Как научиться решать конфликты
«Не ссорьтесь!», «Уступи, будь умнее!», «Что вы из мухи слона делаете…» Помните эти фразы? Довольно долго считалось, что конфликтуют только невоспитанные люди. Однако в реальности умение отстаивать свои интересы — это важный навык, без которого в современном мире — никуда. Рассказываем, зачем нужны конфликты и как себя вести, чтобы они приносили только пользу!
Чем полезен конфликт?
С точки зрения многих людей (особенно пожилых!), конфликт — это плохо. Это ссора, которая может только навредить.
Но на самом деле конфликт — это просто способ решения возникающих противоречий, а не базарная склока.
Без конфликта невозможно взаимодействие людей. Мы не можем всегда и во всём быть согласны.
Когда наши интересы вступают в противоречие друг с другом — возникает конфликт.
Это как смешивание красок. Когда красная и синяя краска встречаются, они не могут не смешаться: обязательно получится новый цвет. Мы можем просто убрать одну из красок, но тогда рисунок получится плоским: только одним цветом рисовать скучно.
А вот при смешивании красок в разной пропорции могут получиться разные оттенки, которые сделают наш рисунок интереснее.
Так и с нашими интересами. Можно, конечно, уступить и отойти в сторону, но тогда отношения не получат развития и глубины, останутся поверхностными.
Смешение красок — конфликты — очень полезны при общении. И вот почему:
- В конфликте можно лучше узнать себя и других участников.
Себя — потому что в конфликте мы лучше всего понимаем, что для нас действительно важно. Других — потому что в конфликте человек раскрывается. Иногда с неприятной, а иногда — с неожиданно приятной стороны. - Решение текущих проблем.
Конфликт — естественный выход из трудной ситуации. Замалчивание проблем не приведет ни к чему хорошему, а вот их проговаривание и поиск решения помогут, и возможны только в конфликте. - Конфликт расширяет репертуар социального взаимодействия.
Мы учимся отстаивать свою точку зрения, настаивать на своем, подбирать аргументы, говорить на языке оппонента, уступать и так далее. Это совершенствует коммуникативные и личностные навыки. - Поддержка.
Когда мы вступаем в конфликт — мы защищаем свои границы. И люди, которые нас окружают, получают возможность нам помочь.
Как вести себя во время конфликта?
Представим ситуацию.
Маша и Вася — муж и жена. Маша хочет в субботу пойти в кино, а Вася настаивает, что лучше поехать с друзьями на шашлыки.
На примере Маши и Васи рассмотрим пять пять стратегий поведения во время конфликта.
Соперничество
Навязывание своей точки зрения тем или иным способом без учета мнения другой стороны.
Эта стратегия подходит, если времени на обсуждения нет, оппоненты не в равных позициях или вы точно знаете, что ваше решение — верное.
Маша и Вася ссорятся. Вася продавливает Машу и они едут на шашлыки.
Мама запрещает трехлетнему Саше бегать по шоссе, даже если он очень хочет: это пример соперничества.
Начальник приказывает подчиненным поставить в приоритет новую задачу, даже если они считают, что это решение неправильное.
Компромисс
Оппоненты идут на уступки друг другу, частично отказываясь от своих требований.
Подходит, если условия примерно равны или решение не столь критично, чтобы настаивать на его точном принятии.
Маша с Васей решили, что сегодня они поедут на шашлыки, но не на весь день, а до 16.00, а потом вернутся и посмотрят кино дома.
Приспособление
По сути, отказ от своих требований добровольно или вынужденно. Это обратная сторона соперничества: одна из сторон осознает свою неправоту, не готова развивать конфликт или понимает, что находится в позиции ниже, чем оппонент.
Вася с Машей поехали на шашлыки, потому что Маша не готова была спорить.
Подчиненные делают новую задачу, потому что начальство есть начальство.
Может быть эффективен, если вы приспосабливаетесь добровольно: например, вам важнее отношения, чем конкретный предмет спора.
Избегание
Уход от конфликта. При этом проблема никуда не пропадает: она либо угасает сама, либо потом возвращается, став крупнее.
“Ой, всё!” — сказал Вася и пошел в душ. Они с женой так и не решили, как провести семейный досуг, зато сейчас Васе не нужно ссориться.
При этом уклонение — отличная стратегия при случайных конфликтах или при конфликтах по не принципиальным вопросам.
Женщина в очереди начала стыдить маму трехлетнего Саши за мальчика, одетого не по погоде. Мама Саши просто ушла, чтобы не тратить силы на спор.
Начальник потребовал от подчиненных печатать отчеты другим шрифтом. Подчиненным этот вопрос не принципиален, так что они не стали тратить время на конфликты.
Сотрудничество
Самый лучший вариант, когда оппоненты объединяются против проблемы и вместе ищут лучшее решение.
Маша с Васей поговорили и выяснили, что Маша на самом деле хочет попкорна и провести время с мужем вдвоем, а Вася хочет на природу. В итоге ребята устроили пикник с попкорном в ближайшем парке и оба получили удовольствие.
Техники разрешения конфликта
Для начала есть свод правил поведения в конфликте, которого стоит придерживаться всегда.
- Слушайте оппонента. Дайте ему высказаться до конца, не перебивайте.
- Покажите заинтересованность в решении проблемы.
- Ищите компромиссы и предлагайте сотрудничество.
- Оставляйте возможность сохранить лицо. Даже если оппонент на 100% неправ, не указывайте на это прямо: мало кто способен признать неправоту, если на неё указали в лоб.
- Показывайте уважение к оппоненту.
А теперь рассмотрим специальные техники, которые помогут вам максимально эффективно решить любой конфликт.
1. «Я - высказывание».
Суть — говорить о себе и своих чувствах, а не о поведении оппонента.
Состоит из трех этапов:
Этап | Оценка | Оценка |
---|---|---|
1. Описание проблемной ситуации. Избегайте эмоционально- окрашенных выражений. | Когда ты берешь мои вещи, не спрашивая… | Когда ты хватаешь мои вещи, не удосужившись спросить… |
2. Описание чувств, вызванных ситуацией, от первого лица. Избегайте перехода на личности, выражайте недовольство ситуацией, а не человеком. | У меня чувство, что со мной не считаются. Меня это задевает | Я понимаю, что ты вообще меня не уважаешь! |
3. Описание того, что можно изменить. Говорите о действиях, избегайте приказного тона и угроз. | Я бы хотела, чтобы ты спрашивал меня, прежде чем брать что-то мое. Я, скорее всего, не откажу, просто мне важно, чтобы с моим мнением считались. | Не смей больше трогать что-то моё без разрешения! |
2. Активное слушание
Суть — помочь погасить конфликт и дать партнеру понять, что его желания и переживания услышаны и поняты.
Этапы:
Этап | Рекомендации | Пример |
---|---|---|
Уточнение | Используйте открытые вопросы (те, на которые нельзя ответить просто “да” или “нет”) | Что ты под этим подразумеваешь? Уточни, пожалуйста, вот этот момент… |
Парафраз | Переформулируйте мысль оппонента своими словами и повторите ему | Правильно ли я понимаю, ты имеешь в виду… Как я тебя поняла, ты… |
Отражение чувств | Обратите внимания на эмоциональное состояние собеседника и назовите его. Будьте наблюдательны, обращайте внимание на позу, интонацию и контекст. | Мне кажется, ты очень обижена… Понимаю, чувство беспомощности в этой ситуации естественно… |
Резюмирование | Вывод из основных мыслей говорящего и предложение решения или помощи | В итоге ты *чувство*, потому что *ситуация*. Как я могу помочь? Как я понимаю, твоя основная мысль – …. Могу предложить тебе…. |
3. GRIT
GRIT – «постепенное снижение напряжённости».
Задача — создать благоприятные условия для разрешения конфликта и перевести его в сотрудничество.
Ваша задача – открыто объявить о намерении примириться и решить проблему сообща. Для этого вы делаете небольшую одностороннюю уступку и выражаете надежду, что этот шаг вызовет ответную реакцию.
Если оппонент реагирует так же — делает уступку — вы снова уступаете. Такие уступки идут как бы по спирали, пока вы не договоритесь окончательно.
Уступки не должны быть для вас очень значимыми и показывать оппоненту вашу слабость, их задача — побыть “трубкой мира”.
Маша и Вася уже пару месяцев не могут договориться о совместном отпуске и досуге. Маша объявляет, что хочет помириться, и говорит, что в эту субботу она согласна заняться тем, чем хочет Вася. Вася радуется и в ответ предлагает ей выбрать досуг на воскресенье. Маша зовет Васю на его любимые шашлыки, Вася в ответ приглашает Машу вместе посмотреть её любимую мелодраму. Через три недели пара вместе сидит у компьютера и мирно выбирает место для семейного отпуска.
Конфликты — часть нашей повседневной жизни, и от этого никуда не денешься. Учитесь решать их правильно — и качество вашей жизни многократно возрастет.