Вводные слова

Что такое вводные слова?
Итак, вводные слова – это особая синтаксическая конструкция или особые слова в предложении, которые не являются членами предложения, но несут на себе эмоциональную или информационную окраску.
Звучит сложно, но на самом деле всё проще, чем кажется. Сейчас мы разложим все вводные слова на разряды, а затем выделим их основные признаки.
Разряды вводных слов
1. Степень уверенности, предположения или допущения:
Эти слова самые часто употребительные, ты их узнаешь самыми первыми. Каждый из нас часто выражает ту или иную степень уверенности или неуверенности, сомнения и соображения по какому-либо делу.
Список слов: несомненно, безусловно, однозначно, может статься, конечно, разумеется, может быть, допустим, возможно, вероятно и так далее.
Примеры:
Я, несомненно, выучу эту тему!
Возможно, будет не так легко.
Однако у меня, конечно, всё получится!
2. Выражение эмоций, чувств и оценки происходящего:
Первоначальная задача вводных слов – эмоциональность, выражение конкретных чувств радости, удивления, сожаления, страха, стыда, а также обозначение событий с точки зрения говорящего.
Список слов: к счастью, к удивлению, к моему стыду, к моему восторгу, на беду, неровен час, на радость, к сожалению, не дай бог, слава богам, к всеобщей радости, к ужасу, к несчастью, того и гляди и так далее.
Примеры:
К нашему несчастью, физику не отменили.
Не дай бог, мы будем писать контрольную.
На беду, в кабинет зашёл директор.
3. Обыденность, обычность происходящего:
Тут всё проще некуда – чем обычнее проходит день, тем нейтральнее будут используемые вводные слова.
Список слов: Бывало, обыкновенно, случалось, как всегда, как правило, по обыкновению, как обычно, по обычаю и так далее.
Примеры:
Бывало, я забывал сменку дома.
Я, по обыкновению, позавтракал хлопьями с молоком.
Мои друзья, как обычно, позвали меня вечером гулять.
4. Вводные слова, указывающие на источник сообщения:
У нас есть информация, у нас есть её источник, если мы хотим его указать, то используем их. Также они могут нам помочь перевести прямую речь в косвенную.
Список слов: по мнению экспертов, по оценке ученых, по словам премьер-министра, по сообщению корреспондента, на мой взгляд, по-моему, по-вашему и так далее.
Примеры:
Эти помидоры, по мнению экспертов, станут самыми урожайными в этом году. – Эксперты: «Эти помидоры станут самыми урожайными в этом году».
На мой взгляд, это платье немного скучное.
По словам корреспондента, сегодня будет проведено экстренное собрание. – Корреспондент: «Сегодня будет проведено экстренное собрание».
5. Связь мыслей и последовательность изложения:
Если вы хотим подвести несколько мыслей под одну тему или просто связать их общей идее или целью повествования, то на помощь придут эти вводные слова.
Список слов: во-первых, во-вторых, в-третьих, следовательно, стало быть, напротив, наконец, в частности, в первую очередь, таким образом, соответственно, значит, с одной стороны, прежде всего, сверх того и так далее.
Примеры:
Во-первых, это моя тетрадь. Во-вторых, это мой пенал. В-третьих, это мой портфель.
Прежде всего, стоит посоветоваться с родителями.
Учитель не пришёл на урок, следовательно, можно идти домой.
6. Замечания о стиле речи, способе изложения мысли:
Эти словами мы можем уточнить кое-то высказывание или изменить её в глазах слушающего: упростить или усложнить.
Список слов: иными словами, мягко говоря, прямо говоря, точнее выражаясь, грубо выражаясь, с позволения сказать, вернее сказать, собственно говоря, короче, словом, одним словом и так далее.
Примеры:
Иными словами, я пришёл поздно.
Я, с позволения сказать, граф.
Мы опоздали, точнее выражаясь, сильно опоздали.
7. Вводные слова, привлекающие внимание собеседника:
Выходите к доске или на сцену и как-то нужно привлечь внимание окружающих людей или обратить внимания на определенную часть прделожения.
Список слов: понимаешь, знаете ли, видите ли, поверишь ли, гляди, послушайте, вообразите, признайтесь, если хочешь знать, сделайте милость, подчеркиваю, заметьте, что существенно, что еще важнее.
Примеры:
Вообразите, удивительный мир из домашнего задания.
Курица ещё в морозилке, что ещё важнее, дома нет соли.
Сделайте милость, выключите свет.
Признаки вводных слов
Вводные слова хоть и являются частью предложения, но их нельзя отнести к какой-то конкретной группе членов предложения по типу: дополнения, определения или обстоятельства. Есть пара важных пунктов, которые и отличают вводные слова от других.
1) Они несут эмоциональную или информационную окраску, но если их убрать, то смысл предложения не поменяется;
2) К ним, в отличие от других членов предложения, нельзя задать вопрос;
3) Они не выполняют определённой синтаксической роли и могут свободно стоять в любом месте предложения.
Примеры:
Мая, без сомнения, – лучшая ученица в классе. – Мая без сомнения взялась за эту задачку.
Если мы сравним два эти предложения, то при сопоставлении 3 описанных выше пунктов мы придем к выводу, что в первом предложении к слову нельзя задать вопрос, а во втором можно – «как?». Также в первом предложении нельзя определить, что это за член предложения, тогда как во втором это обстоятельство. Плюсом ко всему, если мы первое предложение перепишем:
Мая – лучшая ученица в классе: то существенно смысл не изменится.
Знаки препинания при вводных словах
Вводные слова при любых обстоятельствах выделяются знаками препинания: если они стоят в конце или начале, то одним знаком, если в середине, то двумя. Однако это могут быть не только запятые, но ещё и скобки или тире.
Также при особом эмоциональном фоне вводное слово может выделяться восклицательным знаком, однако если он имеется, то после основных знаков препинания, последующее слово пишется со строчной буквы.
Примеры:
Фильм, к сожалению, был не таким интересным.
К сожалению, фильм был не таким интересным.
Фильм (к большому сожалению!) был не таким интересным.
Вводные слова, в конце концов, оказались не такой уж и сложной темой, а чтобы точно их запомнить, пройди этот небольшой тест на проверку знаний.
Проверь себя
1. Возможно…я не так уж плохо себя вёл.
а) –
б) ,
в) !
2. По словам нашего учителя химии, мы все справились с контрольной на «отлично». (Определи разряд вводного слова)
а) указание на источник сообщения
б) привлечение внимания собеседника
в) связь мыслей в предложении
3. Мои книги – какой кошмар! ... разбросаны на полу.
а) , оказались
б) – Оказались
в) – оказались