22 апреля 2024
0
117

Клиповое мышление: что это, как избавиться

«О боже, современное поколение не умеет читать книги, постоянно отвлекается, смотрят только тик-ток и шортсы…Все это ваши соц сети, у детей поголовно клиповое мышление!...» Мы уверены: все родители слышали об этой проблеме и готовятся бороться с ней с раннего детства. Только вот надо ли с ней бороться? Рассказываем, что такое «клиповое мышление», в чем его опасность и что вообще делать современным родителям.

0
117

Что такое клиповое мышление?


По простому, клиповое мышление — это способность воспринимать информацию только через короткие и яркие образы.


Корень «клип» как бы намекает: термин произошел от английского clip, которым называют в мире короткие видеоролики.


При этом научного обоснования вы нигде не найдете: явление настолько молодое, что никаких серьезных нейрофизиологических и психологических исследований еще просто нет.


Но при этом уже определены некоторые особенности клипового мышления:


  • языковой минимализм (отсутствие многообразия речи, стремление передать суть, объединение разных понятий одним словом)
  • обращение к воображению, а не к логике (преимущество всегда будет у яркого образа, а не у сути явления или объекта)
  • восприятие информации через короткий формат (короткий пост вместо книги, минутный ролик вместо часовой лекции)
  • способность быстро переключаться с одной информации на другую
  • поверхностное восприятие информации, без погружения

Ну как, узнаете подростков?


Конечно, такое поверхностное восприятие информации очень беспокоит родителей и педагогов. Ведь мы как раз из поколения, которое любит длинные фильмы, читает книги и старается анализировать события. Поэтому культура клипового мышления нам не понятна (чего стоит возмущение короткими рекламными роликами или стремление запихать всю информацию в сториз вместо нормальной статьи).


При этом мозгу на клиповое мышление перестроиться очень легко — ведь разрозненная информация буквально окружает нас. Лента в любой соцсети пестрит короткими постами с выделенными важными мыслями (чтобы было проще выхватить главное).


Видеохостинги пестрят короткими роликами по 1-3 минуты.


Даже телевизор и радио переходят на короткие форматы: вот рассказывают про новости, затем дают рекламу, а потом показывают короткую (минут на 30) серию очередного сериала.


Мозг привыкает просто поглощать информацию, не осмысляя её: ведь на осмысление нет времени. Мы смотрим видео, пишем комментарий и идем к следующему посту.


Такой способ подачи информации провоцирует клиповое отношение к жизни, когда мир воспринимается не целостно, а как последовательность неких бессвязных событий.


Человек с клиповым мышлением жаждет обновления информации. Руки сами тянутся проверить новости во «ВКонтакте», посмотреть истории в Instagram, попереключать вкладки в браузере или початиться.


Опасность клипового мышления


Не просто так старшее поколение бьет тревогу. Обладатели клипового мышления действительно имеют серьезные трудности:


  • Плохая концентрация внимания. Тяжело сосредоточиться на чем-то одном, а значит, тяжело делать домашку, слушать на уроках и заниматься бытовыми делами.
  • Трудности с построением логических связей. Чтобы понять логику, нужно уметь воспринимать полную цепь событий. А с клиповым мышлением сделать это невозможно: мозг воспринимает только маленькую часть.
  • Высокая внушаемость. Человеку с клиповым мышлением легко внушить что угодно: определенные политические взгляды, какую-то мысль или идею. Достаточно надавить яркими образами на эмоции. За счет этого искажаются факты, и человек может полностью неверно воспринимать происходящие события.
  • Низкая эмпатия. Так как ярких и эмоциональных образов много, человеку с клиповым мышлением тяжело отличить реальную трагедию от очередной картинки. Мозг ставит на один уровень трагические события и отмену концерта. Кроме того, из-за клипового мышления люди быстро переключаются: сегодня трагедия для них — это событие, но через пару дней они уже забывают о ней.
  • Низкая успеваемость. Так как клиповое мышление в основном присуще школьникам, естественно, оно приводит к плохим оценкам. Ребенок не может прочитать и осмыслить заданную книгу, не способен сосредоточиться на сложной теме, не может выучить и воспроизвести термины.

С таким списком опасностей возникает логичный вопрос: что делать?


Как бороться с клиповым мышлением?


Способы есть. Все они требуют внимания к проблеме, регулярных занятий и настойчивости — как раз того, чего людям с клиповым мышлением не хватает. Вот примерный список общих рекомендаций:


  • Читайте художественную литературу. Найдите интересные произведения. И читайте не механически, а осмысленно. Можно обсуждать каждую главу: что делали герои, почему они это делали, к чему это может привести?
  • Дискутируйте. Выберите тему для беседы и обсуждайте её. Находите аргументы и контраргументы, старайтесь логически связывать свои мысли.
  • Пишите сами. Это могут быть рассказы, стихи, сказки, изложения и сочинения. Прокачивайте навык письменной речи: на письме лучше видно отсутствие логики и структуры в рассказе. Дайте кому-нибудь прочитать ваше творчество, обсудите его.
  • Устраивайте цифровой детокс — время без гаджетов. Как это сделать — мы уже писали здесь.

Если вы замечаете клиповое мышление за ребенком, в дополнение к этим действиям попробуйте:


  • Обсуждать день. Пусть ребенок расскажет о событиях дня связно и понятно. Задавайте вопросы о причинах и мнении ребенка, внимательно слушайте аргументы. Старайтесь, чтобы разговоры с ребенком не были бессодержательными.
  • Обсуждайте книжки и мультики. Будем реалистами: полностью убрать мультики из жизни ребенка почти невозможно. Зато вполне реально после пары серий устраивать обсуждения героев, их действий и мотивов.
  • Играйте в логические игры и игры, развивающие словарный запас.
  • Помогайте ребенку сосредоточиться на одной задаче. Не допускайте отвлекающих факторов. Делает уроки? Уберите телефон. Убирает комнату? Не спрашивайте, что готовить на ужин.

Самое важное: старайтесь компенсировать недостатки, но не теряйте достоинства.

Да-да. При всех недостатках клипового мышления есть и плюсы. Например:


  • Способность быстро переключаться с одной задачи на другую;
  • Навык моментально оценивать пользу информации;
  • Мозг сложнее перегрузить обилием информации;
  • Умение быстро реагировать и принимать решения;
  • Тренировка быстрого анализа ситуации в условиях недостатка данных.

Без этих навыков в современном море информации достичь успеха практически невозможно. Поэтому не пугайтесь, если после Достоевского ребенок все же решит полистать ленту: ничего страшного в этом нет!


Подписывайся на новости Сотки
рассказываем об акциях и присылаем промокоды
я согласен получать рассылку от Сотки