Искусство

Что такое искусство?
На этот вопрос все отвечают по-своему. Кто-то считает искусством картины именитых художников, кто-то — «Игру престолов», а кто-то — все, что создается человеком.
С точки зрения обществознания определение звучит так.
Искусство — это разновидность деятельности людей, часть духовной сферы общественной жизни, направленная на познание мира и с помощью художественных образов воспроизводящая действительность.
Разберемся.
Искусство:
— создают и воспринимают люди
— является частью духовной сферы
— направлено на познание мира
— связано с художественными образами.
Основа искусства — творчество. И самые ранние формы искусства появились очень давно, ещё до нашей эры. 35-10 тысяч лет до н.э. люди уже рисовали и создавали скульптуры. Например, наскальным рисункам в пещере Альтамира в Испании уже больше 20 тысяч лет!
Осталось разобраться с художественным образом и произведением искусства. СПерва посмотрим на определения.
Художественный образ — это присущая искусству форма творческого воспроизведения, способ и пространство художественного освоения мира, существования и общения в искусстве.
Произведение искусства — это результат творческой, сознательной деятельности человека, который обладает эстетической ценностью, а также относится к определённому виду и жанру.
Звучит сложно, но всё проще, чем ты думаешь.
Любое искусство показывает мир через призму восприятия творческого человека. То есть человек как-то по-особенному видит предмет, явление или других людей. Затем этот человек создает какой-то творческий объект (или процесс), в котором передает свое видение. И затем сталкивает своё восприятие с восприятием зрителя.
Помнишь из литературы вопрос: «Что хотел сказать автор»? Вот суть того, что автор хотел донести, смысл и ценность его творения — это художественный образ. А вот результат — то, что у автора получилось — это произведение искусства.
Художественный образ — нематериальная идея, существующая в сознании человека: характер персонажа, настроение музыкального произведения, смысл картины или фильма.
Произведение искусства — нечто реально существующее, то, в чем идея воплотилась: книга, песня, картина, фильм.
Теперь поговорим о том, зачем людям вообще искусство.
Функции искусства
Казалось бы — зачем нам все это? Мы вполне можем прожить без музыки и фильмов. Да и наскальные рисунки древним людям были не очень-то нужны.
На самом деле у искусства есть несколько важных функций:
1) Познавательная.
Да-да. Кажется, где познание, а где картины и песни. Однако искусство возникло гораздо раньше науки, по сути, науки выросли из искусства.
Пещерные люди не умели проводить эксперименты и решать задачи, но они передавали свои знания через наскальные рисунки. Древние люди создавали ритуальные пляски и песни, веря в то, что это поможет им управлять миром вокруг — так же, как сейчас люди создают космические корабли и спутники.
Древнее искусство — очень ценный для современных исследователей источник знаний о прошлом.
Наука – это способ познания мира с объективной точки зрения. Искусство позволяет узнавать мир таким, каким его видят самые разные люди, помогает посмотреть на одну и ту же ситуацию, явление, предмет с самых разных точек зрения.
Пример:
Древний человек создал глиняную посуду и расписал её сценами из недавней войны с соседями. Современные археологи нашли эту посуду и, рассмотрев рисунки, выяснили, что у людей того периода уже были луки и стрелы, а также колеса.
Искусство сохраняет информацию в веках, проносит через время субъективный взгляд на мир людей того времени.
2) Эстетическая.
Искусство отвечает за поиск «универсальных законов красоты». Люди создают гармоничные и приятные произведения, удовлетворяя свои эстетические потребности.
Это помогает осмыслять мир в эстетических категориях: гармонично — дисгармонично, прекрасно — ужасно и так далее. Кроме того, искусство заставляет нас тянуться к прекрасному, развивает эстетический вкус.
Пример:
Оля проводит много времени в картинных галереях. Недавно она сделала в своей квартире ремонт, который выглядит очень гармонично и приятен глазу.
Эстетическое чувство Оли развивалось благодаря живописи — одному из видов искусства.
3) Ценностно–ориентирующая.
Произведения искусства, как правило, несут в себе какую-то мысль, какой-то посыл. Особенно это свойственно литературе, театру, кино, музыке — тем видам искусства, которые изначально направлены на людей. Так искусство воспитывает зрителей, дает им ценностные ориентиры, формирует мировоззрение.
Пример:
Стихотворение К.И.Чуковского «Мойдодыр» в легкой и забавной форме учит детей правилам гигиены.
После прочтения сказки вместе с детьми родители могут обсудить с ними смысл стихотворения и в дальнейшем напоминать о «Мойдодыре», если ребенок отказывается умываться.
Важно: крайнее проявление ценностно-ориентирующей функции искусства мы видим в пропаганде.
Пропаганда — распространение взглядов, фактов, аргументов, слухов, информации (включая искажённую) или заведомо ложных сведений с целью формирования нужного общественного мнения и манипулирования общественным сознанием
Пример:
Советское искусство носило пропагандистский характер: те произведения искусства, которые не сочетались с политикой правящей партии, не допускались в печать: для этого работала строгая цензура.
4) Воспитательная.
Искусство помогает развивать интеллектуальные и творческие способности личности.
Дети учатся говорить, слушая стихи и сказки. Учатся думать и анализировать, когда читают книжки, смотрят мультфильмы и спектакли. Иногда выбирают себе дело по душе, вдохновившись каким-то произведением искусства.
Пример:
Мише так понравилось творчество музыкальной группы, что он решил сам научиться играть на гитаре и пошел в музыкальную школу.
5) Гедонистическая.
Искусство дает человеку эстетическое наслаждение. Это особая форма духовного удовольствия.
Пример:
Дима очень любит творчество С.В. Рахманинова. Когда он хочет отдохнуть и расслабиться, он включает кантату «Весна» и наслаждается музыкой.
6) Компенсаторная.
Искусство помогает человеку решать внутренние проблемы, поддерживает в трудную минуту. Часто отдельные произведения искусства помогают справиться с психологическими проблемами.
Пример:
Оля была безответно влюблена в Алексея. Но, посмотрев фильм «Унесенные ветром», соотнесла свое поведение с поведением Скарлетт, и взяла на заметку знаменитый девиз книжной героини.
7) Коммуникативная.
Лучший способ устроить долгий разговор с кем-то — начать обсуждение нашумевшего фильма, книги, спектакля.
Обсуждение проходит вокруг любого произведения искусства. Так как видение автора не всегда совпадает с видением зрителей, вокруг отдельных произведений происходят длительные и зачастую не заканчивающиеся примирением дискуссии.
Люди обсуждают мораль истории, концовку, эстетическую составляющую и вообще всё, о чемы мы писали выше.
Пример:
Аня и Лера оказались в одной компании случайно, но вскоре болтали, как лучшие друзья. Их разговор крутился вокруг темы вампиров в современном кинематографе: обе смотрели на эту тему почти всё, и сейчас с радостью делились впечатлениями с родственной душой.
Виды искусства
Искусство классифицируют по трем основным признакам.
1) По положению художественного образа:
— Пространственные (пластические): важно место художественного образа в пространстве. Это архитектура, живопись, скульптура, фотография, дизайн.
Автор пластического искусства передает художественный образ с помощью пластики, фиксирует образ в одном положении: например, рассказывая о счастливой любви, рисует двух возлюбленных в объятиях друг друга.
— Временные (динамические): важно, как композиция разворачивается во времени. Это музыка и литература. Автор динамического искусства развивает художественный образ с течением времени: например, пишет песню, в которой незнакомые люди под конец сходятся и становятся семьей.
— Пространственно-временные (синтетические): соединяют оба предыдущих вида. Это кинематограф, театр, балет, танцы и цирковое искусство.
2) По социологическим качествам:
— народное (создавал простой народ, образы простые и понятные каждому, передавалось из поколения в поколение: народные песни, сказки, былины)
— элитарное (создавали профессионалы для ценителей, сложные творческие образы, которые не каждый способен понять, для большинства людей недоступно: закрытые поэтические вечера, живые концерты симфонических оркестров, опера и балет)
— массовое (так называемая поп-культура, создается специалистами, но для массового пользования, для простого народа; легко становится бизнесом: кинематограф, комиксы, сериалы, видеоигры и поп-музыка)
3) По применимости в быту:
— изящные (ориентированы на эстетику, создание красоты, практического применения не имеют).
— прикладные (стремятся соединить красоту и функциональность).
Признаки искусства
«А вот я краску уронил на пол, пятно получилось. Это искусство или нет?»
«А построенные сарай — искусство?»
Как отличить искусство от других творений человека?
По этим признакам:
- Чувственное восприятие мира. Искусство — это не про практичный и рациональный подход, оно про творчество.
- Наличие художественного образа, то есть какой-то идеи, концепции, отражающей творческое отношение человека к действительности.
- Субъективность. Творчество всегда показывает точку зрения конкретного человека — автора произведения, и не претендует на объективность.
- Законченность. В большинстве своем авторские произведения являются композиционно выстроенными и законченными результатами творчества
Пример:
Лера и Женя узнали про гибель кота в приюте для животных. Лера написала по этому поводу статью в местную газету: взяла интервью у сотрудников, предложила способы предотвращения таких ситуаций в дальнейшем. А Женя написала трогательное стихотворение о коте, которому было грустно и тяжело одному, без хозяев и должной заботы.
В данном случае искусство — это то, что сделала Женя. Стихотворение было отражением её личного — субъективного! – восприятия ситуации, были написаны через чувственный подход и с использованием художественного образа котика.
Искусство в современном мире
Искусство развивается с течением времени. На рубеже 1960—1970-х годов сформировалось современное искусство — новый вид творчества.
От других типов его отличает отказ от прежних правил и догм. Буквально: современное искусство отказывается от всего, что мы написали выше про функции и виды искусства.
Черты современного искусства:
— отказ от канонов, правил и ограничений
— уход от понятия прекрасного (вместо эстетического чувства мастера стараются пробудить мысль)
— использование компьютерных технологий и появление нового направления цифрового искусства (да-да, те самые нейросети)
— поиск новых жанров, их смешение;
— переосмысление старых идей и произведений;
— глобализация и смешение культурных особенностей разных народов;
— интерактивность и призыв к взаимодействию зрителя с объектом;
— внедрение искусства в повседневную жизнь (на улицы города, в магазины).
Современное искусство – это поле экспериментов. Оно свободно и может использовать любые средства, чтобы изменить видение мира зрителя и передать мысли автора.
И всё чаще оно направлено не на развитие эстетических чувств, а на шокирование публики или на явную передачу конкретной мысли. Часто задачей современных творцов становится привлечение внимания общества к какой-то конкретной проблеме, обычно — остросоциальной.
Две важные формы современного искусства — это перфоманс и хеппенинг.
Перфоманс — форма художественного действия, которое заранее придумано и срежиссировано, но разворачивается в реальном времени при главном участии художника и других атрибутов сцены: предметов, символов, жестов и т. д.
Это как спектакль, на который не продаются билеты. Перфомансы устраиваются в общественных местах: там, где зрители не рассчитывают с ним столкнуться.
Пример:
Перфоманс «Быть может» с Тильдой Суинтон. Актриса спала в картинной галерее в прозрачном боксе среди других экспонатов, а потом просто уходила. Не было ни графиков ей появления, ни заявлений от специалистов галереи.
Этим перфомансом создатели хотели показать, что в жизни всегда есть место неожиданностям.
Ещё один вид современного искусства — это хеппенинг.
Хеппенинг — форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии художника, но не контролируемые им полностью.
Похоже на перфоманс, но есть ключевая разница: здесь даже сам автор не знает заранее, что будет происходить.
Пример:
Хеппенинг «Ритм 0». Автор — Марина Абрамович — разложила перед зрителями 76 предметов. Среди них были как безобидные — цветы, хлеб, перья, так и очень опасные, вроде острых ножей и заряженного пистолета. Марина встала неподвижно и сообщила окружающим, что в течение 6 часов они могут делать с ней что угодно — она не станет реагировать и возьмет на себя всю ответственность.
К концу хеппенинга люди делали с Мариной действительно жестокие вещи: раздели догола, приставляли пистолет ей к голове, резали кожу, вставляли в разрезы шипы роз.
Была группа людей, которые старались защищать её от вредных воздействий.
Таким образом художница продемонстрировала, насколько далеко способен зайти человек в своей жестокости, если будет ощущать безнаказанность.
Проверь себя
Разновидность деятельности людей, часть духовной сферы общественной жизни, направленная на познание мира и с помощью художественных образов воспроизводящая действительность — это…
— художественный образ
— искусство
— произведение искусства
Выбери неверное утверждение:
— Пропаганда в произведения советских фильмов и книг — это пример крайнего проявления ценностно-ориентирующей функции искусства
— Наличие художественного образа и субъективного чувственного восприятия мира отличает элитарное искусство от народного
— Хеппенинг — это такой тип современного искусства, при котором даже сам автор не знает, как пойдет представление
Из представленных примеров выбери тот, который относится к пластическому элитарному прикладному искусству:
— Новая песня Лолиты
— Балетная постановка по мотивам творчества Ван Гога
— Дизайнерские обои с копиями картин импрессионистов