19 января 2024
0
482

Кривая забывания Эббингауза

Вот учишь-учишь эти определения, а через неделю вспомнить получается только половину терминов. Почему знания пропадают из головы? И что делать, чтобы этого не происходило? Рассказываем в статье.

0
482

Что такое кривая забывания?


Кривая забывания — это концепция, сформулированная немецким ученым Германом Эббингаузом еще в конце XIX века. Он посвятил много времени изучению памяти человека, а также провел множество опытов на себе и своих студентов.


Один из таких опытов заключался в заучивании бессмысленного набора слогов — именно этим исследованием Г. Эббингауз хотел проверить, насколько быстро мозг «выбрасывает» информацию, которую мы не применяем в жизни.


Спустя 20 минут после проведения эксперимента участники помнили 60% слогов, спустя 9 часов — 40%, а через месяц в их памяти осталось едва больше случайных 20% изученного.


Такое постепенное «исчезание» информации из памяти называется кривой забывания Эббингауза.


Практически половина материала «теряется» в первые 20 минут после запоминания, а уже спустя несколько часов в нашей памяти не остается и 50% информации. Говоря простыми словами, даже если ты решишь выучить целый учебник за день до экзамена, большая часть прочитанного забудется еще до входа в аудиторию.


После опыта со слогами Эббингауз провел еще ряд экспериментов, дополняющих теорию о забывании информации, и даже исследования ученых XXI века подтверждают сформулированную им концепцию.


Что влияет на механизмы забывания?


На процесс запоминания информации влияет множество разных факторов — и дело здесь не только во времени, прошедшем с момента заучивания.


Дело в том, что, когда мы учим материал в реальной жизни, в дело вступает еще один важный игрок — мышление. У участников эксперимента, проводимого Эббингаузом, не было необходимости думать: слоги, предложенные им для заучивания, не были связаны между собой и не имели ровным счетом никакого смысла.


Когда мы пытаемся выучить материал для жизни, работы или экзамена, то неизбежно подключаем и другие области мозга, так что на запоминание начинают влиять и некоторые сторонние факторы.


Во-первых, изучаемая информация должна иметь смысл. Запомнить рандомный набор слогов или цифр, как это было в эксперименте немецкого ученого, не так уж и просто, а вот выучить вполне понятные предложения об историческом событии не составит такого большого труда.


Во-вторых, в изучаемом материале должна быть связь и логика. Если мы можем провести связи между отрывками информации, которые нужно запомнить, информация усвоится гораздо легче. Кстати, на процесс запоминания также влияют ритм и рифма — они сильно облегчают заучивание.


И в-третьих, то, что предстоит выучить, должно быть тебе близко и приятно (по возможности). Вспомни, как легко запоминаются понравившиеся цитаты из книг или же строчки любимой песни. Та же логика работает с другим материалом: если тебе нравится изучать тему, информация будет запоминаться легче.


Чем меньше условий из перечисленных выше выполнено, тем быстрее материал «упорхнет» из памяти.


Преподаватели Сотки стараются совместить все эти пункты, объясняя материал на занятиях. Мы делаем темы из кодификатора осмысленными, логичными и интересными — ведь именно так у каждого ученика будет шанс их запомнить! Записывайся на пробное занятие в Сотке уже сейчас и изучай материал с нами.

Почему забывать полезно?


С современной техникой такое случается редко, но тем не менее, такая аналогия будет самой близкой. Представь, что твой компьютер или телефон перегружен: в нем открыто множество вкладок, фотопленка переполнена бессмысленными фотографиями и видео, на него бесчисленно сыпятся звонки и сообщения, а приложения то и дело «подскакивают» от новых уведомлений.


То же самое происходит с нашим мозгом. Ежедневно он обрабатывает тонны поступающей информации, успевает подумать и о бытовых вопросах, и об учебе, и о дне рождения друга, и о смысле жизни. Вот только далеко не все те предложения, что проносятся в нашей голове в течение дня, нужно сохранять.


Возможности нашего мозга, как и возможности любого из гаджетов, ограничены. Даже если мы будем сутками работать над улучшением памяти и станем тем самым айфоном с емкостью памяти 1 Тб, вряд ли в маленькую человеческую голову поместятся все знания мира — да и нужны ли они там?


Именно поэтому забывание становится своеобразной «волшебной таблеткой» для мозга: когда пространство памяти заполняется, организм запускает автоматический процесс «чистки». И первая в очереди на выход — информация, в которой мозг не видит смысла и которую мы используем крайне редко.


Как запомнить раз и навсегда?


Теория, разработанная Германом Эббингаузом, говорит не только о том, что существует некая кривая забывания, — но и о том, что эту кривую можно сломать. Если изучать материал правильно и… ну да, очень просто: не дать ему «выпорхнуть» из памяти, словно бабочка.


Остановить действие механизмов забывания можно при помощи повторения информации — но не рандомного, а по особой схеме:


  • первое повторение — сразу после заучивания;
  • второе повторение — через 20 минут после первого;
  • третье повторение — через 8 часов после второго;
  • четвертое повторение — через 24 часа после третьего.

Дальше повторять информацию можно один-два раза в неделю. Если ты используешь изученный материал часто, со временем он запомнится без особых усилий, а вот если информация лежит в памяти мертвым грузом, повторять ее придется достаточно часто.


Способы повторения информации


Проговорим на берегу: просто перечитывать материал — один из самых неэффективных способов запоминания. Но все-таки способ! Однако у нас есть для тебя кое-что получше — топ способов повторения изученной информации.


  1. Пересказ. Представь, что ты рассказываешь пройденную тему другу или даже учителю — а еще лучше, найди реального собеседника, которому можешь пересказать параграф!
  2. Ответы на вопросы. Найди вопросы, связанные с пройденной темой, или возьми задания, которые встречаются на экзамене — и вперед проверять полученные знания!
  3. Игра с карточками. Сделай карточки из бумаги или открой приложение Quizlet: на одной стороне карточки можно написать, например, термин, а на другой — определение. То же самое можно провернуть с историческими событиями и датами, авторами и их определениями, формулами и законами.
  4. Тестирование. Найди в интернете или в сборнике тест по изученной теме — и постарайся ответить на вопросы, не заглядывая в тетрадь или в учебник.
  5. Мнемотехники. Например, можно визуализировать пройденный материал или придумать интересную историю его на основе. Подробнее об этих техниках мы рассказывали в статье.

Теперь ты точно знаешь, как запомнить материал надолго! Помни про кривую забывания, повторяй материал регулярно и пользуйся техниками повторения информации.

Подписывайся на новости Сотки
рассказываем об акциях и присылаем промокоды
я согласен получать рассылку от Сотки