Сетевой этикет: правила общения в интернете
Все знают, что нужно здороваться, когда куда-то приходишь, уступать места старшим и не приходить в гости без предупреждения. Но это всё в реальном мире. А что считается неприличным в интернете? Как не показаться невежливым, не нарушить никаких норм и выглядеть достойно в любом интернет-споре: рассказываем в статье.
Что такое сетевой этикет?
Сетевой этикет (сетикет или "нетикет", от англ. "netiquette") — система правил и рекомендаций для взаимодействия людей в онлайне.
Предназначение — такое же, как у этикета в реальной жизни: сделать взаимодействие между людьми безопасным, эффективным и не вредящим всем участникам процесса.
Что вообще такое — эффективное общение? Это такое взаимодействие между людьми, в котором собеседники правильно понимают другу друга и быстро достигают цели общения.
Соблюдение нетикета помогает избежать недоразумений, конфликтов и даже юридических проблем.
Правила могут быть разными при личном и деловом общении, в разных сообществах и разных системах интернета. Но существуют и общие рекомендации, которые следует соблюдать повсеместно.
Твои сообщения и посты — индикатор твоей образованности и уровня воспитания. И знай: интернет помнит всё (и фото Бейонсе этому свидетель).
Общие правила поведения и общения в интернете
1. Не забудь представиться и обращайся к незнакомым людям на «вы».
С “вы” — это общее правило вежливости: если вы не договаривались, не тыкайте незнакомым людям!
А при первом контакте нужно не только представиться, но и объяснить человеку, откуда у тебя его контакт и почему ты ему пишешь. Сообщения от незнакомых людей как правило игнорируются: в огромном потоке информации не хочется отвечать непонятно кому.
2. Пиши грамотно
“Мы жи ни на уроке рускава языка!”
Да, не на нем. Однако опечатки, ошибки, отсутствие запятых и точек мешают правильно понимать текст. Так ты заставляешь собеседника ломать голову над смыслом твоего сообщения, а это – пустая трата времени!
Важно: перечитай сообщение перед отправкой. Иногда автозамена творит ужасное, и лучше поправить ошибки и опечатки до того, как их увидит собеседник.
При этом к чужим ошибкам и опечаткам принято относиться снисходительно.
Даже самый грамотный человек иногда ошибается и в интернете, и в реальной жизни. Не будь граммар-наци: вместо разбора ошибок сосредоточься на сути беседы.
3. Не перебарщивай с эмодзи!
Как понять, что с эмодзи — перебор? Если:
- они стоят в середине предложения;
- их стоит несколько подряд;
- эмодзи заменяет слова в предложении;
- эмодзи использованы в деловой переписке.
4. Не дроби сообщения!
“Саш
привет
хочешь сегодня
в кино
на мстителей
?”
Не надо так! По двум причинам:
- это приводит к путанице: тебе начинают отвечать, когда мысль еще не закончена;
- постоянные уведомления действую на нервы.
Не провоцируй хаос, сначала сформулируй мысль целиком, а потом уже отправляй сообщение.
5. Не используй CapsLock
НЕ ОРИ НА МЕНЯ!
Да-да, текст, написанный большими буквами, воспринимается как крик. Если захлестывают эмоции — можно использовать средства выразительности вроде сравнений или метафор, а в некоторых мессенджерах — инструменты форматирования текста: жирный или курсив.
6. Уважай чужое время
Да, в сети можно общаться синхронно: мгновенно получать ответ на сообщения. Но нужно помнить, что собеседник в процессе общения может быть занят своими делами.
Поэтому:
- Не пиши никому ночью (если вы об этом не договаривались). Даже самые срочные вопросы могут подождать до утра. А если боишься забыть то, что хотелось сказать, воспользуйся функцией отложенных сообщений (в некоторых мессенджерах она есть).
- Не требуй немедленного ответа. Нет ничего ужаснее, чем серия сообщений “Ну как?”, “Что решил?”, “Почему не отвечаешь???!”, высланных с разницей в 30 секунд.
- Если сейчас день, вопрос требует немедленного решения, и вы договаривались, что собеседник тебе ответит — позвони. Это лучше, чем бомбить человека сообщениями.
- Не задавай простые вопросы до того, как попробуешь найти ответ самостоятельно. Золотое правило: сначала загугли, потом спрашивай! Когда хочешь выяснить что-то вроде “Кто написал “Войну и мир”?” — не надо писать подруге, которая сдает ЕГЭ по литературе.
7. Уважай чужую личную информацию
Всё что попало в интернет, остаётся там навсегда.
Фотки и видео можно скачать, комментарии и посты — сохранить в форме скриншота. Держи эту возможность в голове в отношении своих и чужих данных. Не выкладывай в сеть адрес, данные карточек, номер телефона и тому подобные данные.
8. Не спамь
Приглашения в игры и приложения, на акции и мероприятия групп, на которые вы подписаны, рассылка поздравительных открыток, пересылка “писем счастья” и все подобные штуки — это спам, который не несет собеседникам ни смысла, ни пользы.
Избавь людей от этого!
9. Осторожнее с лайками и репостами
Некоторый контент может казаться тебе забавным или жизненным, но при этом попадать под правовое регулирование РФ. Не размещай и не лайкай посты, которые могут тебя скомпрометировать: на тему терроризма, национальностей, религии. Будет совсем не весело попасть на скамью подсудимых из-за “забавного” мема.
11. Не отправляйте голосовые сообщения или видео без договоренности
В голосовых и видео как таковых нет ничего такого: иногда это даже удобно.
Но получать их внезапно, особенно если ты не готов их слушать, просто ужасно.
У собеседника может не быть наушников. Он может быть занят чем-то другим, вокруг шумно — да и просто прочитать сообщение может быть быстрее, чем прослушать его.
Так что перед тем, как отправить голосовое, спроси, удобно ли собеседнику сейчас его послушать.
Сетевой этикет в деловой переписке
Деловая переписка бывает не только по работе. К ней относятся любые сообщения не родственникам и друзьям.
То есть к деловой переписке относятся сообщения:
- начальнику;
- педагогу;
- любым официальным организациям;
- магазинам;
- соседям в соседском чате.
При этом неважно, где вы переписываетесь: через почту, мессенджер или СМС — правила будут одинаковыми.
Помимо основных правил, о которых мы уже сказали выше, в деловой переписке:
- Проверяй, кому отправляешь письмо.
Частая история, когда человек путает личный и рабочий чат, отправляет сообщение другому человеку или отвечает на рассылку всем её участникам. Так что перед отправкой сообщения не поленись проверить адресата! - Избегай голосовых.
В деловой коммуникации этот формат вообще неуместен: тяжело искать по сообщениям нужную информацию, а чтобы вспомнить, о чем шла речь, приходится переслушивать весь разговор. Если тебе проще пообщаться голосом – позвони. - Не используй эмоджи.
В деловой переписке им не место. - Не торопи.
В деловой переписке нормальный срок ответа на сообщение — сутки. Раньше чем через 24 часа собеседника беспокоить не стоит (конечно, если вы не договаривались связаться в конкретное время). - Не оставляй сообщение в непрочитанных.
Если не можешь ответить прямо сейчас по сути вопроса — так и напиши. Краткий отклик “Сейчас занят, отвечу позже” — уже покажет твою заинтересованность и деловой подход. Лучшим вариантом будет указать, в какой промежуток времени ждать ответ: “Сейчас не могу, отвечу около 14.00”. Только не забудь и впрямь ответить в обозначенное время!
Правила сетевого этикета для личной переписки
Личная переписка — это переписка с родственниками и близкими друзьями.
К общим правилам тут прибавляется всего два:
- Договаривайся об условиях переписки.
Возможно, бабушка горит желанием получать открыточки с поздравлениями, хотя тебе кажется, что это спам. А лучшая подруга будет рада забавным мемам среди ночи. Не превращай личную переписку в официальную: просто общайся так, чтобы было комфортно всем участникам взаимодействия. - Не обижайся без повода.
В сети часто возникает недопонимание: текст не передает наших интонации, мимики и жестов. Поэтому прежде чем злиться и расстраиваться, созвонись и уточни, что человек имел в виду.
Правила сетевого этикета для общения в сообществах
Когда ты общаешься в каком-то канале, чате или группе — к соблюдению общих правил сетикета добавляются еще и правила сообщества.
Не воспринимай их, как цензуру: они написаны только для того, чтобы сообщество оставалось источником эффективного взаимодействия, а не утопало в конфликтах.
И еще три важных момента:
- Не корми троллей. Когда тебя провоцируют на агрессию, просто игнорируй человека: он кормится негативными эмоциями. Переубедить его ты не сможешь, а нервов потратишь массу.
- Не переходи на личности. Спорить можно о каком-то событии или предмете, но обсуждать автора сообщения или поста, а уж тем более оскорблять его — дурной тон. Кстати, в личном общении это работает так же.
- Не перетягивай внимание на себя. Старайся не сворачивать любое обсуждение на тему себя. “Все это классно, а вот у меня” — признак плохого воспитания.
В нашем сообществе подготовки к ЕГЭ и ОГЭ — комфортная и классная атмосфера. В Сотке ты получишь поддержку и с удовольствием будешь изучать все нужные для экзаменов темы. Записывайся на бесплатный вводный урок.
Сетевой этикет на видеоконференции
После коронавируса общение по видео стало действительно распространенным. Но и в нём есть свои правила сетикета. Кстати, они наиболее близки к реальным!
- Проверь настройки камеры и микрофона.
Представь: беседа началась, а кто-то из участников все еще занимается настройкой и всех задерживает. Вот так вот — не надо!
Если созвон ведется в новом приложении, заранее установите его. Опять же — чтобы не тратить время других участников. - Проверь внешний вид и задний план.
Причешись. Оденься хотя бы в футболку вместо пижамы. Убери с фона мокрое белье и грязную посуду. И надень что-нибудь на ноги: ситуации, когда человек приподнимается со стула и демонстрирует всем свое нижнее белье уже стали мемом! - Позаботься об отсутствии помех.
Предупреди домашних, чтобы не шумели и по возможности не влезали в кадр. - Когда молчишь — выключай микрофон: шумы из твоего окна или внезапный ремонт у соседей могут очень помешать говорящим!
- Не ешь во время созвона: не всем комфортно общаться, когда кто-то жует или пьет чай. В случае долгого созвона предупреди и выключи микрофон с камерой: так ты будешь слышать информацию, но никому не помешаешь.
- Если участников много — подними руку перед тем, как сказать. В некоторых сервисах для этого есть специальная кнопка. Это поможет не путаться и не перебивать друг друга.
Важно понимать, что сетевой этикет постоянно меняется — с развитием технологий и способов передачи информации. К тому же он может быть разным в разных онлайн-пространствах. Поэтому в спорных ситуациях можно спросить о приемлемом формате общения у собеседника или просто руководствоваться нормами обычного этикета.