Искусство

cover
3268
Родители говорят тебе, что ты смотришь всякую фигню? Смело отвечай им, что это — искусство! Почему это действительно так, каким вообще бывает искусство и зачем оно нужно — рассказываем в нашей статье.
22 февраля 2024 г.
Содержание статьи

Что такое искусство?

На этот вопрос все отвечают по-своему. Кто-то считает искусством картины именитых художников, кто-то — «Игру престолов», а кто-то — все, что создается человеком. 


С точки зрения обществознания определение звучит так.


Искусство — это разновидность деятельности людей, часть духовной сферы общественной жизни, направленная на познание мира и с помощью художественных образов воспроизводящая действительность.


Разберемся. 


Искусство: 

— создают и воспринимают люди

— является частью духовной сферы

— направлено на познание мира

— связано с художественными образами. 


Основа искусства — творчество. И самые ранние формы искусства появились очень давно, ещё до нашей эры. 35-10 тысяч лет до н.э. люди уже рисовали и создавали скульптуры. Например, наскальным рисункам в пещере Альтамира в Испании уже больше 20 тысяч лет! 


Осталось разобраться с художественным образом и произведением искусства. СПерва посмотрим на определения. 


Художественный образ — это присущая искусству форма творческого воспроизведения, способ и пространство художественного освоения мира, существования и общения в искусстве.


Произведение искусства — это результат творческой, сознательной деятельности человека, который обладает эстетической ценностью, а также относится к определённому виду и жанру.



Звучит сложно, но всё проще, чем ты думаешь. 


Любое искусство показывает мир через призму восприятия творческого человека. То есть человек как-то по-особенному видит предмет, явление или других людей. Затем этот человек создает какой-то творческий объект (или процесс), в котором передает свое видение. И затем сталкивает своё восприятие с восприятием зрителя. 


Помнишь из литературы вопрос: «Что хотел сказать автор»? Вот суть того, что автор хотел донести, смысл и ценность его творения — это художественный образ. А вот результат — то, что у автора получилось — это произведение искусства. 


Художественный образ — нематериальная идея, существующая в сознании человека: характер персонажа, настроение музыкального произведения, смысл картины или фильма. 


Произведение искусства — нечто реально существующее, то, в чем идея воплотилась: книга, песня, картина, фильм. 


Теперь поговорим о том, зачем людям вообще искусство.

Функции искусства

Казалось бы — зачем нам все это? Мы вполне можем прожить без музыки и фильмов. Да и наскальные рисунки древним людям были не очень-то нужны. 


На самом деле у искусства есть несколько важных функций: 


1) Познавательная.

Да-да. Кажется, где познание, а где картины и песни. Однако искусство возникло гораздо раньше науки, по сути, науки выросли из искусства. 


Пещерные люди не умели проводить эксперименты и решать задачи, но они передавали свои знания через наскальные рисунки. Древние люди создавали ритуальные пляски и песни, веря в то, что это поможет им управлять миром вокруг — так же, как сейчас люди создают космические корабли и спутники. 


Древнее искусство — очень ценный для современных исследователей источник знаний о прошлом.


Наука – это способ познания мира с объективной точки зрения. Искусство позволяет узнавать мир таким, каким его видят самые разные люди, помогает посмотреть на одну и ту же ситуацию, явление, предмет с самых разных точек зрения. 


Пример: 

Древний человек создал глиняную посуду и расписал её сценами из недавней войны с соседями. Современные археологи нашли эту посуду и, рассмотрев рисунки, выяснили, что у людей того периода уже были луки и стрелы, а также колеса. 

Искусство сохраняет информацию в веках, проносит через время субъективный взгляд на мир людей того времени.


2) Эстетическая.

Искусство отвечает за поиск «универсальных законов красоты». Люди создают гармоничные и приятные произведения, удовлетворяя свои эстетические потребности. 


Это помогает осмыслять мир в эстетических категориях: гармонично — дисгармонично, прекрасно — ужасно и так далее. Кроме того, искусство заставляет нас тянуться к прекрасному, развивает эстетический вкус. 


Пример: 

Оля проводит много времени в картинных галереях. Недавно она сделала в своей квартире ремонт, который выглядит очень гармонично и приятен глазу. 

Эстетическое чувство Оли развивалось благодаря живописи — одному из видов искусства. 


3) Ценностно–ориентирующая.

Произведения искусства, как правило, несут в себе какую-то мысль, какой-то посыл. Особенно это свойственно литературе, театру, кино, музыке — тем видам искусства, которые изначально направлены на людей. Так искусство воспитывает зрителей, дает им ценностные ориентиры, формирует мировоззрение. 


Пример: 

Стихотворение К.И.Чуковского «Мойдодыр» в легкой и забавной форме учит детей правилам гигиены. 

После прочтения сказки вместе с детьми родители могут обсудить с ними смысл стихотворения и в дальнейшем напоминать о «Мойдодыре», если ребенок отказывается умываться. 


Важно: крайнее проявление ценностно-ориентирующей функции искусства мы видим в пропаганде.


Пропаганда — распространение взглядов, фактов, аргументов, слухов, информации (включая искажённую) или заведомо ложных сведений с целью формирования нужного общественного мнения и манипулирования общественным сознанием


Пример: 

Советское искусство носило пропагандистский характер: те произведения искусства, которые не сочетались с политикой правящей партии, не допускались в печать: для этого работала строгая цензура. 


4) Воспитательная.

Искусство помогает развивать интеллектуальные и творческие способности личности. 

Дети учатся говорить, слушая стихи и сказки. Учатся думать и анализировать, когда читают книжки, смотрят мультфильмы и спектакли. Иногда выбирают себе дело по душе, вдохновившись каким-то произведением искусства. 


Пример: 

Мише так понравилось творчество музыкальной группы, что он решил сам научиться играть на гитаре и пошел в музыкальную школу. 


5) Гедонистическая.

Искусство дает человеку эстетическое наслаждение. Это особая форма духовного удовольствия. 


Пример: 

Дима очень любит творчество С.В. Рахманинова. Когда он хочет отдохнуть и расслабиться, он включает кантату «Весна» и наслаждается музыкой. 


6) Компенсаторная. 

Искусство помогает человеку решать внутренние проблемы, поддерживает в трудную минуту. Часто отдельные произведения искусства помогают справиться с психологическими проблемами. 


Пример: 

Оля была безответно влюблена в Алексея. Но, посмотрев фильм «Унесенные ветром», соотнесла свое поведение с поведением Скарлетт, и взяла на заметку знаменитый девиз книжной героини. 


7) Коммуникативная. 

Лучший способ устроить долгий разговор с кем-то — начать обсуждение нашумевшего фильма, книги, спектакля. 


Обсуждение проходит вокруг любого произведения искусства. Так как видение автора не всегда совпадает с видением зрителей, вокруг отдельных произведений происходят длительные и зачастую не заканчивающиеся примирением дискуссии. 


Люди обсуждают мораль истории, концовку, эстетическую составляющую и вообще всё, о чемы мы писали выше. 


Пример: 

Аня и Лера оказались в одной компании случайно, но вскоре болтали, как лучшие друзья. Их разговор крутился вокруг темы вампиров в современном кинематографе: обе смотрели на эту тему почти всё, и сейчас с радостью делились впечатлениями с родственной душой.

Виды искусства

Искусство классифицируют по трем основным признакам.


1) По положению художественного образа: 


— Пространственные (пластические): важно место художественного образа в пространстве. Это архитектура, живопись, скульптура, фотография, дизайн.

Автор пластического искусства передает художественный образ с помощью пластики, фиксирует образ в одном положении: например, рассказывая о счастливой любви, рисует двух возлюбленных в объятиях друг друга. 


— Временные (динамические): важно, как композиция разворачивается во времени. Это музыка и литература. Автор динамического искусства развивает художественный образ с течением времени: например, пишет песню, в которой незнакомые люди под конец сходятся и становятся семьей. 


— Пространственно-временные (синтетические): соединяют оба предыдущих вида. Это кинематограф, театр, балет, танцы и цирковое искусство. 


2) По социологическим качествам: 


— народное (создавал простой народ, образы простые и понятные каждому, передавалось из поколения в поколение: народные песни, сказки, былины)


— элитарное (создавали профессионалы для ценителей, сложные творческие образы, которые не каждый способен понять, для большинства людей недоступно: закрытые поэтические вечера, живые концерты симфонических оркестров, опера и балет)


— массовое (так называемая поп-культура, создается специалистами, но для массового пользования, для простого народа; легко становится бизнесом: кинематограф, комиксы, сериалы, видеоигры и поп-музыка)


3) По применимости в быту: 


— изящные (ориентированы на эстетику, создание красоты, практического применения не имеют).

— прикладные (стремятся соединить красоту и функциональность).

Признаки искусства

«А вот я краску уронил на пол, пятно получилось. Это искусство или нет?»

«А построенные сарай — искусство?»


Как отличить искусство от других творений человека? 

По этим признакам: 

  1. Чувственное восприятие мира. Искусство — это не про практичный и рациональный подход, оно про творчество. 
  2. Наличие художественного образа, то есть какой-то идеи, концепции, отражающей творческое отношение человека к действительности. 
  3. Субъективность. Творчество всегда показывает точку зрения конкретного человека — автора произведения, и не претендует на объективность. 
  4. Законченность. В большинстве своем авторские произведения являются композиционно выстроенными и законченными результатами творчества


Пример: 

Лера и Женя узнали про гибель кота в приюте для животных. Лера написала по этому поводу статью в местную газету: взяла интервью у сотрудников, предложила способы предотвращения таких ситуаций в дальнейшем. А Женя написала трогательное стихотворение о коте, которому было грустно и тяжело одному, без хозяев и должной заботы.


В данном случае искусство — это то, что сделала Женя. Стихотворение было отражением её личного — субъективного! – восприятия ситуации, были написаны через чувственный подход и с использованием художественного образа котика.

Искусство в современном мире

Искусство развивается с течением времени. На рубеже 1960—1970-х годов сформировалось современное искусство — новый вид творчества. 


От других типов его отличает отказ от прежних правил и догм. Буквально: современное искусство отказывается от всего, что мы написали выше про функции и виды искусства. 


Черты современного искусства: 

— отказ от канонов, правил и ограничений

— уход от понятия прекрасного (вместо эстетического чувства мастера стараются пробудить мысль)

— использование компьютерных технологий и появление нового направления цифрового искусства (да-да, те самые нейросети)

— поиск новых жанров, их смешение;

— переосмысление старых идей и произведений;

— глобализация и смешение культурных особенностей разных народов;

— интерактивность и призыв к взаимодействию зрителя с объектом;

— внедрение искусства в повседневную жизнь (на улицы города, в магазины).


Современное искусство – это поле экспериментов. Оно свободно и может использовать любые средства, чтобы изменить видение мира зрителя и передать мысли автора. 


И всё чаще оно направлено не на развитие эстетических чувств, а на шокирование публики или на явную передачу конкретной мысли. Часто задачей современных творцов становится привлечение внимания общества к какой-то конкретной проблеме, обычно — остросоциальной. 


Две важные формы современного искусства — это перфоманс и хеппенинг. 


Перфоманс — форма художественного действия, которое заранее придумано и срежиссировано, но разворачивается в реальном времени при главном участии художника и других атрибутов сцены: предметов, символов, жестов и т. д.


Это как спектакль, на который не продаются билеты. Перфомансы устраиваются в общественных местах: там, где зрители не рассчитывают с ним столкнуться. 


Пример: 

Перфоманс «Быть может» с Тильдой Суинтон. Актриса спала в картинной галерее в прозрачном боксе среди других экспонатов, а потом просто уходила. Не было ни графиков ей появления, ни заявлений от специалистов галереи. 


Этим перфомансом создатели хотели показать, что в жизни всегда есть место неожиданностям.



Ещё один вид современного искусства — это хеппенинг. 


Хеппенинг — форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии художника, но не контролируемые им полностью.


Похоже на перфоманс, но есть ключевая разница: здесь даже сам автор не знает заранее, что будет происходить.


Пример: 

Хеппенинг «Ритм 0». Автор — Марина Абрамович — разложила перед зрителями 76 предметов. Среди них были как безобидные — цветы, хлеб, перья, так и очень опасные, вроде острых ножей и заряженного пистолета. Марина встала неподвижно и сообщила окружающим, что в течение 6 часов они могут делать с ней что угодно — она не станет реагировать и возьмет на себя всю ответственность. 


К концу хеппенинга люди делали с Мариной действительно жестокие вещи: раздели догола, приставляли пистолет ей к голове, резали кожу, вставляли в разрезы шипы роз. 

Была группа людей, которые старались защищать её от вредных воздействий. 


Таким образом художница продемонстрировала, насколько далеко способен зайти человек в своей жестокости, если будет ощущать безнаказанность.

Проверь себя

Разновидность деятельности людей, часть духовной сферы общественной жизни, направленная на познание мира и с помощью художественных образов воспроизводящая действительность — это…



— художественный образ

— искусство

— произведение искусства


Выбери неверное утверждение: 


— Пропаганда в произведения советских фильмов и книг — это пример крайнего проявления ценностно-ориентирующей функции искусства

— Наличие художественного образа и субъективного чувственного восприятия мира отличает элитарное искусство от народного

— Хеппенинг — это такой тип современного искусства, при котором даже сам автор не знает, как пойдет представление


Из представленных примеров выбери тот, который относится к пластическому элитарному прикладному искусству: 


— Новая песня Лолиты

— Балетная постановка по мотивам творчества Ван Гога

— Дизайнерские обои с копиями картин импрессионистов


Admin1