18 апреля 2024
1
477

Поколение Z

Про теорию поколений хоть мельком, но все, наверное, слышали. Беби-бумеры, миллениалы, все такое. В статье расскажем, кто такие зумеры, чем они кардинально отличаются от других поколений и как с ними общаться.

1
477

Что такое поколение Z или кто такие зумеры?


Сначала расскажем про теорию поколений.


Вкратце, жили-были американские исследователи Уильям Штраус и Нейл Хоув. Однажды на какой-то конференции в Вашингтоне они встретились, поговорили и решили, что в жестоком научном мире надо держаться вместе. В 1991 году появилась их первая совместная книга «Поколения», вызвавшая фурор.


По этой книге поколение — это общественная группа людей, родившихся в один хронологический промежуток времени, которые росли в аналогичных условиях.


Ученые выделяли множество поколений, но в контексте статьи нам интересно четыре последних.


  • Поколение бэби-бума – B — 1944-67 г.р – люди, выросшие без интернета; поколение подъема, послевоенное поколение. Сейчас эти люди почти пенсионеры и пенсионеры.
  • Поколение X —1967–84 г.р. «потерянное поколение», индивидуалисты, прагматики. Это зрелые взрослые люди.
  • Поколение Y, или Миллениалы —1984–2000 г.р., активные, оптимистичные, быстро освоившие новые информационные горизонты. Сейчас большая часть миллениалов — молодые родители.
  • Поколение Z, о котором наша статья — 2000-2015 г.р. – первое поколение, с рождения окруженное гаджетами и с рождения имеющее интернет. Старшим уже больше 20 лет.

А зачем вообще нам эти поколения? Дело в том, что часто между разными поколениями возникают принципиальные непонимания. Зная теорию поколения, гораздо проще понять и старушку в очереди, и молодых ребят, тусующихся в ТЦ.


Чем отличается поколение Z?


Поколение Z, или, иначе, зумеры — это последнее поколение на данный момент. Его принципиально отличие от предыдущих — полная информатизация и глобализация. Эти люди родились в век интернета и соцсетей. Быстрый обмен сообщениями и сенсорные экраны для них норма жизни.


Давайте посмотрим, какие ещё особенности отличают их от остальных поколений.


Особенности мышления


Клиповое мышление.


Из-за обилия информации вокруг зумеры мыслят фрагментарно, и информацию воспринимают дозированно. Статистика говорит, что для понимания ценности / бесполезности информации зумерам достаточно 8 секунд.


Для предыдущих поколений это минус: зумеры не могут сосредоточить внимание, объяснять им что-то сложное долго очень тяжело.


С точки зрения зумеров это большой плюс: они буквально за 8 секунд понимают, стоит ли им тратить время на предлагаемую информацию. Выключая ненужное видео или абстрагируясь от нудного совещания зумеры экономят себе массу сил и времени.


Любознательность.


В том случае, если информация кажется представителю нового поколения интересной, он очень быстро найдет по этой теме всё стоящее. Ребята из поколения Z легко увлекаются. Если завлечь их в начале чем-то любопытным, то они с удовольствием погрузятся в тему, найдут дополнительные материалы и быстро станут экспертами.


Слабая память.


Тут всё просто: зачем учиться запоминать горы информации, когда под рукой всегда есть 1-2 карманных компьютера с доступом ко всем знаниям человечества? Гораздо важнее уметь быстро найти информацию, отделить реальную от фейковой и правильно её применить.


Сложности с выбором.


Глобализация дала им возможность на много шагов вперед выстраивать свою жизнь. Они видят перед глазами не только примеры людей, живущих по соседству, они могут наблюдать вообще всех.


Поэтому они обычно точно знают, как они жить не хотят: не хотят пахать годами на одном месте, не хотят долго и нудно идти к цели.


При этом им очень тяжело сформулировать, как они хотят: успешных примеров масса, а невозможность попробовать себя вообще во всем приводит к нереализованным амбициям и иногда даже депрессии.


Практичность.


Иногда вгоняющая в ступор представителей старшего поколения. Зумеры не мыслят категориями «как принято» — ведь они видят, что «принято» у всех своё. Поэтому они всегда стараются извлечь личную выгоду. Это и плюс (часто зумеры начинают самостоятельно себя обеспечивать и обзаводятся полезными связями еще в подростковом возрасте), и минус (нередко их заносит, и тогда мы наблюдаем отсутствие моральных границ).


Образ жизни


Вовлеченность.


Привычная среда обитания — интернет. Они в сети постоянно. При этом не то чтобы зумеры оторваны от реального мира — нет, они умудряются находиться в двух мирах одновременно.


Низкая стереотипность.


Не склонны вешать ярлыки на других людей. Не ценят семью саму по себе (точно не станут сохранять брак ради детей или ради приличия), только близкие отношения и поддержку. Не подвержены и гендерным стереотипам (иногда из-за этого возникают трудности с гендерной идентичностью).


Замкнутость.


Многие не испытывают потребности в живом общении, полностью заменяя его виртуальным. Качество жизни при этом не теряется. Но это все равно риск: крайняя степень замкнутости приводит к социофобии, зависимости от гаджетов и болезням.


Быстрое взросление.


Игрушки быстро становятся им неинтересны. Уже в детстве они разбираются в информационных технологиях лучше родителей, младшие школьники способны помочь родителям с выбором нового смартфона.


Ведение личного блога — соцсетей.


Почти каждый зумер так или иначе транслирует себя в социальных сетях. Причем это начинается еще в дошкольном возрасте. Дети ведут блоги, пробуют себя в роли экспертов, снимают обзоры и розыгрыши. Отсюда две следующих особенности:


Высокая конкуренция.


Когда вокруг тебя море таких же людей, как ты, разной степени успешности, ты стремишься выделиться.


Ранний заработок.


Зумеры подходят ко всему с позиции выгоды, поэтому свои личные блоги стараются монетизировать. Подростки, которые зарабатывают в разы больше родителей — уже реальность.

При этом зумеры не стремятся к работе в крупных структурах, предпочитая личные проекты и стартапы. Как работники они делают все быстро, но только пока им интересно, легко меняют место работы и ожидают быстрого роста и результатов.


Ценности


Время.


Девиз зумеров: «Успей взять от жизни всё!»

Деньги сами по себе им не интересны, зумеры не умеют копить. Финансовое благополучие — не самоцель, а только средство для получения благ и классного проведения времени. Человек из поколения Z стремится к максимальной продуктивности и часто жалеет, что приходится тратить время на сон.


Свобода.


Особенно личная. Право выглядеть так, как хочется, говорить то, что хочется и отстаивать свои личные границы — это право зумеры не отдадут никому.


Здоровье.


Вредные привычки больше не в тренде. Зумеры ценят свое тело, свой разум и свою психику. Они могут вести здоровый образ жизни, прокачивают осознанность и стараются беречь себя от чрезмерных нагрузок: как физических, так и моральных.


Самообразование.


Большинство зумеров — самоучки. Они не видят смысла в длительном фундаментальном образовании, предпочитают самостоятельный поиск информации или короткие, но эффективные курсы. В престижный университет зумер пойдет разве что ради корочки или по настоянию строгих родителей, и, если найдет способ потратить время гораздо выгоднее — без колебаний бросит вуз.


Как общаться с поколением Z


Учитывая все особенности, перечисленные выше, мы составили набор рекомендаций. Вот он:


  • Не лишайте их доступа в интернет. Для любого представителя поколения Z лишение интернета равно лишению слуха или зрения: они живут в сети.
  • Пишите, а не звоните. И делайте это в мессенджерах, в не в электронной почте: так у вас будет шанс получить ответ.
  • Не давите, а сотрудничайте. Авторитарный подход «Есть слово «надо», потому что я так сказал!» не подойдет: зумер расстанется с таким начальством или устроит саботаж. Поэтому лучше создать возможность для обмена мнениями, самовыражения и участия в принятии решений.
  • Будьте прозрачны. Кто бы вы ни были — родители, учителя, поставщики товаров — давайте зумерам четкую и понятную информацию, и вас будут любить.
  • Транслируйте ценности. Зумеры выбирают людей и товары именно по ценностям, ищут «своих». Тех, кто скрывает свои убеждения и не готов делиться, избегают.
  • Не повышайте голос и не критикуйте. Это не мотивирует поколение Z, а наоборот: они разочаровываются в вас, в задании, теряют интерес и уходят. Будьте вежливы и тактичны, а если видите ошибку — укажите на неё в формате экологичной критики.
  • Учитывайте индивидуальность. Они не хотят быть как все, поэтому подход «все так делают» не сработает. Дайте им возможность проявить и выразить себя.
  • Не тратьте их время. Долгие объяснения зумер пропустит мимо ушей. Ему подойдет короткий формат: серия быстрых видео, коротких постов, забавных инструкций.
  • Дайте возможность креативить (и развивайте креативность в детях). Если раньше всех интересовала стрессоустойчивость, то время зумеров — это время творческого подхода к любой задаче.

Представители поколения Z по всему миру похожи друг на друга и не похожи на предыдущие поколения. Их это не волнует — они строят будущее. В их свободе, творчестве и скорости жизни нет ничего плохого — просто так меняется мир. Мы в СОТКЕ учитываем особенности нового поколения, так что все занятия сделаны увлекательно, со сменой деятельности и с творческим подходом. Проверьте сами — запишитесь на пробное занятие!

Подписывайся на новости Сотки
рассказываем об акциях и присылаем промокоды
я согласен получать рассылку от Сотки