (20% от общего количества), на изучение остальных 80% можно потратить гораздо меньше времени.
Школьнику не придется в панике изучать абсолютно все перед экзаменом, если он знает, на чем именно нужно сконцентрировать внимание.
Теория Парето
Этот принцип основан на исследованиях итальянского социолога и экономиста Вильфредо Парето, потому и назван в его честь. Ученый исследовал общественные системы и зависимость доходов населения от определенных условий. Он установил, что существуют неизбежные различия в интеллектуальных и физических способностях людей, что приводит к неравенству в богатстве, власти и социальном статусе.
И обратил внимание на то, что в мире существует диспропорция в распределении богатства и власти, указав процентное соотношение. Как раз те самые 80/20. То есть, только 20% людей в городе имеют 80% богатства. Остальные 80% имеют 20%.
Опираясь на эту теорию, другие ученые проводили исследования в разных сферах и пришли к выводу, что это процентное соотношение работает во многих аспектах деятельности. И вывели закономерности распределения причин и следствий событий по определенному правилу.
Правило Парето сегодня
Лишь малая часть действий, сконцентрированных на действительно важных факторах, приводят к эффективному результату. То есть те самые 20% высокопроизводительных усилий приводят к важным результатам.
Сегодня принцип Парето используется в различных сферах, таких как тайм-менеджмент, продажи, маркетинг и менеджмент. Он помогает определить наиболее важные факторы и ресурсы, на которых следует сосредоточиться для достижения максимального результата с минимальными затратами. Например, маркетологи в курсе про принцип Парето, поэтому исследуют, какие 20% рекламы приносят им наибольшее число покупателей, и вкладывают в эту рекламу больше всего средств и усилий специалистов.
Сферы использования и суть метода Парето 20/80
Принцип Парето простыми словами — это принцип эффективности, в основе которого лежит правило: меньше усилий — больше результат. Рассмотрим подробнее, как используется и работает правило 80/20 в различных сферах.
Тайм-менеджмент
Тайм-менеджмент — это по сути планирование. Нужно уметь распределять время на разные задачи: учебные, рабочие, бытовые или личные. Чем лучше человек владеет тайм-менеджментом, тем проще ему все успевать в срок и не попадать в аврал дедлайнов.
По мотивам принципа Парето нужно определить наиболее важные задачи и сфокусироваться на них для достижения большего результата за меньшее время.
Для примера покажем несколько шагов, как можно планировать выполнение задач по этому принципу:
- разделить задачи на группы по важности и срочности;
- выделить 20% наиболее важных и срочных задач, от которых зависит желаемый результат;
- выполнить эти задачи в первую очередь;
- оставшиеся 80% распределить по приоритету и выполнять постепенно.
Важно регулярно пересматривать список задач и корректировать приоритеты в зависимости от изменений ситуации.
Продажи
В продажах этот закон используют для выявления ключевых клиентов и продуктов, которые приносят наибольшую прибыль.
Пример:
Компания по производству и продаже мобильных телефонов анализирует свою клиентскую базу и разделяет клиентов на три группы: ключевые клиенты (20%), средние клиенты (60%) и малые клиенты (20%). Затем компания разрабатывает индивидуальные стратегии для каждой группы клиентов, фокусируясь на удержании ключевых клиентов и развитии потенциала средних клиентов. Например, ключевым клиентам предлагают индивидуальные скидки на покупку новых телефонов и персональных менеджеров, а средних могут привлекать подарками.
Маркетинг
В маркетинге правило помогает определять наиболее эффективные маркетинговые каналы и стратегии для привлечения наибольшего количества клиентов.
Пример:
Продавец смартфонов заметил, что большинство покупателей переходит на его сайт из соцсетей. Он принял решение активнее использовать их для привлечения клиентов, а рекламу с маркетплейсов и объявления в почтовых ящиках решил убрать, потому что они не работают.
Менеджмент
Принцип Парето в менеджменте позволяет провести анализ и оптимизировать процесс и рабочие ресурсы для повышения эффективности работы компании.
Пример:
В компании XYZ работают 10 менеджеров по продажам. Из 100 тысяч прибыли 80% заработали менеджеры Анна и Олег. То есть 20% менеджеров принесли компании 80% результата. Компания приняла решение поощрять и развивать этих сотрудников, чтобы обучать и мотивировать остальных на их примере.
Система Парето в жизни
В повседневной жизни тоже можно пользоваться этим методом, чтобы быстрее и проще добиваться поставленных целей. И самое главное, получать ожидаемый результат. Ведь часто такое бывает: стараешься, стараешься, а ничего не получается, правда?
Представим, что цель — поступить в вуз. И посмотрим, как можно прийти к целе с помощью метода Парето.
Шаг 1: определить важные и приоритетные задачи.
Важными первостепенными задачами могут быть: выбор самого вуза, предметов для сдачи, варианта подготовки к экзаменам. Основным приоритетом, конечно, станет подготовка.
Тут тоже надо определить приоритетность. Например, русский язык ты знаешь хорошо, на подготовку можно потратить меньше времени. А в математике «плаваешь», но тебе нужны высокие баллы для поступления. Выходит, что больше времени и сил нужно будет уделить математике.
Далее можно определить приоритетность в темах: больше сил вложить в те, которые знаешь хуже.
Шаг 2: сосредоточиться на выполнении основных задач.
Когда пул задач и приоритетность определены, нужно полностью сосредоточиться именно на этих задачах. Ведь это твои 20% дел, которые приведут к желаемому результату.
В период достижения цели остальные 80% задач (другие предметы, кружки и секции) должны занимать гораздо меньше времени или игнорироваться полностью в зависимости от важности. Например, на другие школьные предметы «забить» не получится, но можно сократить время на их изучение, а вот от компьютерных игр можно на время отказаться.
В «Сотке» мы точно знаем, как эффективно подготовиться к ЕГЭ. Ты будешь изучать только то, что нужно для экзаменов. Самая важная теория и вся необходимая практика в онлайн-формате: тебе не придется тратить время на дорогу. А еще у нас можно готовиться к 4 предметам по цене 1. Записывайся на бесплатный вводный урок.
Преимущества и недостатки
Среди плюсов можно отметить следующие:
- повышение эффективности;
- оптимизация использования времени и ресурсов;
- улучшение качества работы.
Но есть и отрицательный аспект принципа: улучшение одного компонента системы невозможно без ухудшения других. Приходится игнорировать некоторые факторы, чтобы сосредоточиться на определенных задачах. А это может привести к негативным последствиям и неудовлетворительным результатам.
Только правильное и осознанное использование этого принципа позволяет достичь лучших результатов с меньшими затратами времени и ресурсов.