Как определить стихотворный размер?
Чтобы задаваться этим вопросом, не обязательно быть студентом филфака. Определение стихотворного размера — задание, которое встречается как на экзаменах по литературе, так и на обычных контрольных в школе. И порой от этого задания зависит наша жизнь. Ну, или как минимум оценка.
Что такое стихотворный размер?
Согласно определению, это порядок чередования ударных и безударных слогов в строке. Переводя на простой язык, это порядок ударений в строке, который создаёт ритм. Ведь именно благодаря ритму поэзия так легко читается.
Так как стихотворные метры основываются на ударениях, то и определяют их с их же помощью. Ударные слоги находят, считают и соотносят их количество с тем или иным размером.
На языке литературных обозначений ударные слоги в стихах обозначаются чёрточкой (–), а безударные — вывернутой вниз дугой (U).
Виды стихотворных размеров
В литературе выделяют 5 основных размеров, которыми может быть написан стих. Ты наверняка знаешь их названия: ямб, хорей, анапест, дактиль и амфибрахий. Но мы сделаем ещё проще — разделим весь этот список на две группы.
Двусложные размеры
Это стихотворные метры, в которых стопа состоит из двух слогов.
Стопа — это своеобразная структурная единица стиха. Сколько в строке ударений, столько в ней полных стоп.
Двусложных размеров всего два: хорей и ямб. Если стопа начинается с ударения, перед нами хорей, если заканчивается им — это точно ямб.
- Хорей: |–U|
- Ямб: |U–|
Трёхсложные размеры
Следуя всё той же логике, трёхсложные метры — это те, в которых ударения чередуются раз в три слога.
Если ударение падает на первый слог, перед нами дактиль. Если на второй — это амфибрахий, а если на третий — анапест. Всего три названия, можно запомнить их порядок с помощью слова «Дама»:
- Д – Дактиль: |–UU|
- Ам – Амфибрахий: |U–U|
- А– Анапест: |UU–|
Спондей и пиррихий
Скажем сразу: это не размеры, а скорее явления, которыми обозначаются отступления от установленного ритма.
Далеко не все поэтические строки вписываются в правильную и логичную систему стихосложения, о которой мы говорили выше. Русский язык очень мягкий и гибкий — и, из него, что называется, можно хоть верёвки вить.
Иногда стихотворные строки буквально льются звонким ямбом (или хореем), а иногда ударение… пропадает. В этом случае мы говорим о пиррихии.
Как может выглядеть пиррихий на литературной схеме: |U–|UU|U–|U–|
А иногда происходит наоборот: в стройной ямбической строке вдруг попадается стопа, в которой… нет безударного слога. Тогда мы говорим о спондее.
Как может выглядеть спондей на литературной схеме: |– –|U–|U–|U–|
Как определить стихотворный размер?
Вот мы и подошли к наиболее интересной и важной части — к практике.
Есть два популярных способа определения стихотворного метра: классический и креативный. Начнём с первого.
Способ 1. Считалочка
Суть техники очень проста: тебе нужно прочитать строку стихотворения так, словно произносишь вслух считалочку — чётко и разборчиво, выделяя каждое ударение и отмечая его. Давай вместе попробуем на примере со всем нам знакомой «Сказкой о царе Салтане».
Шаг 1: Читаем и выделяем сильные слоги:
ТрИ девИцы пОд окнОм
ПрЯли пОздно вЕчеркОм
Шаг 2: Составляем схему с обозначениями:
ТрИ девИцы пОд окнОм
— U — U — U —
ПрЯли пОздно вЕчеркОм
— U — U — U —
Получился двусложный размер с ударением на первый слог, при этом в каждой строке три полных стопы. Этот метр мы можем назвать трёхстопным хореем.
Способ 2. Ваня, Ванечка, Ванюша
Согласно этой технике, каждой из форм имени Иван соответствует один из стихотворных размеров. Смотри, как это работает.
Ваня — два слога, ударение на первом, |–U|. Это хорей.
Иван — два слога, ударение на втором, |U–|. Это ямб.
Ванечка — три слога, ударение на первом, |–UU|. Это дактиль.
Ванюша — три слога, ударение на втором, |U–U|. Это амфибрахий
Иоанн — три слога, ударение на третьем, |UU–|. Это анапест.
Каждое из этих имен ты можешь подставлять на место стопы и смотреть, какой вариант имени ближе к ударениям.
Например, с «Тучами» М. Ю. Лермонтова это выглядит вот так:
ТУчки небЕсные, вЕчные стрАнники,
ВАнечка, ВАнечка, ВАнечка, ВАнечка
– U U – U U – U U – U U
СтЕпью лазУрною, цЕпью жемчУжною…
ВАнечка, ВАнечка, ВАнечка, ВАнечка
– U U – U U – U U – U U
У нас получилась форма Ванечка — три слога с ударением на первый, при этом в каждой строке 4 полных стопы. Это стихотворение написано четырёхстопным дактилем.
Теперь, когда ты знаешь оба способа, ты можешь выбрать тот, который тебе больше понравится или запомнится, — а можешь использовать оба, чтобы быть уверенным в правильности ответа.
Если боишься, что все эти ямбы и хореи до экзаменов не получится запомнить, приходи в «Cотку». Поможем полюбить литературу и на изи различать размеры стихотворений! Подготовка будет в кайф.