Нарушение речи
Ребенку уже два, а он все еще не говорит? Скоро в школу, а половина слов звучит нечетко? Все еще не выговаривает “Р” в свои пять?.. Речь — это очень важный навык для любого человека, поэтому волнение родителей естественно. Рассказываем, на что нужно обратить внимание родителям, какие есть виды нарушений речи и что делать, если вы заметили проблемы у своего малыша.
Причины речевых нарушений
Самый частый вопрос, который задают себе родители детей, у которых есть нарушения речи — “Почему? Почему именно мой ребенок не говорит?”.
Причин множество, их можно разделить на две группы:
1. Органические (у ребенка есть физиологические проблемы в центральном или периферическом речевом аппарате, и сложности с произношением именно из-за этих проблем).
К ним относят:
- Внутриутробные патологии (гипоксия плода, инфекции у матери в первом триместре, недоношенность, прием запрещенных при беременности веществ: алкоголя, никотина, наркотиков и многих лекарств)
- Наследственность (форма прикуса, расщелины нёба, заикание)
- Проблемы при родах (асфиксия, травмы, необходимость искусственной вентиляции)
- Заболевания и травмы в первый год жизни (осложнения инфекционных болезней, челюстно-лицевые травмы, травмы головного мозга, менингит, частые или с осложнениями воспаления среднего и внутреннего уха).
2. Функциональные причины (речевой аппарат в порядке, но что-то нарушает его работу или не дает речи развиваться).
К ним относят:
- пережитый сильный испуг, стресс, травмирующее событие
- невроз
- психиатрические заболевания
- педагогическая запущенность (с ребенком не говорят, не уделяют внимания)
- семья билингвов (ребенок с младенчества учится говорить на двух языках)
- тяжелые нарушения речи родителей у здорового ребенка (родители не могут показать пример правильной речи, поскольку сами ею не владеют)
Иногда причина одна, иногда они идут в комплексе. Но в случае задержки речи необходима подробная диагностика. Частые случаи, когда родители ждут от ребенка речи, и очень поздно выясняют, что у него, например, проблемы со слухом.
Виды нарушения речи
В логопедии используются две основные классификации нарушений речи:
- Клинико-педагогическая. Она привязана к медицинским причинам возникновения нарушений, и нужна, чтобы родители понимали, с какими врачами нужно работать.
- Психолого-педагогическая. Привязана к симптомам, нужна, чтобы специалисты правильно выбирали пути коррекции.
Рассмотрим обе.
Клинико-педагогическая классификация нарушений речи выглядит так:
Нарушения внешнего высказывания — проблемы с произношением, темпом, громкостью, четкостью речи. Могут иметь разную природу – неврологическую, психическую, психологическую, анатомическую (поражение системы, отвечающей за воспроизведение речи – гортани, органов полости рта, носоглотки).
Например:
- Брадилалия — слишком медленная речь, тахилалия — слишком быстрая речь с проглатыванием звуков и неуместными паузами в предложениях.
- Дислалия и дизартрия – некорректное произношение различных звуков, расстройство речевого ритма и интонации. Дислалия при этом не подразумевает повреждения речевого аппарата и мозга, а вот дизартрия — да.
- Ринолалия – грубое искажение тембра голоса и другие тяжелые дефекты речи.
- Дисфония – неполноценность голоса: слабость, снижение громкости, звуковой окраски голоса вплоть до полного исчезновения (афонии – расстройства, при котором речь воспроизводится только шёпотом).
- Заикание (логоневроз) — изменение плавности речи и её ритма.
2. Нарушение внутреннего оформления высказывания — проблемы с тем, чтобы сформулировать слова и предложения. То есть произносит ребенок именно то, что хочет сказать, проблемы возникают с тем, что именно он хочет сказать. Всегда связаны с органическими нарушениями.
Например:
- Алалия – недоразвитие всех компонентов речи, вплоть до полного её отсутствия. Речь ребенка с алалией совершенно непонятна.
- Афазия – неспособность формировать слова или воспроизводить осмысленные фразы, обычно связана с поражением головного мозга. Ребенок не понимает слова и их значения, соответственно и сформулирвоать их не в состоянии.
3. Нарушения письменной речи
Ребенок может хорошо говорить, но при этом иметь диагноз:
- Дислексия — Проблемы с чтением: ребенок путает слоги и слова, неправильно читает звуки, хотя знает правила.
- Дисграфия – расстройство процесса письма. Ребенок путает буквы, перемешивает слоги, пишет слова в предложении без пробелов.
Психолого-педагогическая классификация нарушений речи выглядит так:
ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи) – недостатки речи, связанные с неспособностью правильно воспринимать или произносить звуки.
Делится на три формы:
- Легкая — иногда ошибается в произношении в сложных с точки зрения артикуляции словах, но слоги не путает.
- Средняя — с трудом различает и произносит большую часть звуков из различных групп.
- Тяжелая — ребёнок не может различать звуки на слух, воспроизводить их, выделять их в слове отдельно, определять их последовательность. Без коррекции эта форма приводит к необратимым изменениям в дикции.
ОНР (общее недоразвитие речи) – нарушение всех речевых составляющих: и воспроизведения, и смыслового аспекта.
Делится на четыре уровня, от самого трудного к самому легкому:
- 1 — общается короткими словами и мимикой, фраз не составляет.
- 2 — говорят простыми предложениями из 2-3 слов, с трудом согласовывают слова.
- 3 — строит сложные предложения, но не произносит часть звуков и неправильно произносит длинные слова.
- 4 — могут быть нарушения в словообразовании, незначительные сложности со звукопроизношением, ошибки в понимании значения слов.
Заикание – судорожное повторение отдельных звуков и их групп, задержка речевого потока на каком-то звуке. Некоторые слова пациент не может произнести без запинок. В основе расстройства сокращение мышц гортани, языка, мягкого нёба, губ. Спазмы обусловлены чрезмерным возбуждением речевых и эмоциональных центров в головном мозге. Причиной может быть генетика или перенесенная травма, в том числе сильный страх.
С видами нарушений мы разобрались. Некоторые из них выглядят безопасно, а некоторые нагоняют жуть. Как заметить у ребенка нарушение речи вовремя?
Признаки нарушения речи
На что обратить внимание?
- Скудный словарный запас, как активный, так и пассивный. Например, ребенок плохо запоминает слова, путает окончания, мало говорит, использует обобщения.
- Плохое понимание слов или фраз на слух. Ребенок не понимает, что вы ему говорите, или полностью игнорирует.
- Невнятная дикция. Ребенок не может воспроизводить конкретные звуки, глотает слова.
- Избегание конкретных звуков в речи (Скажи “рыба”! — Селедка!)
- Заторможенное построение и воспроизведение длинных фраз
- Сложности во взаимодействии с другими детьми того же возраста (иногда мы прекрасно понимаем, что говорит ребенок, поэтому не замечаем проблему. Но трудности во взаимодействии с одногодками могут свидетельствовать о нарушениях речи у вашего ребенка: возможно, сверстники его просто не понимают)
Диагностика речи детей
Если вы видите у ребенка проблемы речи, стоит посетить по очереди:
- Отоларинголога (проверить слух — возможно, ребенок не говорит или говорит нечетко из-за проблем со слухом);
- Невропатолога (исключить органические повреждения ЦНС, речевых центров мозговой коры. При необходимости будет назначено МРТ или КТ мозга);
- Детского психолога, психиатра, дефектолога (выяснить, в каком состоянии пребывает невербальный интеллект ребенка.
- Для постановки точного диагноза проводятся нейропсихологические тесты);
- Логопеда (проведет окончательную диагностику артикуляционного аппарата)
В результате диагностики у вас должен быть не только диагноз, но и план коррекции речевого нарушения.
Профилактика речевых нарушений
Самый лучший вид профилактики речевых нарушений — это общение с малышом с первых дней. Вот как нужно общаться с маленьким ребенком:
- Говорите четко, держите средний темп речи
- Делайте так, чтобы ребенок видел ваше лицо во время речи и могу распознать артикуляцию
- Добавляйте эмоции: так ребенок заинтересуется и захочет повторить
С дошкольником правила те же, но еще необходимо стимулировать речь:
- Задавайте открытые вопросы (на которые нельзя ответить односложно да или нет)
- Общайтесь с ребенком на разные темы (не задавайте однообразные вопросы про садик, а рассуждайте о погоде, героях сказок, эмоциях)
- Не предугадывайте желания ребенка. Конечно, шантаж в стиле “пока не скажешь, не получишь” тоже недопустим, но можно спросить у ребенка, будет он суп или гречку, апельсиновый сок или компот, что предпочитает надеть и так далее.
Если вы уже заметили нарушения речи у ребенка, лучше всего обратиться к грамотному логопеду. Специалист посоветует упражнения, которые будут полезны именно вашему ребенку. К сожалению, без грамотной диагностики некоторые виды логопедических упражнений могут вообще не иметь смысла (например, нет смысла мучить ребенка распознаванием звуков, если проблемы у него с речевым аппаратом).
Какие бы проблемы ни были у вашего ребенка, помните: почти любое нарушение можно компенсировать. Даже полностью немые дети могут общаться, а это — самое важное. Начинать работу с речью ребенка нужно как можно раньше, и признание проблемы — первый шаг. Не бойтесь этот шаг сделать.