28 августа 2023
0
2 697

Методы конспектирования

«Ой, зачем эти тетради, все в сети есть!» — были такие мысли? Если да, то тебе просто необходимо узнать, чем может помочь конспект, какие они бывают и как записывать за преподавателем с пользой для себя!

0
2 697

Что такое конспект?


Конспект — это краткая запись, изложение какого-то материала. Краткая — значит, записывать все слово в слово за учителем не надо.


Нужно, чтобы ты материал понял и запомнил так, чтобы мог потом его воспроизвести. Поэтому каждый конспектирует, как ему удобно.


Виды конспектов


Конспектирование лекций может быть электронными или вестись от руки. Но мы советуем использовать старые добрые тетради: доказано, что наша память лучше работает, если мы записываем что-то руками, а не печатаем.


Лайфхак: тетради на кольцевом механизме удобнее обычных: листы там можно убирать, добавлять и менять местами, так что конспектирование становится очень удобным.

Ещё конспекты делятся на виды по форме:


  • Свободный (обычная запись под диктовку, с самостоятельным выделением важных мыслей, сокращениями слов и другими фишками, упрощающими запись).
  • Текстуальный (при работе с текстом, когда тебе надо, например, выделить основное содержание главы учебника или книги).
  • Схематический план (это когда ты заранее составляешь список вопросов, и в процессе получения информации отвечаешь на них).
  • Тематический (когда тебе надо объединить информацию из разных источников: например, из нескольких книг и учебников; получается такая база данных).
  • План-конспект (самая подробная форма: когда ты составляешь план изучения темы с пунктами и подпунктами, а потом максимально подробно все это раскрываешь).

Методы конспектирования


Просто записывать или составлять план заранее — слишком просто. За все времена, что существует обучение, люди придумали гору способов облегчить себе запоминание новой информации. И море методов конспектирования — в том числе.


Для тебя мы отобрали самые простые и полезные из них.


Метод схем


Ты по-любому видел этот прием, его используют почти в каждом учебнике. Для записи на уроке он не слишком удобен, зато идеален, когда на дом задают конспект параграфа.


Задача — записать главные тезисы от общего к частному в маркированном списке. Выбираешь три-четыре главные мысли текста, к каждой добавляешь подтемы, к каждой подтеме — еще подтемы.


Метод позволяет структурировать даже большое количество информации.


Запись выглядит в итоге как-то так:


Тема
1.1 Что это
1.2 Зачем это
1.2.1 Помочь запомнить – как?
1.2.2 Наглядность — как?


Лайфхак: придумай свою систему сокращений, чтобы записи не были слишком длинными. Есть общепринятые т.к. — так как, т.ч. — в том числе, но ты можешь придумать свои, к примеру, кот. — который, р-т — результат и тому подобные штуки.

Табличный метод


Тоже хорошо тебе знакомый формат. Делишь лист на несколько колонок по подтемам, заполняешь каждую информацией.


Ментальные карты (или майнд–карты, как их теперь часто называют)


Метод создал Тони Бьюзен, даже книгу про правильное составление написал. Но мы объясним короче.


Специфика майнд-карты — в наглядности. Берешь тему, которую надо записать. Пишешь ее в центре страницы. И от нее, как от корня, рисуешь ветвистую схему с разными подтемами, понятиями, ассоциациями и так далее.


Метод Корнелла


В таком конспекте будет только самое важное, зато он поместится на одном тетрадном листе.


Суть метода: берешь лист, сверху пишешь тему (и дату, если важно), внизу оставляешь место под выводы. А затем лист делишь на две части: левая «Основные понятия» — поуже, и правая «Подробные объяснения» — пошире. В первой половине пишешь тезис, идею, вопрос или понятие, во второй — сразу же поясняешь их.


Страница с конспектом этой статьи по методу Корнелла выглядела бы примерно так:


Тема: Конспект


Основные понятия Подробные объяснения
Конспект Краткая запись информации
Зачем нужен? Проще запоминать, структура, наглядность

Выводы: место для итогов по теме.


Лайфхак: в сети можно найти готовые шаблоны, распечатать их и пользоваться вместо обычной тетради.

Метод предложений


Огненный метод, если учитель на занятии постоянно скачет с мысли на мысль. По сути, ты записываешь все важные мысли за педагогом — как всегда. Но каждую новую мысль пишешь с новой строки и нумеруешь.


В тот момент, когда учитель говорит что-то вроде: «Кстати, допишите там, что есть еще один способ…», тебе не нужно лихорадочно искать место под запись на полях. Ты просто записываешь её следующим по счет предложением и делаешь приписку типа — «к мысли №4».


Метод свободных ассоциаций (еще называют методом течения)


По словам создателя, предназначен для развития мышления, создания своих идей и получения максимума пользы от обучения.


В чем суть: записываешь за педагогом только ключевые тезисы, а затем к ним выписываешь свои ассоциации, свои мысли и комментарии.


Не очень подойдет для точных наук, но классно сработает, например, на литературе, когда нужно понять смысл произведения или проанализировать биографию автора.


Записывать можно в различных формах: текст, таблицы, схемы, даже рисунки. Помогает усвоить и запомнить материал сразу, так как с ним уже связаны какие-то свои ассоциации (такой же принцип, кстати, у мнемотехники).


Метод индексов


Помнишь, как в учебниках обозначаются значками сложные задания, вопросы для самостоятельного изучения и другие категории? Это и есть метод индексов.


Ты можешь выдумать свои значки под повторяющиеся категории, чтобы не прописывать их из темы в тему. И прописать эти значки на форзаце тетради.


К примеру, Δ — источник, × — уточнить, ! — выучить.


Метод боксов


Цель — визуально разделить информацию, не путать факты между собой.


На странице рисуется несколько квадратов в хаотичном порядке, чтобы не было похоже на таблицу. В каждом квадрате — отдельная подтема. В случае с нашей статьёй каждый метод конспектирования был бы отдельным квадратиком.


Лайфхак: можно использовать условное разделение по цветам, рисуя блоки разными текстовыделителями. А можно и вовсе не рисовать квадраты. а использовать клейкие бумажки для записей.

Методы конспектирования можно использовать по-отдельности или экспериментировать и совмещать. Самое главное, что итоговая запись должна быть тебе понятна, чтобы, глядя на страницу, ты мог воспроизвести материал. Если у тебя это получается — способ не имеет значения!


Мы в «СОТКЕ» разработали для тебя крутой, яркий конспект, по которому легко учить и повторять. Так что готовиться к экзаменам с нами — сплошное удовольствие. Записывайся на бесплатный вводный урок, чтобы узнать подробности.

Подписывайся на новости Сотки
рассказываем об акциях и присылаем промокоды
я согласен получать рассылку от Сотки