Конкуренция

cover
5749
Конкурсы, олимпиады, соревнования… Конкуренция в жизни преследует нас с детства. Но есть и более серьезная конкуренция: экономическая. О том, зачем она нужна и какая бывает, расскажем в нашей статье.
29 декабря 2023 г.
Содержание статьи

Что такое конкуренция

Конкуренция — это соревнование между различными индивидами, организациями, фирмами или группами на рынке ради достижения одной для всех цели: за лучшие условия производства и купли-продажи.


Проще говоря, несколько компаний или людей, которые производят определенные товары, борются за покупателей. При этом успех одного конкурента всегда означает неудачу для других. 


Это логично: если ты выигрываешь олимпиаду, её уже не может выиграть кто-то другой. В экономике так же. 


Конкуренция — это ключевое понятие в экономике. Она влияет на цену, на качество товара, на улучшение товаров и услуг, появление инноваций и качество обслуживания. 


Чтобы понять, почему, просто представь мир, в котором конкуренции нет: всех товаров всего по одному виду. Не с кем конкурировать — незачем улучшать товар — незачем ограничивать рост цен: покупатели всё равно купят товар, если другого не будет. 

Можешь расспросить бабушек и дедушек, задумывались ли они о качестве товара или услуги во времена дефицита товаров в СССР.

Понятие конкурентоспособности

Конкурентоспособность — это сравнительная оценка свойств товара. 


Другими словами, это то, насколько конкретный товар лучше или хуже аналогичных на рынке. 


Как только у покупателя появляется выбор — появляется и конкурентоспособность. 

Пример: 

Тебе нужны новые кроссовки. Ты приходишь в торговый центр и выбираешь из множества разных пар: по внешнему виду, удобству, цене, качеству. 

Кроссовки, из которых ты выбираешь, конкурентоспособны. Если бы конкуренции не существовало, в магазине бы стояла единственная доступная пара (звучит как кошмар, да?:


Конкурентоспособность любого товара или услуги определяется тремя группами параметров (тех факторов, по которым ты будешь выбирать кроссовки).


1) Технические. 

— Назначение товара, его принадлежность к определенному виду продукции (тебе нужна обувь, а не куртка, кроссовки, а не босоножки или сапоги)

— Характеристики технико-конструкторских решений — стандартов, норм, правил, законов (тебе нужны кроссовки, которые сделаны из кожи и без вредных и ядовитых примесей, на них должно быть подтверждение этого)

— Эргономические показатели (тебе нужны удобные кроссовки, которые сядут на ногу)


2) Экономические

— цена продажи (в которую входят затраты на производство, транспортировку, рекламу, аренду магазина)


— цена потребления (в которую входит цена товара и затраты на установку и ремонт)

Цена потребления, что логично, выше цены продажи. Когда ты покупаешь кроссовки, ты тратишь деньги не только на сами кроссовки, но еще и на их обслуживание: чистку, ремонт, замену стелек. 


Наиболее конкурентоспособен не тот товар, у которого самая низкая цена продажи, а тот, у которого самая низкая цена потребления


Пример: 

Есть две пары кроссовок: за 500 р и за 2300 р. Те, что за 500р., развалятся через неделю и тебе придется их или чинить, или покупать новые. А те, что за 2300, хоть и стоят больше в моменте, но потребуют ремонта только один раз за сезон. Еще есть кроссовки за 3000 р, у них есть гарантия от производителя, и ремонт в течение трех лет будет тебе бесплатным. 


Это разница между ценой продажи и ценой потребления. Явно видно, что брать кроссовки за 500р невыгодно, а выбирать между кроссовками за 2300 и за 3000 нужно внимательно, оценивая потенциальную стоимость ремонта.


3) Социально-организационные. 

Учет социальной структуры потребителей, национальных особенностей в организации производства, сбыта, рекламы товара.


Некоторым нациям нет смысла продавать кроссовки, потому что они носят только сандалии. А другим можно продавать спортивные кроссовки, но нет смысла продавать повседневные, потому что этот социальный слой кроссовки не носит, а носит туфли.

Функции конкуренции

Их всего шесть: 


1) Адаптационная. Умение предприятий приспосабливаться к внешней среде, предлагая покупателям именно то, чего они ожидают. 

Кроссовки, которые продают в дождливых регионах, защищены от влаги, потому что это делает их более конкурентоспособными. 


2) Аллокационная. В конкурентной среде проще достичь успеха тем предприятиям, которые размещены ближе всего к производственным ресурсам.

На цену потребления влияют и транспортные расходы, поэтому чем дальше ты от производства фирменных Найков — тем дороже они тебе обойдутся, и тем меньше вероятность покупки. 


3) Распределительная. Рынок — это живой организм, который постоянно изменяется. Каждый день предприниматели оценивают обстановку и решают, есть ли смысл продолжать вкладывать свои ресурсы в проекты или настало время осваивать новые горизонты. 

Если предприниматель задумал производить кроссовки, и видит, что на рынке уже море других производителей, то он скорее откажется от этой затеи. И наоборот: если по какой-то причине в регионе резко возрос спрос на кроссовки, то множество предпринимателей решат занять нишу. 


4) Регулирующая. В условиях свободной конкуренции фирмы производят ровно столько продукции, сколько необходимо потребителю. 

Равновесие не устанавливается сразу. Сначала компания производит какое-то количество товара и смотрит: хватает ли этого количества для покрытия спроса? Или наоборот, его слишком много? Путем проб и ошибок устанавливается оптимальное количество продукции.


5) Инновационная. Стремительное развитие технологий в современном мире – результат конкуренции. Инженеры постоянно стремятся создать что-то новое, внести изменения в технологии, чтобы переиграть конкурентов. 

Сначала кроссовки были просто обувью. Потом появилась дышащая, но влагозащитная ткань. Затем — умная подошва. Затем — облегченная умная подошва. Потом подошва начала светиться и играть музыку. Возможно, по кроссовкам можно будет звонить, если это будет востребовано. 


6) Контролирующая. В условиях справедливой конкуренции ни один производитель или продавец не может занять господствующее положение на рынке и стать монополистом. В России экономическую борьбу регулирует ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006. Главное положение этого закона — запрет на образование монополий.

Виды конкуренции

1) Ценовая и неценовая. 

Ценовая конкуренция — это когда в магазине стоят одинаковые кроссовки, но с разной ценой. То есть производители борются за внимание покупателей, снижая цены. 

С кроссовками ты такое вряд ли увидишь, конечно, но вот с техническими или продуктовыми товарами такое вполне возможно. 


Неценовая конкуренция — это конкуренция на основе любых других факторов, кроме цены. Например, качество товаров, инновации, маркетинг, обслуживание клиентов, брендинг и т. д. 


2) Совершенная и несовершенная. Несовершенная в свою очередь делится на монополистическую, олигополию и монополию. Отличия будет проще понять из таблицы. 

Участники конкурентных отношений

Это те, кто так или иначе задействованы в конкуренции. К ним относятся: 

  1. Собственно, продавцы. Это фирмы-производители и точки реализации товаров и услуг, которые занимаются этой деятельностью для получения дохода. 
  2. Покупатели (потребители). У них нет обязанностей, а в России закон действует в их интересах (смотри “Закон о защите прав потребителей”). Совместные действия покупателей и продавцов формируют на рынках товаров и услуг спрос и предложение.
  3. Федеральные органы исполнительной власти, которые контролируют соблюдение законов, регулирующих торговлю.
  4. Органы местного самоуправления и государственные внебюджетные фонды. Не влияют на конкурентные отношения напрямую. но могут своими действиями предоставить преимущество кому-то из производителей: выдать лицензию, профинансировать, установить налоговые льготы. За тем, чтобы этого не происходило, также следят федеральные антимонопольные службы.

Проверь себя

Конкуренция — это: 

— рыночная структура, при которой контроль над определенной отраслью экономики оказывается в руках одного субъекта

— соревнование между различными индивидами, организациями, фирмами или группами на рынке ради достижения одной для всех цели: за лучшие условия производства и купли-продажи

— борьба среди производителей за достижение превосходства, лучшего результата


Завод произвел и начал продавать 100 единиц товара. Потребители купили все 100 единиц и остались желающие. В следующем месяце завод произвел 200 единиц товара. Потребители купили 150 единиц, а остальные пришлось отдавать за бесценок. На третий месяц завод произвел 150 единиц товара и все их продал по желаемой цене. Какую функцию конкуренции демонстрирует этот пример? 

— Регулирующую

— Аллокационную 

— Контролирующую 


Какой закон препятствует возникновению монополий в современной России? 

— Федеральный закон "О защите конкуренции"

— Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"

— Федеральный закон "О защите прав потребителей"

Admin1